2
ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИИ ШКОЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основными принципами интеграционной политики в области среднего образования в настоящее время становятся: непрерывность; исключение жестких разграничений между многообразными уровнями и видами образования; достижение начальным и средним образованием комплексного характера.
В школе математика –опорный, основной предмет для изучения смежных дисциплин. Реальной потребностью в наши дни становится непрерывное, постоянное образование, которое требует хорошей базовой общеобразовательной подготовки, включающей математическую. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным использованием математики, поэтому увеличивается круг школьников, для которых математика становится базовым предметом. Решающее значение для системы школьного образования имеет интеллектуальный потенциал математики как учебного предмета в формировании подрастающего поколения. Школьный курс математики обосновывается на специфике математического метода, на высоком интеграционном потенциале математической науки, который предоставляет возможность гуманитарной ориентации обучения.
Об интеграции сейчас говорят много. Разброс понятий, отождествляемых с ней, очень велик: синкретизм, синтез, суммирование, комплексность – одни из наиболее используемых. Каждое из данных понятий на самом деле помогает раскрыть, понять смысл интеграции, но отнюдь не способно полно и всесторонне передать ее содержание.
Понятийный аппарат в области интеграции образования не имеет в педагогической литературе четкого определения. Все существующие трактовки интеграции образования описывают только лишь отдельные стороны, и всякое направление, будучи отвлеченным от других, не дает совершенного представления о содержании понятия.
Термин «интеграция» (от латинского integratio - восстановление, восполнение, integer - целый) означает «объединение в целое каких-либо частей, элементов» [48. С. 494] и применяется также для характеристики процесса сближения и связи наук, происходящего наряду с процессом их дифференциации.
В педагогике понятие «интеграция» как научное стало обсуждаться в первой половине 80-х гг. XX в. на фоне бурно развивающихся взаимопроникающих процессов в экономической, политической, информационной, культурной и других сферах жизни общества. В самом начале XX в. в педагогическом сознании возникли два противоположных дидактических направления: предметность и комплексность. Комплексное обучение стремилось реализовать себя посредством разрушения старой, предметной, системы образования.
1931 г. – победа педагогического традиционализма. Одна противоположность – предметность – поглотила другую – комплексность. Однако первые ростки интеграции не исчезли окончательно: она входит внутрь предметности и, подобно скрытому в земле зерну, начинает в ней новый цикл своего развития. [18. С. 8].
50-е гг. – форма интеграции рассматривается как межпредметная связь. [18. С. 8].
80-е гг. – интеграцию ввели в педагогику (сборник научных трудов «Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования», изданный в 1983 г.) и рассмотрели её как способ формирования всесторонне гармонично развитой личности [23], т.е. как метод осуществления основной задачи педагогики.
В конце 1980-х гг. начинается и в первой половине 1990-х гг. достигает своего пика массовое движение по созданию различных учебных курсов, включающих в себя элементы интеграции.
90-е гг. – представляет собой научно наиболее развитую идею комплексного обучения начала века. Предметность становится одной из форм реализации метода интеграции в педагогическом процессе. Данный подход способствует проводить научные исследования на уровне системных внутрипредметных отношений. А межпредметная связь представляется в виде целостной системы высокого уровня сложности со своими особыми функциями, которые принципиально не могут быть исполнены на уровне внутрипредметной интеграции.
2013 г. – принята Концепция математического образования в РФ (24.12.2013), задачей которой является модернизация содержания учебных программ математического образования на всех уровнях.
