СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Философия войны в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Философия войны в романе "Война и мир" Л.Н. Толстого".»

Философия войны  в романе Л.Н.Толстого  «Война и мир»

Философия войны в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Цели урока Раскрыть композиционную роль философских глав, разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого о войне.

Цели урока

  • Раскрыть композиционную роль философских глав,
  • разъяснить основные положения историко-философских взглядов Толстого о войне.
Эпиграф … между ними лежала …страшная черта неизвестности и страха, как бы черта, отделяющая живых от мертвых.  Том I , часть II , глава XIX .

Эпиграф

… между ними лежала …страшная черта неизвестности и страха, как бы черта, отделяющая живых от мертвых.

Том I , часть II , глава XIX .

Эпиграф «Миром – всем вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться»,- думала Наташа. Том III , часть II , глава XVIII .

Эпиграф

«Миром – всем вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью – будем молиться»,- думала Наташа. Том III , часть II , глава XVIII .

Эпиграф Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие-нибудь.  Граф Ростов, глава XX .

Эпиграф

Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие-нибудь.

Граф Ростов, глава XX .

История создания романа 1863–1869 работа над романом 1868–1869 первое издание 1886 пятое прижизненное издание(последнее)

История создания романа

1863–1869

работа над романом

1868–1869

первое издание

1886

пятое прижизненное издание(последнее)

Изменения  в мировоззрении писателя 1869 1867 1863

Изменения в мировоззрении писателя

1869

1867

1863

  Размышления Л.Толстого  о народе

Размышления Л.Толстого о народе

Отражение изменения взглядов Л.Толстого в романе

Отражение изменения взглядов Л.Толстого в романе

Композиционная роль публицистических рассуждений автора в романе

Композиционная роль публицистических рассуждений автора в романе

Работа с текстом (т. III , ч. I , гл.1) Главное историческое событие романа – Отечественная война 1812 года

Работа с текстом (т. III , ч. I , гл.1)

Главное историческое событие романа – Отечественная война 1812 года

Философия истории по Л.Толстому  Что есть война, по мнению Л.Толстого?   «12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, мен, грабежей, пожаров и убийств, которого в целые века соберёт летопись всех судеб мира и на которые, в этот пepиод времени, люди, совершившие их, не смотрели как на преступление».

Философия истории по Л.Толстому

Что есть война, по мнению Л.Толстого?

«12 июня силы Западной Европы перешли границы России, и началась война, то есть свершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие. Миллионы людей совершали друг против друга такое бесчисленное количество злодеяний, обманов, мен, грабежей, пожаров и убийств, которого в целые века соберёт летопись всех судеб мира и на которые, в этот пepиод времени, люди, совершившие их, не смотрели как на преступление».

«Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его?»

«Что произвело это необычайное событие? Какие были причины его?»

Причины Отечественной войны 1812 года Задание : продолжите перечисление причин войны 1812 года, указанных Л.Толстым в гл. 1 части 1 третьего тома

Причины Отечественной войны 1812 года

Задание : продолжите перечисление причин войны 1812 года, указанных Л.Толстым в гл. 1 части 1 третьего тома

Исторические личности Петр Фридрих Людвиг Ольденбургский Наполеон I Бонапа́рт  Александр I

Исторические личности

Петр Фридрих Людвиг Ольденбургский

Наполеон I Бонапа́рт

Александр I

Желание или нежелание массы людей Мнение Л.Толстого  о влиянии личности на ход истории

Желание или нежелание массы людей

Мнение Л.Толстого о влиянии личности на ход истории

Главный вывод Л.Толстого

Главный вывод Л.Толстого

Что необходимо, чтобы свершилось историческое событие, по мнению Л.Толстого?    Должны совпасть интересы отдельно взятых людей , составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчёл , когда из движения отдельных величин рождается общее движение.

Что необходимо, чтобы свершилось историческое событие, по мнению Л.Толстого?

Должны совпасть интересы отдельно взятых людей , составляющих народную массу, как совпадает движение роя пчёл , когда из движения отдельных величин рождается общее движение.

Почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний?  «Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякой жизненное, органическое, стихийное событие», «человек неизбежно исполняет предписанные ему законы».

Почему совпадают малые величины отдельных человеческих желаний?

«Ничто не причина. Все это только совпадение тех условий, при которых совершается всякой жизненное, органическое, стихийное событие», «человек неизбежно исполняет предписанные ему законы».

