СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Представление инновационного опыта работы

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представление моего инновационного опыта работы как учиетля информатики

Просмотр содержимого документа
«Представление инновационного опыта работы»

К онкурсное задание «Методический семинар»

Публичное представление собственного инновационного

педагогического опыта учителя информатики МБОУ СОШ № 1

Юфтайкиной Елены Васильевны –

участника школьного этапа конкурса «Учитель года 2020»


Добрый день , уважаемые коллеги. Разрешите представить вашему вниманию мой опыт работы в школе, мое понимание миссии учителя.

Что значит слово УЧИТЕЛЬ?

Наставник, мудрец, человек?

Значенье, какое важнее,

Спорьте хоть целый век.

Думаю, просто профессией

Назвать учителя мало:

Выбрать свое призвание

Судьба ему указала

Когда же судьба указала мне стать учителем? Наверное, когда я была ученицей начальной школы. Ведь именно из того времени в памяти всплывает образ моего первого учителя, Шукшиной Зинаиды Федоровны. Благодаря ее душевной доброте, чуткости, отзывчивости я смогла выбрать сое призвание. После окончания школы мой путь лежал в Мордовский государственный университет имени Николая Платоновича Огарева.

Вихрем пронеслись студенческие годы. И вот я – дипломированный специалист , 20 лет от роду, отправилась набираться опыта.

Незаметно пролетело время. За 20 лет соей педагогической деятельности поняла, что «Учитель не просто профессия, а часть жизни каждого человека. И эта часть должна быть самой лучшей».

Для меня быть учителем  - ответственное и нелёгкое дело. Формировать человека, передавать ему знания, воспитывать характер, помочь адаптироваться к реалиям жизни, потребностям общества, - вот далеко неполный перечень обязанностей учителя

Слайд 2 В своей работе руководствуюсь известной восточной мудростью «Школа не должна научить на всю жизнь, школа должна научить учиться всю жизнь».

Я преподаю предмет, который так необходим в рамках нового образовательного стандарта, так как сегодня нет ни одной отрасли науки и техники, которая развивалась бы так стремительно, как информатика.

Можно сказать, что на наших глазах происходит компьютерная революция, которая затрагивает все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей.

Слайд 3 Сегодня компьютер с выходом в сеть Интернет имеет практически каждый учащийся. В основном он используется для игр, общения со сверстниками, иногда для поиска информации. Моя главная задача, как учителя информатики, помочь своим ученикам освоиться в новой среде, активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, формировать у учащихся готовность к саморазвитию, умение использовать теоретические сведения в практической деятельности.

Я пытаюсь донести до детей свою мысль о том, что быть счастливым – значит быть успешным, востребованным.

Поэтому на каждом уроке ставлю перед собой цель — развивать ребенка, помочь ему понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли,  осознавать свои  возможности, давать самооценку, проще говоря, найти свои «слабые места» и пути преодоления видимых, кажущихся сложностей.

В течение последних лет работаю над темой «Формирование и развитие ИКТ - компетентности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности» используя метапредметный потенциал информатики.

В инфор­матике формируются многие виды деятельности, которые носят метапредметный характер, способность к ним образует ИКТ-компетентность. Компетентность можно сформировать только на практике, поэтому большее внимание стараюсь уделять практической направленности учебных материалов.

Наряду с традиционной мною выбраны следующие образовательные технологии обучения как средства формирования ключевых компетенций школьников:

Игровая технология

  • На основе использования ИКТ технологий,

  • С осуществлением дифференцированного подхода

Технология критического мышления

Технология проблемного обучения

Технология проектного обучения

К надпредментым умениям, которыми необходимо овладеть в первую очередь считаю целесообразным отнести умения, относящиеся к компьютерной грамотности, т.к. средства ИКТ – основа учебных материалов нового поколения:

  1. использовать в работе различные технические устройства – от телефона до ПК и компьютерных сетей;

  2. уметь извлекать информацию из различных источников – от периодической печати до электронных коммуникаций;

  3. использовать в своей работе компьютерные информационные технологии (обработка текстовой, числовой, графической информации, обработка звука, видео, навыки работы с электронными документами и т.д.);

  4. уметь представлять информацию в понятном виде и эффективно её использовать.