Интеграция трактуется как определенная система традиционного предметного образования. Последующее развитие этого положения способно сформировать качественно новую модель – интеграционное образовательное пространство, надстраивающееся над предметной системой и абсолютно сохраняющее ее в качестве своего функционального основания. Например: задача об измерении длины отрезков подтолкнула Пифагора к открытию несоизмеримых отрезков и в будущем к построению действительных чисел; задачи об измерении длины окружности, площади круга, объемов шара и пирамиды привели древнегреческих ученых к понятию предела и заложили основы интегрального исчисления; задачи нахождения уравнения касательной к кривой и вычисления площади криволинейной трапеции способствовали созданию Г. Лейбницем и И. Ньютоном дифференциального и интегрального исчислений; геометрические методы изображения пространственных фигур стали фундаментом живописи, изобразительного искусства; задача о нахождении орбит космических тел была решена с помощью конических сечений; современные представления о Вселенной описываются на языке геометрии с помощью понятия многообразия; задача Эйлера о кенигсбергских мостах положила начало нового направления геометрии - теории графов; функциональный анализ опирается на понятие бесконечномерного линейного пространства, обобщающего понятие евклидова пространства; понятие группы – возникло на основе геометрических понятий симметрии и движения.
Группы симметрии играют важную роль не только в математике, но и в физике, химии, биологии, кристаллографии и других науках; в последнее время активно развивается алгебраическая геометрия; решение проблемы Ферма было получено с использованием глубоких геометрических методов; разработка методов решения задач оптимального управления стала возможной благодаря развитию геометрических методов, в том числе теории многогранников; в связи с развитием компьютерной техники, появилось и успешно развивается новое направление геометрии – компьютерная геометрия. По большому счету, современную науку и ее приложения невозможно представить без геометрии и ее разделов, например, топология, дифференциальная геометрия, алгебраическая геометрия, теория графов.
Велика роль математики в формировании научной картины мира как основы мировоззрения, которое трактуется философами как обобщенная система взглядов на мир в целом, на место отдельных людей в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, как совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических убеждений и идеалов [18]. Для мировоззрения характерна более высокая степень интеграции знаний, чем в научной картине мира. В то же время в нем представлен не исключительно понятийный и интеллектуальный аспекты, а и эмоционально целостное отношение человека к миру во всем его многообразии. Можно сказать, что интеграционная сущность содержания образования способствует формированию целостного мировоззрения.
Как учебный предмет математика, в силу своей специфики, вносит собственный вклад в становление научной, общей картины мира, которая не может быть сформирована без осознания школьниками особенностей математического метода познания действительности, особенностей математического знания в самом широком его толковании. Школьное преподавание должно быть поставлено так, чтобы в нем проводилась такая же тесная связь абстрактного с конкретным, которая характеризует математику и ее приложения. Научный поиск в данном направлении убеждает в том, что лишь связь абстрактного с конкретным, их взаимное проникновение в состоянии придать второму практическую пригодность, а первому – смысл и значение.
Математика отличается от остальных наук и тем, что изучает измеряемую сторону всех явлений мира, и, поэтому, если ее конкретное содержание ничтожно, то приложение к изучению конкретного мира беспредельно.
В формировании средствами математики научной картины мира и на ее базе – мировоззрения средствами математики, немаловажным является понимание учащимися того, что есть математика, каков вопрос ее изучения, в чем специфика ее метода познания действительности, как она объединена с практикой и т. д.
Как и все другие науки, математика возникла из практических потребностей людей. Но, как и во всех других областях мышления, законы, абстрагированные из реального мира, на известной ступени развития отрываются от реального мира, противопоставляются ему как нечто самостоятельное, как явившиеся извне законы, с которыми мир должен сообразовываться. Так было с обществом и государством, так, а не иначе, чистая математика применяется впоследствии к миру, хотя она и заимствована из этого самого мира и только выражает часть присущих ему форм связей, - и как раз только поэтому и может вообще применяться» [51. С. 33].
