Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинушка» с.Сабакаево
МО «Мелекесский район» Ульяновской области»
Андреева Наталья Анатольевна,
воспитатель
Представление долгосрочного педагогического проекта «Говорим красиво и правильно: речевое развитие детей раннего возраста средствами детского фольклора»
Пояснительная записка
Актуальность проекта: Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир — яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой. Он соседствует с миром взрослых, но не подвластен ему и живет по своим законам в соответствии со своим ведением природы и человеческих отношений. Дети с живым интересом вглядываются в жизнь взрослых и охотно заимствуют их опыт, но видоизменяют и выкраивают приобретенное. Мысль детей связана с конкретными образами — в этом ключ к тайнам детского художественного творчества. Особенности детской психики, мышления определили отбор произведений детского фольклора.
Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Г.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение появляющихся новых поколений, цели и задачи воспитания и обучения их, известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение — вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Поздним наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой — цыпляток поить; кисонька — мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит — деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинка горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.
Большое внимание уделяю русской народной сказке, которая помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
Особую значимость фольклор представляет в первые дни жизни малыша в детском саду. Маленький ребёнок в период адаптации скучает по дому, маме, не способен к общению с другими детьми и потому находится в угнетённом состоянии. Потешка помогает устанавливать первоначальный контакт воспитателя с малышами. Правильно подобранная потешка, помогает погасить в малыше отрицательные эмоции, пробудить чувство симпатии к пока ещё чужому для него человеку. В общем, отвлечься и успокоиться.
Для выполнения этих задач подобрала серию потешек, пестушек, попевок, прибауток. При подборе обращала внимание на то, чтобы они были просты, коротки, с чётким ритмом, побуждали к действию, движениям. Они удовлетворяют рано возникающую у ребёнка потребность в художественном слове, в ритмических движениях.
Каждый знает, что проведение некоторых режимных процессов вызывает у малышей отрицательное отношение. И вот, для того чтобы дети умывались, ели, раздевались, готовясь ко сну, с удовольствием, я решила прибегнуть к потешкам. Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Ане личико»». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики.
Потешка способна корректировать поведение детей, создавать у них хорошее настроение. Вот почему стараюсь, чтобы потешка сопутствовала всей жизни малышей, настраивала их на мажорный лад. Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произношу: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую».
Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю».
Одевание — сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они — сапожки».
Использую потешки как средство обогащения словаря детей новыми словами, выражениями. Вслушиваясь в напевность, ритмичность и образность народного языка, ребёнок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности русского слова.
Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Например, во время кормления кукол приговаривают: “Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку”.
Потешки воспитывают у детей уважение к старшим, дружелюбие. Так, ласковость и доброжелательность потешек вызывают у малышей чувство сопереживания сверстникам. Упавшего поднимают, приговаривает: “Не плачь, не плачь, куплю калач”.
Напеваю колыбельную, а дети подпевают, делают имитационные движения: баюкают, сложив руки на груди. Малыши не только слушают песенки, которые мы поем, но и сами поют куклам — и про кота-воркота, и про гулей, про серого волка, приучая ухо к интонационному строю родной речи.
В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору», «Выпал беленький снежок», «Жмурки» и др.
Известно, что созданию положительного эмоционального настроя в детском коллективе, а также развитию речи, расширению кругозора способствуют и развлечения. Когда у детей накопился опыт слушания и осмысленного восприятия потешек, я стала подбирать более сложный материал для развлечения ребят. Любимое развлечение малышей — “Дочка моя — куколка”. Дети укладывали кукол спать под русскую колыбельную “Катенька, баю, бай”, учили их ходить и ритмично приговаривали ходушку.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в группах раннего возраста позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому необходимо как можно шире использовать его воспитание детей.
Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л.С. Выгодский). Все это позволит дать многое малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с народной поэзией.
Цель проекта: Развитие речи у детей раннего возраста посредством русской – народной сказки и через малые жанры фольклора
Задачи проекта:
Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, прибауток, с использованием различных методов и приёмов.
Развивать познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Воспитывать у детей чувство любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду.
Воспитывать на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
Предварительная работа с детьми:
Работа с родителями:
Приобщать родителей к процессу формирования представлений о русском народном творчестве у детей раннего возраста средствами русской – народной сказки и через малые жанры фольклора.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники, родители.
Сроки реализации проекта: долгосрочный, в течение 2016- 2017 учебного года.
Этапы проекта:
Этапы проекта | Мероприятия | Участники |
Предпроектный (июль - август) | - Организация адаптационного периода с использованием различных форм фольклора -Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта. --Анкетирование родителей. | Воспитатели, родители. |
Основной этап (сентябрь) | - Организация игрового взаимодействия. - Выставка книг с различными жанрами фольклора. - Чтение и рассматривание иллюстраций. - Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений. | Воспитатели, воспитанники |
В течение года | - Создание развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений. -Деятельность в соответствии с планированием. | Воспитатели, дети (перспективный план) |
Работа с родителями В течение года | - Проведение индивидуальных и подгрупповых консультаций. - Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе, периодично меняя содержание уголков. -Проведение родительского собрания. Предоставление фото и видео материала. | Воспитатели, родители |
Результативный (май) | - Анализ, обобщение результатов проекта. Музыкально-театральное развлечение Фото и видео материал «Говорушки». | Воспитатели, родители. |
Для достижения эффективности формирования речевых навыков и умений у детей 1 группы раннего возраста был разработан перспективный план совместной деятельности с использованием малых жанр фольклора, сказок, дидактических игр, игровых упражнений.
Ожидаемые результаты проекта у детей:
В ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения у детей 1-2лет посредством использования устного народного творчества как одного из средств развития воспитания.
Сформируются представления у детей о культурно-гигиенических навыках через малые жанры фольклора.
Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе, сказкам.
Обогатится и активизируется словарный запас детей.
Дети овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.
Ожидаемые результаты проекта у родителей:
Убеждение родителей в значимости детского сада в жизни своего ребёнка. Сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора, повысится общий культурный уровень.
Поисковая работа и ее результат:
Печатная продукция: (картотека народных игр, скороговорок, потешек, пословиц и загадок, папки - передвижки.)
Участие детей, родителей, воспитателей в конкурсах разного уровня.