СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Предупреждение употребления наркотических и психотропных веществ в образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Традиционный проблемно-ориентированный подход (акцентирование отрицательных последствий приема ПАВ) не обеспечивает достижения поставленных целей, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ. В материалах статьи даются рекомендации по реализации профилактической деятельности в школе.

Просмотр содержимого документа
«Предупреждение употребления наркотических и психотропных веществ в образовательной организации»

Предупреждение употребления наркотических и психотропных веществ в образовательной организации

Профилактика злоупотребления ПАВ в системе образования направлена:

- на формирование ценностей здорового образа жизни у обучающихся,

- на совершенствование компетенций педагогов системы образования, родителей и обучающихся в вопросах сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья.

Традиционный проблемно-ориентированный подход (акцентирование отрицательных последствий приема ПАВ) не обеспечивает достижения поставленных целей, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие детей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ.

Выявлены особенности восприятия подростками негативной информации в зависимости от пола. Так, мальчикам важна эмоционально положительная информация и разбор причинно-следственных связей. Девочкам — кем и в каком тоне излагается информация.

Рекомендации по реализации профилактической деятельности в школе

1. Несмотря на популярность идей здорового образа жизни, актуальной является профилактика употребления психоактивных веществ. Опрос обучающихся среднего звена подтвердил факты употребления табачных изделий, алкогольных напитков, наркотических и психотропных веществ в школах.

2. Снижение возраста «первой пробы» указывает на необходимость первичной профилактики. Важно помнить, что массовое информирование обучающихся обо всех видах психоактивных веществ может создать почву для «эффекта заразительности». Не допускается информационная работа, повышающая расширение знаний о психоактивных веществах. Информированность подростков — одна из предпосылок приобщения к их употреблению.

3. Первичную профилактику с обучающимися любого возраста актуальнее проводить через занятия по ценностному отношению к своему здоровью. Например, «Мы — за здоровое настоящее!», «Здоровый образ жизни — для сильных», «Я — личность». Профилактические мероприятия необходимо строить с учетом возрастных особенностей детей, затрагивая их интересы. Грамотная профилактическая работа позволит сформировать установку на здоровый образ жизни, встроиться в систему его ценностей, в его картину мира.

4. С точки зрения мотивации наши исследования подтверждают большую ориентацию подростков на позитивную профилактику, что подчеркивает Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (утверждена Министерством образования и науки РФ). Работа с детьми, не знакомыми с данным явлением, должна исключать педагогические воздействия, основанные на чувстве страха.

5. Подача информации должна осуществляться с учетом половой принадлежности.

6. Независимо от возраста большое влияние на мировоззрение школьников оказывают их одноклассники. Необходимы мероприятия, направленные на повышение сопротивляемости давлению сверстников, обучение подростков освоению жизненных навыков по принятию решений. Лишь к 10 классу у подростка формируется устойчивое мнение в отношении употребления психоактивных веществ.

7. Осуждение и порицание не является эффективным способом профилактики употребления психоактивных веществ.

8. Подростковая зависимость — проблема не только неблагополучных, но и вполне интеллигентных детей. Традиции «праздничных чаепитий», в том числе и в школе, с возрастом трансформируются в «демонстрацию взрослости». Используйте потенциал здоровьесберегающих традиций.

9. Обучающиеся внутри классной параллели неоднородны: большинство никогда не употребляли психоактивные вещества, часть — от случая к случаю, и есть те, кто употребляет регулярно. При организации мероприятий важен ориентир не только на возраст, но и на вид профилактической деятельности (первичный или вторичный). Невозможно осуществлять один вид профилактической деятельности со всей параллелью.

10. Ранняя диагностика регулярного употребления психоактивных веществ школьниками, вооружение окружающих подростка взрослых (педагогов и родителей) маркерами «групп риска», своевременное повышенное внимание позволят сократить количество несовершеннолетних, нуждающихся в лечении.

11. Рост числа обучающихся, проходящих процедуру профилактических медицинских осмотров, и осознанное участие в них школьников будет способствовать раннему выявлению употребления наркотических средств и психотропных веществ.

12. С категорией детей «группы риска» необходимо строить работу в рамках вторичной профилактики с привлечением специалистов соответствующего профиля. Необходимо разъяснять опасность «пробы», которая в итоге может иметь продолжение, что и создает предпосылки для активного и регулярного потребления и формирования зависимости.

13. С точки зрения технологии проведения профилактической работы малоэффективным оказывается односторонний дидактический процесс (например, лекции), а также воздействие, основанное на чувстве стыда, или с применением мер репрессивного характера.

14. Перспективными являются подходы, основанные на технологии «равный равному».

15. Недопустимо в работе с обучающимися использование видео- и кинофрагментов, демонстрирующих визуальный контент употребления психоактивных веществ (в том числе табачных изделий) или процесса потребления (Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» №436-ФЗ от 29 декабря 2010 г.; ст. 16 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» №15-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.)).

16. Работа с семьями продуктивно позволит объединить влияние взрослых на точку зрения подростков в отношении психоактивных веществ. Информационно-разъяснительная работа среди родителей повысит осознание важности проблемы и ориентацию на модель «взрослый — пример для подражания».

17. Чем младше подросток, тем большее влияние имеют родители. Неоспоримое значение имеет уровень привязанности, авторитет родителей, мнение значимых взрослых, семейные ценности. Важно обучать родителей выстраиванию детско-родительских отношений, давать необходимые рекомендации и своевременно оказывать помощь.

18. На родительских собраниях следует смещать фокус внимания родителей на реализацию потребностей подростков, так как употребление психоактивных веществ зачастую привлекательно для подростков потому, что воспринимается ими как взрослое поведение. К сожалению, большинство родителей воспринимает взросление ребенка как повод для дополнительных обязанностей, а не расширения возможностей.

19. Особое внимание следует уделить организации контроля родителями за времяпровождением подростков, организации всеобщей занятости, в том числе занятости посредством вовлечения в мероприятия досуга, организованные на базе школ.

Таким образом, при составлении профилактических программ педагогам необходимо учитывать возрастные категории обучающихся, степень вовлечения в проблему и культурные особенности контингента с применением позитивной профилактики.


https://psy.su/feed/12146/

Источник: Иерусалимцева О.В., Луканина М.Ф., Фролова Н.Е., Филимонова А.В. Предупреждение употребления наркотических и психотропных веществ в образовательной организации: методическое пособие. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2020. С. 80–83.