На своих уроках для формирования надпредметных умений использую такие простейшие приемы как:

Усвоение новых знаний и способов действий

Приём «Знакомая незнакомка»

Учащиеся при изучении новой компьютерной программы до изучения её особенностей находят знакомые команды меню, знакомые кнопки на панелях инструментов, знакомые элементы окон.

Например, находятся команды сохранения, открытия, печати документов; команды копирования, перемещения, вставки объектов и т.д.

Приём «Что? Где? Как?»

При составлении алгоритмов деятельности учащиеся отвечают на три вопроса:

Первый вопрос «Что?» определяет результат деятельности. Второй вопрос «Где?» определяет место поиска команд. Третий вопрос «Как?» раскрывает последовательность действий для достижения цели.

Пример: алгоритм выравнивания текста в программе Microsoft Office Word 2007

1 способ:

Что? – выровнять текст

Где? – панель инструментов

Как? – алгоритм:

1) выделить текст,

2) вкладка Главная – поле Абзац – выбрать одну из кнопок


Приём «Я не могу всё знать»

Если ученик предлагает неизвестные учителю способы работы, то это только приветствуется и поощряется.

Приём «Зачем мне это надо?»

Когда новая тема рассмотрена, идёт поиск возможного применения знаний в других предметных областях.

Приём «Он ничего не умеет»

Когда ученики дома пытаются создать какой-то электронный документ, часто им не удаётся достигнуть желаемого результата и появляется реплика: «Компьютер ничего не умеет». Изучение новой темы начинается с имитации домашней ошибки.

Пример: при изучении темы «Параметры страницы» в программе Microsoft Office Word приводится пример напечатанного реферата, в котором переход на следующую страницу осуществляется неоднократным нажатием на клавишу Enter. В режиме отключения непечатаемых знаков учитель пытается добавить или удалить фрагменты текста, увеличить или уменьшить размер шрифта, результатом является закономерное смещение текста на другие страницы. Выявляется проблема – переход на другую страницу должен быть произведён каким-то другим способом. Начинается изучение самой темы.

Приём «Общее в частном»

При изучении учебного материала приводятся примеры сразу нескольких программ, где он может встречаться.

Пример: при изучении цветовых моделей компьютерной графики (RGB, CMYK и др.) они показываются во всех имеющихся графических редакторах.

Приём «Помоги соседу»

Предлагается общее задание с известным началом. Пока одна группа учеников начинает выполнение задания, другой группе объясняется часть неизвестного алгоритма. Потом группы меняются местами, только второй группе объясняется другая часть неизвестного алгоритма. Когда практическая работа возобновится в полном составе и учащиеся дойдут до проблемных шагов алгоритма выполнения работы, сосед соседу должен объяснить неизвестное. Учитель контролирует ситуацию и в случае «неумелых» объяснений приходит на помощь незадачливым соседям.

Метод «Обучающая практическая работа»

Учащиеся изучают новый материал за компьютером, слушая объяснения учителя. Объяснение продолжается только после выполнения задания каждым учеником. Допускается помощь «соседа». Основной принцип – «Не задерживай остальных». Ученик учится слушать и слышать, ориентироваться в элементах программы на экране монитора, развивает внимание, способность к взаимопомощи.

Пример: изучение окна программы Microsoft Office Excel 2007

Задания: открыть программу; найти заголовок последнего столбца; выделить ячейку С10; выделить диапазон ячеек с ячейки А4 по ячейку С8 (сколько ячеек выделено?); выделить столбец В; выделить столбцы D,E и F; выделить 1-ю, 4-ю и 5-ю строки; увеличить ширину столбца G; перейти на Лист2; выделить всю таблицу; увеличить высоту всех строк и т.д.