В работах В.И. Арнольда и Л.Д. Кудрявцева «математика является экспериментальной наукой – частью теоретической физики и членом семейства экспериментальных наук», - отмечает В.И. Арнольд [8. С. 118]. Они разъясняют сущность математики как науки, состоящую в том, что в отличие от других наук, математика изучает не сами модели предметов реального мира, а общие схемы этих моделей, т.е. модели моделей, их взаимосвязи, методы их конструирования, иерархии схем и т.д. «Математическое моделирование заслуживает особенного внимания, поскольку оно играет все большую роль во многих областях современной науки и техники, являясь мощным и экономически выгодным средством как для проведения научных исследований, так и для выполнения самых разнообразных экспериментальных и конструкторских работ. Новое отношение ученых к предмету математики способствовало тому, что наряду с тенденцией дифференциации в математике начали проявляться задатки новой, противоположной ей, тенденции – интеграции; и проявление этой тенденции стало нарастать.
Интеграция настойчиво старается проникнуть в процесс образования. В последнее время данная проблема широко изучается применительно к различным отраслям научного знания. Впрочем, в научных исследованиях по методике обучения математики процесс интеграции математического образования еще не занимает достойного места, не раскрыта его природосообразная основа, и механизм усвоения знаний и формирования научных понятий на основе их интеграции. Углубление, расширение и уточнение понятий, созданные на вертикальной и горизонтальной интеграции, требуют разработки поочередных действий обучающихся и учителей-предметников по управлению процессом интеграции учебного материала.
Вместе с тем процесс интеграции в теории и методике преподавания математики приводит к тому, что качественно новый характер приобретают такие явления, как преемственность и непрерывность в обучении математике, интеграция учебных дисциплин, форм обучения, внутри- и межпредметные связи, объединяющие математику с различными отраслями знания посредством общих законов, понятий, методов исследования.
Роль интеграции среднего математического образования велика и в стимулировании интереса учащихся к предмету, раскрытии перед ними эстетического потенциала школьной математики.
Возможность интеграции образования определена стремлением человека к самосовершенствованию, возможностью приобретать, сохранять и перестраивать всякий опыт.
Интеграция, математического образования призвана исследовать взаимопроникновение и взаимосвязанность содержания как в самой математике, так и между нею и различными учебными дисциплинами. Являясь основным и определяющим началом непрерывности, главным инструментом преемственности, необходимым условием организации межпредметных и внутрипедметных связей в процессе обучения, она рассматривается как процесс и результат целенаправленного, педагогически, научно и планомерно организованного обучения.
Методологическую основу интеграции математического образования составляет диалектическое положение о всеобщей связи всех процессов и явлений в природе и обществе, о материальном единстве мира. Это положение реализуется в диалектическом методе познания, требующем анализировать все течения и явления в их развитии, во взаимосвязи, единстве и борьбе противоположностей. Диалектический метод рассматривается в системном методе, при котором они рассматриваются как части, или элементы, некоторого целостного образования. Главное, что описывает систему, - это взаимосвязь и взаимодействие частей в рамках целого. Для системного подхода характерны именно целостное рассмотрение, установление взаимодействия составных частей или элементов совокупности, несводимость свойств целого к свойствам частей.
В требованиях к математической подготовке школьников, заложенных в стандарте среднего математического образования, указано, что «обучение математике должно вносить значительный вклад в интеллектуальное развитие учащихся, формируя у них качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые человеку для полноценного функционирования в обществе, способствовать становлению гуманитарной культуры человека, раскрывая представление о математике как форме описания и методе познания действительности, как части общечеловеческой культуры, о значимости математики для общественного прогресса». Достижение этой цели возможно только при наличии интеграционных процессов в математическом образовании.
Сказанное с уверенной очевидностью свидетельствует о том, что для человеческого прогресса в абсолютном объеме нужно организовать учебный процесс в средних школах так, чтобы с первых дней школьной жизни приучать учащимся жажду отыскивания новых путей, новых возможностей, новых подходов к решению как привычных проблем, стоящих перед обществом, так и появляющихся вновь. Задача школы состоит в том, чтобы научить юное поколение мыслить, учиться и действовать, чтобы помочь ему приобрести цельное научное мировоззрение, придающее поступкам человека, его работе высокое назначение, стремление ставить и добиваться не эгоистические, а высокие общественные цели. Важная роль в решении этой задачи принадлежит интеграции среднего математического образования.