Мастер класс
Тема: «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
Подготовила воспитатель: Габдулина С.Г.
Цель:
Сформировать компетентность педагогов в применении в работе развивающих игр нового поколения для интеллектуального развития дошкольников.
Задачи:
- обучение педагогов методам применения развивающих игр нового поколения в работе с детьми;
- развитие интеллектуальной и творческой активности педагогов;
- вызвать желание применять в работе с детьми технологий интеллектуально-творческого развития дошкольников.
План:
1. Вступительное слово «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»
2. Презентация «Развивающие игры нового поколения».
3. Практическая часть
Педагогические технологии
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве
Педагогическая технология- определенная, научно- обоснованная совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе, алгоритмизация деятельности педагога и обучающегося , целью которой является повышение эффективности педагогического процесса, гарантированное достижение запланированных результатов.
Преимущества педагогических технологий
- Вариативность и альтернативность способов обучения
- Рациональная организация учебного процесса
- Личностно- ориентированный подход
- Активное использование ИКТ, Интернет- технологий
- Создание условий для активной познавательной деятельности
- Поощрение стремления детей к поиску своих траекторий и способов решения
- Самоконтроль и взаимоконтроль
- Создание «ситуации успеха»
- Ориентированность обучения, привлечение к обучению, воспитанию и развитию дошкольников.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Технология
уровневой
дифференциации
Технология
развивающего
обучения
Кейс- технология
Технология
развития
критического
мышления
Технология
решения
Изобретательских
задач(ТРИЗ)
Педагогические
технологии
Здоровье
сберегающие
технологии
Игровые
технологии
Технология
проектов
Информационные
технологии
Технология
Технология
проблемного
модульного
обучения
обучения
«Развивающие игры Воскобовича»
Первые игры
Вячеслава Вадимовича Воскобовича
появились еще в начале 90-х годов. Сейчас разработано более 40 игровых пособий.
Образовательные области Технология Воскобовича – это путь от практики к теории.
С помощью развивающих игр Воскобовича можно решать большое количество образовательных задач.
По решаемым образовательным задачам все игры Воскобовича можно условно разделить на 3 группы:
- игры, направленные на логико-математическое развитие.
- игры с буквами, звуками, слогами и словами.
- универсальные игровые обучающие средства.
Квадрат Воскобовича
- Квадрат Воскобовича - Косынка, Вечное Оригами, Кленовый листок – все это синонимы Квадрата Воскобовича. Выглядит он довольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены треугольники. С одной стороны – красного цвета, с другой – зеленого.
- Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры.
«Теремки Воскобовича» – это самая популярная игра. Выглядит она очень просто. Есть кубик, на гранях которого нарисованы буквы, обозначающие гласный звук (на пяти гранях – буква и ее образ, на шестой – подсказка, где какая буква находится), и есть теремок – квадратная коробочка с согласными и окошечками на гранях. Кубик вкладываем в теремок, согласный оказывается рядом с гласным – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова.
Фиолетовый ле с
Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым.
Волшебный ларчик
- Ведущие цели Ларчик - универсальная детская среда для решения любых образовательных задач в домашних условиях и образовательных организациях. Предназначен для детей 3 - 10 лет, может использоваться для детей с ограниченными возможностями.
Прозрачные цифры
Игра способствует развитию внимания, памяти, логического мышления. Составляя из пластинок цифры, буквы и самые разные фигуры, ребенок будет развивать воображение и творческие способности, мелкую моторику рук и речь.
Змейка воскобовича
Лабиринты букв
Логоформочки
Игровизор
- «Игровизор» выглядит как папка, на верхнем прозрачном листе которой можно рисовать фломастером. Если малыш ошибся, нарисовал что-то не так, это можно легко стереть салфеткой. «Игровизор» позволяет избавиться от многочисленных раскрасок, прописей, книжек с заданиями.
- В комплект с «Игровизором» входят разнообразные приложения. Под прозрачную пленку подкладываются обучающие лабиринты. На каждую букву есть свой лабиринт. «Гуляя» маркером по лабиринтам, ребенок знакомится с буквами, собирает их, составляет из них слова. Неправильный путь в лабиринте можно просто стереть и проложить новый.
Игровизор
Игровизор поможет творчески самореализоваться ребенку, разовьет воображение, внимание, усидчивость. Научит рисовать в зеркальном отображении. Очень удобен своим многоразовым использованием, так как можно выполнять работу над ошибками прямо в нем.
«Конструктор букв»
«Конструктор букв». Из его элементов-модулей можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О.
Геоконт
Геоконт вводит детей в мир геометрии развивает мелкую моторику рук помогает изучить цвета, величины и формы ребенок учится моделировать, складывать схемы по образцу, ориентироваться в системе координат, искать сходства и различия между рисунками, нестандартно мыслить развивает психологические процессы малыша.
Коврограф
- В комплект входят веревочки и коврик,
- к которому они прилипают.
- С этими нехитрыми приспособлениями можно играть во множество игр. Можно просто выкладывать буквы и слова.
"Коврограф Ларчик"
.