Метод «Учебная лабораторная работа»

Новая тема изучается в форме лабораторной работы. Учащимся выдаются тексты лабораторной работы, в которых идёт объяснение нового материала с конкретными примерами и указаны возможные изменения в условиях заданий по рассматриваемой теме. По каждой части объяснения предлагаются задания репродуктивного и проблемно-поискового характера. Учитель перед выполнением работы акцентирует внимание на ключевых моментах, показывает место расположения необходимых кнопок и команд, может рассмотреть несколько разобранных в работе задач. В результате ученики вначале воспроизводят предложенные алгоритмы, а далее приступают к самостоятельной работе. Учитель выступает в роли консультанта.

Пример: Лабораторная работа

Закрепление знаний и способов действий.

Обобщение и систематизация знаний

Приём «Доделай работу»

Учителем предлагается задание, которое состоит из двух частей. Первая часть требует полного воспроизведения предложенного образца, вторая часть – творческая: дополнить предложенный образец своими объектами.

Пример: при изучении компьютерной графики точно воспроизвести графическое изображение (допустим, паровоз), а потом придумать и изобразить фон к рисунку.

Приём «Исправь мои ошибки»

Ученику предлагается электронный документ с ошибками и выдаётся бумажный вариант документа без ошибок. Требуется привести электронный документ к безошибочному варианту.

Приём «Я учу»

Ученику уступается место учителя за компьютером. Он должен объяснить классу и учителю свой способ решения предложенной проблемы

Приём «Я сам»

Ученик самостоятельно пытается составить задачу и её решить.

Приём «Конструктор»

Учащимся в объяснении определяются способы получения отдельных результатов на отвлечённых примерах. Задание – найти аналогичные элементы в своей задаче и «собрать» решение в одно целое.

Пример: в электронных таблицах рассматриваются «минизадачи» - перевод метров в километры, определение максимальной массы товара. Учащимся предлагается самостоятельно решить задачу «Цены товаров даны в долларах. Определить цену товаров в рублях и найти максимальную цену товара».

Метод «Учебная практическая работа»

Учащимся предлагается к выполнению практическое задание. Перед выполнением работы под руководством учителя разрабатывается алгоритм выполнения работы.

Метод «Минипроект»

Метод может применяться при повторении, обобщении и систематизации учебного материала. Проект может длиться на протяжении 2-3 уроков. Учащиеся делятся на пары. Каждой паре определяется тема проекта. Определяется общий перечень вопросов, которые должны быть реализованы в ходе проекта. Предъявляются строгие требования к продукту проекта. Обязательно – дальнейшая защита своих работ.

Пример: при повторении темы «Устройство компьютера» каждой паре определяется тема («Процессор», «Оперативная память», «Видеокарта», «Долговременная память», «Монитор», «Принтеры», «Клавиатура» и т.д), задача - составить презентацию по своей теме по общему, предложенному учителем, плану ответа, поиск информации осуществляется в сети Интернет. При выполнении работы повторяются темы «Устройство компьютера», «Мультимедийные презентации», «Поиск информации в сети Интернет», «Обработка информации, найденной в сети Интернет». При защите работ происходит обобщение и систематизация темы «Устройство компьютера».

Форма «Защита работы»

Отрабатываются: умение публичной презентации своей деятельности, умение отвечать на поставленные вопросы, умение аргументировать свои выводы.

Форма «Урок-консультация»

По пройденной теме у учащихся накапливаются вопросы, связанные как с теорией, так и с практикой. К уроку каждый учащийся должен подготовить как минимум два вопроса по теме. На уроке учитель отвечает на вопросы сам или предлагает ответить ученикам, которые знают ответы на поставленные вопросы. Часто такая форма используется перед проведением зачётных работ.

Форма «Урок – соревнование»

В основу таких уроков положена скорость выполнения работы. Оценивается работа по двум критериям – качество выполненной работы (оценка выставляется индивидуально каждому ученику за ту часть работы, которую он успел выполнить), объём выполненной работы (оценивается по одному из двух вариантов – сравнение с объёмами, предложенными учителем, или высоким баллом оцениваются самые «быстрые» ученики по отношению к остальным).

