«Преподавание и обучение с учётом возрастных особенностей:
опыт и проблемы»
Программа курсов повышения квалификации педагогических работников предполагает изменение практики преподавания в соответствии с модулями данной Программы. Принципиальным отличием современных процессов преподавания и обучения является их приоритетность в формировании готовности учащихся к практическому использованию имеющихся знаний, помимо формального обладания ими, что в большей степени соответствует сущности навыков, востребованных в 21-м веке. Возможно, что наиболее значимая информация о преподавании и обучении в соответствии с возрастными особенностями учеников определяется когнитивными теориями обучения.
Современные подходы в преподавании требуют преодоления в опыте обучения учащихся ограничений строгими рамками стадий развития. В этой связи учителя должны обеспечить учащихся всех возрастов богатой экспериментальной и социальной средой. Среда, в которой ученики часто взаимодействуют с учителями и другими учениками предоставляет возможность поддерживать обучение, в соответствии с их зоной ближайшего развития.
Принципиальной особенностью исследований, посвященных преподаванию и обучению в соответствии с возрастными особенностями учеников, является содержательная их направленность на придание учебным занятиям интереса, увлекательности и значимости для учеников.
По-моему мнению, модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», один из модулей без которых невозможна современная школьная практика. Ведь планируя каждый этап урока, внеклассного мероприятия учитель использует только те задания, методы, формы, которые приемлемы в данном возрасте. Особое внимание возрастным особенностям придается в начальных классах, когда у ребенка формируется интерес к учебе.
В концепции 12-летнего среднего образования в Республике Казахстан определена следующая главная цель: «формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить и динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества». Важнейшая роль на пути к этой цели отводится учителю. Учитель должен уметь вовлекать в активную учебную деятельность всех учеников класса. Для достижения этой цели, учитель должен хорошо знать своих учеников, кропотливо изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные особенности и потребности, особенности развития и интересы, уметь определять стратегию и тактику подхода к школьникам.
Важно отметить, что привлечение внимания учеников младшего школьного возраста возможно при условии установления учителем имеющихся у учеников знаний и интегрирования в них новой информации.
Каждое нововведение можно рассматривать с двух сторон: с положительной и с отрицательной. Но учитывая небольшой опыт апробации модуля «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», я, на данный момент, не могу назвать ни одного минуса. Применение данного модуля начинается с этапа составления Программы обучения, планирования урока, использования тех или иных заданий, методом и форм обучения, нормами письменных работ и объемами домашних заданий, способов рефлексии и оценивания.
В начальных классах уровень интереса к учебе очень велик и очень важно, что бы этот интерес не пропал. В связи с этим, на своих уроках я стараюсь разнообразить так, чтобы было интересно каждому ученику, но в тоже время не перегружать учащихся лишней информацией. Если изучение нового материала или проверку домашнего задания планирую проводить в группах и роль консультанта или спикера играют дети, то следующий этап планируется так, что бы ребята могли отдохнуть с пользой – демонстрация видеофильма или презентации.
Дети очень любят открывать что-то новое и, обязательно, самостоятельно. Поэтому уроки познания мира часто проходят с использованием опытов и экспериментов. С такими заданиями справляется даже самый слабый ученик.
Учитывая возрастные особенности учащихся, подбираются и физкультминутки. Ребятам очень нравятся интерактивные, музыкальные разминки, во время которых можно не только подвигаться, но и понаблюдать за своими любимыми сказочными героями.
Очень важно учитывать возрастные особенности при подборе методов и форм обучения. Для младшего школьного возраста более приемлемы наглядный, словесный, частично-поисковый, практический метод, а из форм работы парная, самостоятельная, групповая.
Очень важно учитывать особенности возраста и при подборе методов рефлексии урока, способов самооценивания и взаимооценивания.
Так что, если рассматривать модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» относительно остальных модулей, то можно смело сказать, что ни один остальных модулей не может внедряться в школьную практику без учета возрастных особенностей учащихся.
Белошапкина Татьяна Юрьевна
учитель начальных классов
КГУ «Кенаральская СШ» ООА Федоровского района
Костанайской области с.Кенарал