Каково отношение Л.Толстого  к фатализму?  «…событие должно свершиться только потому, что оно должно свершиться » «Фатализм в истории неизбежен для объяснения для объяснения неразумных явлений…»

Каково отношение Л.Толстого к фатализму?

«…событие должно свершиться только потому, что оно должно свершиться »

«Фатализм в истории неизбежен для объяснения для объяснения неразумных явлений…»

Какую роль играет личность  в истории, по мнению Л.Толстого?   Как вы относитесь к данному мнению Л.Толстого?

Какую роль играет личность в истории, по мнению Л.Толстого?

Как вы относитесь к данному мнению Л.Толстого?

Кто, по мнению Л.Толстого, может победить в войне?  Побеждает тот полководец, тот народ, чьи цели едины и объединены высоким идеалом служения Отечеству .  Не может победить французская армия, так как она подчиняется обожанию гения Бонапарта.

Кто, по мнению Л.Толстого, может победить в войне?

Побеждает тот полководец, тот народ, чьи цели едины и объединены высоким идеалом служения Отечеству .

Не может победить французская армия, так как она подчиняется обожанию гения Бонапарта.

Переход французской армии через реку Неман. 22 июня 1812 г.   (т. III , ч. I , гл.2)

Переход французской армии через реку Неман. 22 июня 1812 г. (т. III , ч. I , гл.2)

Переправа через  реку  Неман  Почему должны были «миллионы людей , отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных?»

Переправа через реку Неман

Почему должны были «миллионы людей , отрекшись от своих человеческих чувств и своего разума, идти на Восток с Запада и убивать себе подобных?»

«На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе».

«На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе».

Работа с текстом (т. III , ч. III , гл.1)  Размышления Л.Толстого о движении масс в истории

Работа с текстом (т. III , ч. III , гл.1) Размышления Л.Толстого о движении масс в истории

Какой вывод делает Л.Толстой, рассуждая о движении масс в истории?  «Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами».

Какой вывод делает Л.Толстой, рассуждая о движении масс в истории?

«Для изучения законов истории мы должны изменить совершенно предмет наблюдения, оставить в покое царей, министров и генералов, а изучать однородные, бесконечно малые элементы, которые руководят массами».

Причины движения масс в войне 1812 г.  (По Л.Толстому)

Причины движения масс в войне 1812 г. (По Л.Толстому)

Отечественная Война 1812 года в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого  Отечественная война 1812 года для России была справедливой, национально- освободительной.  На борьбу с захватчиками выступил весь народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.

Отечественная Война 1812 года в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого

Отечественная война 1812 года для России была справедливой, национально- освободительной.

На борьбу с захватчиками выступил весь народ, тесно сплотившийся вокруг своей армии.

Изображение Отечественной войны 1812 года в романе «Война и мир» переход французской армии через р. Неман, отступление русских в глубь страны, сдача Смоленска, назначение Кутузова главнокомандующим, Бородинское сражение, совет в Филях, оставление Москвы, фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, партизанская война победоносное завершение войны.

Изображение Отечественной войны 1812 года в романе «Война и мир»

  • переход французской армии через р. Неман,
  • отступление русских в глубь страны,
  • сдача Смоленска,
  • назначение Кутузова главнокомандующим,
  • Бородинское сражение,
  • совет в Филях,
  • оставление Москвы,
  • фланговый марш Кутузова,
  • Тарутинское сражение,
  • партизанская война
  • победоносное завершение войны.
Домашнее задание Анализ сцен оставления русскими своих земель (по группам): Смоленск (т.3 ч. 2 гл. 1-4).  Богучарово (т.3 ч. 2 гл. 8-14).  Москва (т.3 ч. 3 гл. 5, 19-21). 2. Светское общество и война (т.3 ч.2 гл. 6) (индивид. задание).

Домашнее задание

  • Анализ сцен оставления русскими своих земель (по группам):
  • Смоленск (т.3 ч. 2 гл. 1-4).
  • Богучарово (т.3 ч. 2 гл. 8-14).
  • Москва (т.3 ч. 3 гл. 5, 19-21).

2. Светское общество и война (т.3 ч.2 гл. 6) (индивид. задание).

Использованные ресурсы  Золотарева И.В., Т.И.Михайлова Поурочные разработки по русской литературе 19 века. 10 класс. 2-е полугодие. – М.: «ВАКО», 2003. – с. 245 - 247

Использованные ресурсы

Золотарева И.В., Т.И.Михайлова Поурочные разработки по русской литературе 19 века. 10 класс. 2-е полугодие. – М.: «ВАКО», 2003. – с. 245 - 247