Форма «Творческая работа»

При итоговом контроле практического материала традиционные контрольные работы или зачёты могут заменяться выполнением творческого задания. Единственное условие учителя – перечень требований к программному продукту по пунктам контроля. Всё остальное: выбор темы работы, подбор материала, оформление работы, структура работы - определяется самим учеником. В ходе выполнения работы учащиеся могут получать от учителя дополнительные знания, не входящие в обязательный перечень изучаемого материала, но необходимые им для успешной реализации своих идей. Первую оценку выставляет учитель за технику выполнения работы в соответствии с предъявленными изначально требованиями. Вторая оценка, за ценность и художественное качество работы, может определяться голосованием всех учащихся и учителя за понравившиеся работы (каждый определяет три наилучших, по его мнению, работы, и максимальную оценку получают набравшие наибольшее количество голосов).

Пример: творческие работы по темам «Мультимедийные презентации»


Контроль знаний, умений и навыков

На практике применяются следующие методы контроля (обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса):

Устный контроль:

  • рассказ ученика;

  • ответы на вопросы;

  • защита работы учеником;

  • устная рефлексия разными методами;

  • чтение схем, диаграмм, полученных результатов и т.п.;

  • комментирование практических действий и т.д.

Письменный контроль:

  • письменные самостоятельные работы при проверке домашнего задания «Пять вопросов» (работа состоит из пяти заданий, предполагающих краткие, лаконичные ответы; вопросы носят репродуктивный или творческий характер, продолжительность работы - 5-10 минут);

  • контрольные работы разных видов;

  • зачёты.

Практический контроль:

  • практические работы;

  • лабораторные работы;

  • творческие работы;

  • результаты поисковой деятельности.

Тестовый и рейтинговый контроль:

  • тесты;

  • электронные тесты;

  • оценка скорости работы;

  • оценка полученных знаний, умений и навыков учащихся для определения группы, в которой они изучают информатику по расписанию уроков.

Наблюдение (результаты не фиксируются, учитывается для корректировки обучения):

  • поведение на уроке;

  • соблюдение правил работы на компьютере;

  • общение в коллективе (способен работать в группе или «одиночка»);

  • реакция на изучаемый материал (сложно, легко, понятно, непонятно и т.п.);

  • работа за компьютером (страхи, сложности, скорость работы, уверенность в работе);

  • эмоциональный настрой на урок.

Перечисленные формы, методы и приёмы не являются полным перечнем дидактических единиц, применяемых на уроках, но они наиболее чётко работают над формированием надпредметных умений в создании алгоритмов деятельности любой поставленной задачи.

Добавлю, что словесные формы при объяснении нового материала (объяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т.д) также способствуют формированию надпредметных умений, если их основа – чёткое определение целей работы, составление последовательных алгоритмов действий, нахождение нескольких способов выполнения операций, изложение знаний учителем должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование личного опыта каждого ученика.

На своих уроках стремлюсь учить детей так, чтобы они сами могли найти ответы на волнующие их вопросы, каждую минуту, каждую секунду понимали и чувствовали, что просто необходимо владеть знаниями и уметь ими пользоваться. В преподаваемой мною дисциплине очень важно научить детей мыслить, размышлять, выражать математические формулы обычным языком, уметь объяснять то, что пишешь, что решаешь. Я полностью приветствую выражение мысли ученика на уроке: «Говори, что ты делаешь, не молчи».

Я не останавливаюсь на достигнутом, постоянно совершенствую свои знания, ищу новые пути и методы обучения и воспитания детей, совершенствую уровень своей педагогической деятельности.

Я всегда думаю о том, какой он «идеальный» урок, есть ли он вообще. Кто достиг такого совершенства? Каков он самый «лучший» учитель? Как и когда можно достичь звания «лучший» в призвании Учитель?

Желая ответить на эти вопросы, я живу, работаю, учусь и верю, потому что знаю, мой лучший урок еще впереди!