Шнур-грамотей
Игра состоит из деревянного макета яблони (снеговика, ромашки, парусника). На макете большими буквами написано слово. Например, ЯБЛОНЬКА . Около каждой буквы есть металлическая кнопка с дырочкой. В серединке звездочка с такой же кнопочкой. Звездочка будет заменять любую букву алфавита. К игре прилагается шнурок
Во время занятий с детьми по играм
Воскобовича педагогам надо обратить внимание на следующее:
Подготовка . Перед тем, как предлагать ребенку игру – ознакомьтесь с методическими рекомендациями и самой игрой.
Речь. В основном дети работают руками и мало говорят. Во время занятий расспрашивайте ребенка, что он делает, почему выбрал именно эту фигуру, а не другую, просите пересказать сказочное задание или придумать свой сюжет.
Статичность . Занимаясь с игровыми материалами, ребенок чаще всего находится в одной и той же сидячей позе. Необходимо учитывать возрастные особенности детей и вовремя отвлекать «заигравшихся».
Усидчивость . Для игры с пособиями Воскобовича требуется усидчивость, а это не каждому ребенку по душе и по силам.
Методика Макото Шичиды (Мандалемы)
Блоки Дьенеша
Создатель логических блоков
Венгерский психолог, профессор, создатель авторской методики
«Новая математика» -
Золтан Пал Дьенеш .
Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: 1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные; 2. цветом - красные, желтые, синие; 3. размером-большие и маленькие;
4. толщиной-толстые и тонкие.
Логические блоки изготавливаются из дерева или пластика разной толщины. Примерные размеры больших и маленьких фигур (в см) следующие:
Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Альбомы для детей 5-8 лет
Альбомы «Удивляйка»
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ
- Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);
в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.
- Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).
Варианты игр
Дети средней группы
- Знакомятся с символами свойств
- форма
- размер
- цвет
- толщина
Дети средней группы
3. Строят цепочку по схемам
Дети средней группы
4. Играют по картам-схемам
«Занимательные игры с палочками
Кюизенера
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками.
Для детей 3-7 лет
Комплект состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и форм. Наименьшая призма имеет длину 10мм, является кубиком.
В состав комплекта входят:
белая - число 1 - 25 штук,
розовая - число 2 - 20 штук,
голубая – число 3 - 16 штук,
красная – число 4 - 12 штук,
жёлтая – число 5 - 10 штук,
фиолетовая – число 6 - 9 штук,
чёрная – число 7 - 8 штук,
бордовая – число 8 - 7 штук,
синяя – число 9 - 5 штук,
оранжевая – число 10 - 4 штук.
На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
заяц
жираф
самовар
грузовик
Игры и упражнения на составление фигур из частей
Вьетнамская игра
Колумбово яйцо
Монгольская игра
Танграмм
Волшебный круг
Эта элегантная старинная головоломка, удивляющая простотой деталей и многообразием фигур, которые можно из них составить, по-прежнему завораживает ценителей, каким бы ни был их возраст.
При решении головоломки требуется соблюдать два условия:
первое — необходимо использовать все семь фигур танграма;
второе — фигуры не должны перекрываться между собой.
Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут ее...
Соберите картинку.
(Лиса)
Использование элементов системы М. Монтессори в образовательной деятельности
В методике системы
Марии Монтессори
три составные части:
- ребенок
- окружающая среда
- учитель
Игры Монтессори помогают развить внимание, творческое и логическое мышление, память, речь, воображение, моторику.
Методика Монтессори уделяет особое внимание коллективным играм и заданиям, помогающим освоить навыки общения, а также освоению бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности.
ШУМЯЩИЕ КОРОБОЧКИ
ЦЕЛИ: прямая : развития слухового восприятия; составление пар одинаковых шумов; пробуждение акустического внимания.
Косвенная : подготовка к музыкальным занятиям.
Синквейн
Методический прием развития критического мышления
- Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»;
- Дидактический синквейн появился в начале XX века в США,под влиянием японской поэзии, с 1997г. в России.
- Синквейн – это не обычное стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами.
- Синквейн состоит из 5 строк;
- Его форма напоминает ёлочку .
1 слово
2 слова
3 слова
4 слова
1 слово
1 слово – заголовок. Это существительное или местоимение. (Кто? Что?)
1 строка
2 слова Это прилагательные. (Какой? Какая? Какое? Какие?)
2 строка
3 слова Это глаголы. (Что делает? Что делают?)
3 строка
4 слова Это фраза, в которой выражается личное мнение к предмету разговора.
4 строка
1 слово Вывод, итог. Это существительное. (Кто? Что?)
5 строка
1. Арбуз
2. Круглый, вкусный
3. Катится, растет, зреет
4. Арбуз – это большая ягода.
5. Лето
1. Котенок
2. Черненький, пушистенький
3. Играет, спит, ест
4. Он мой друг.
5. Домашнее животное.
Методика А. Занка
Квест- технология
Квест ( заимствование англ . ) Quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений»; изначально - один из способов построения сюжета — путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей).
Формы организации квест-игры:
Детектив
Путешествие
загадки
пазлы
ребусы
задания
Научное исследование
Журналистское расследование
лабиринт
найди отличия
Спортивные
эстафеты
Преимущества
- Активизация познавательных процессов
- Знакомство с новой информацией
- Закрепление знаний
- Взаимодействие в коллективе сверстников
- Развитие активности и инициативности
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.
Без него он – заслуженный цветок».
Сухомлинский В.А.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!