СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках географии".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

===========

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках географии".»

Формирование читательской грамотности  на уроках географии

Формирование читательской грамотности на уроках географии

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.

Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Что такое читательская грамотность? Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г.

Что такое читательская грамотность?

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г.

Виды чтения Просмотровое - выборочное чтение. Цель– получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов. На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст. Для ее получения бывает достаточно прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы или даже предложения. (например, для определения темы урока). Ознакомительное - чтение с общим охватом содержания с установкой на понимание главного, наиболее существенного в тексте. Предметом внимания читающего становится все произведение. Текст читается полностью в среднем темпе (например, выписать новые слова, даты, действующих лиц …). Смысловое.  Под смысловым чтением понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой  информации, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация в восприятии текстов различных стилей. ВАЖНО: вид чтения зависит от вида задания!

Виды чтения

Просмотровое - выборочное чтение. Цель– получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов. На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст. Для ее получения бывает достаточно прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы или даже предложения. (например, для определения темы урока).

Ознакомительное - чтение с общим охватом содержания с установкой на понимание главного, наиболее существенного в тексте. Предметом внимания читающего становится все произведение. Текст читается полностью в среднем темпе (например, выписать новые слова, даты, действующих лиц …).

Смысловое.

Под смысловым чтением понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой

информации, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация в восприятии текстов различных стилей.

ВАЖНО: вид чтения зависит от вида задания!

В проводимых международных исследованиях PISA принято диагностировать три уровня читательской грамотности: Умение найти и извлечь информацию из текста Возможность интегрирования и интерпретации прочитанного Осмысление и оценивание прочитанного и предполагает опору на знания, опыт, собственные убеждения

В проводимых международных исследованиях PISA принято диагностировать три уровня читательской грамотности:

  • Умение найти и извлечь информацию из текста
  • Возможность интегрирования и интерпретации прочитанного
  • Осмысление и оценивание прочитанного и предполагает опору на знания, опыт, собственные убеждения

Примеры заданий первого уровня читательских умений

Задание: Прочитайте текст «Глобальное потепление. Гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопросы.

Эксперты Организации объединенных наций пришли к выводу, что причиной таяния древних гималайских ледников стало глобальное потепление. Для исследования этого горного района была создана специальная группа альпинистов, которая была направлена в регион. В течение двух недель лучшие альпинисты мира, многие из которых являются по совместительству и экологами, изучали в горах последствия глобального потепления. К сожалению, информацию они предоставили самую неутешительную. По свидетельству альпинистов, признаки уже полностью вступившего в силу потепления видны всюду: на скалах обнаружены глубокие следы отступающих ледников, а ледниковые озера уже наполнены измельченным льдом. Знаменитый ледник, с которого около пятидесяти лет назад поднимались на Джомолунгму ее первые покорители – Эдмон Хиллари и Норгей Тенцинг, – отступил более чем на пять километров вверх, и его таяние продолжается. Свыше сорока гималайских ледниковых озер могут вскоре выйти из берегов. Если это произойдет, то последствия будут самыми плачевными. Переполнение ледниковых озер вызовет горные сели и наводнения, представляющие угрозу жизням тысяч людей. Исследования, проведённые в Непале и Бутане, показали, что, начиная с середины 1970-х годов, повышение температуры почти на один градус по Цельсию привело к таянию снежных равнин и ледников и, как следствие, наводнению озер. В 1985, в Непале переполненное озеро разрушило 14 мостов. Только в Непале и Бутане обнаружено по меньшей мере 44 потенциально опасных озера (по материалам зарубежной печати).

Традиционные вопросы , которые учителя задают учащимся: − Кто вошел в состав группы экспертов ООН по изучению состояния ледников Гималаев? − Что, по мнению экспертов, стало причиной таяния древних гималайских ледников? − Из кого составили специальную группу для исследования гималайских ледников? − Какие признаки уже полностью вступившего в силу потепления были обнаружены в горах? − …  − Сколько потенциально опасных озёр было обнаружено в Непале и Бутане?  Для того, чтобы верно ответить на традиционные вопросы, достаточно сопоставить текст вопроса и заданный текст , но вовсе не обязательно понимать их географическое содержание, можно даже не знать, что такое Непал и Бутан и где они находятся, не понимать, в чём потенциальная опасность озёр.

Традиционные вопросы , которые учителя задают учащимся:

− Кто вошел в состав группы экспертов ООН по изучению состояния ледников Гималаев?

− Что, по мнению экспертов, стало причиной таяния древних гималайских ледников?

− Из кого составили специальную группу для исследования гималайских ледников?

− Какие признаки уже полностью вступившего в силу потепления были обнаружены в горах? − …

− Сколько потенциально опасных озёр было обнаружено в Непале и Бутане?

Для того, чтобы верно ответить на традиционные вопросы, достаточно сопоставить текст вопроса и заданный текст , но вовсе не обязательно понимать их географическое содержание, можно даже не знать, что такое Непал и Бутан и где они находятся, не понимать, в чём потенциальная опасность озёр.

Тестовые задания на формирование читательской грамотности  1. Лучшие альпинисты мира и по совместительству экологи, изучали: 1) последствия глобального потепления 2) причины глобального потепления 2. Лучшие альпинисты мира и по совместительству экологи, изучали: 1) последствия таяния гималайских ледников 2) причины таяния гималайских ледников 3. Лучшие альпинисты мира обнаружили признаки: 1) предстоящего потепления 2) вступившего в силу потепления.

Тестовые задания на формирование читательской грамотности

1. Лучшие альпинисты мира и по совместительству экологи, изучали:

1) последствия глобального потепления

2) причины глобального потепления

2. Лучшие альпинисты мира и по совместительству экологи, изучали:

1) последствия таяния гималайских ледников

2) причины таяния гималайских ледников

3. Лучшие альпинисты мира обнаружили признаки:

1) предстоящего потепления

2) вступившего в силу потепления.

Второе читательское умение: интегрировать и интерпретировать сообщение текста  Ученикам необходимо извлечь из текста информацию, которая напрямую не сообщается в тексте. Для этого нужно уметь отличать главное от второстепенного, установить имеющиеся в тексте взаимосвязи (видовые и родовые, пространственные, временные, причинно-следственные), разобраться в информации, которая содержит противоречия или неоднозначную оценку, осмыслить подтекст

Второе читательское умение:

интегрировать и интерпретировать сообщение текста

Ученикам необходимо извлечь из текста информацию, которая напрямую не сообщается в тексте. Для этого нужно уметь отличать главное от второстепенного, установить имеющиеся в тексте взаимосвязи (видовые и родовые, пространственные, временные, причинно-следственные), разобраться в информации, которая содержит противоречия или неоднозначную оценку, осмыслить подтекст

Задание: Прочитайте текст «Глобальное потепление: Гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопросы .  Традиционные вопросы – Почему для исследования Гималаев в состав группы были включены альпинисты-экологи? – Объясните, в чём заключается потенциальная опасность состояния ледниковых озер в Непале и Бутане. – Какие последствия вызовет таяние ледниковых озер? – Для кого переполнение озер вызывает угрозу? В чём она заключается? – Можно ли предотвратить возникновение селей или ослабить их возможные отрицательные последствия?  Тестовые задания По результатам проведенного в горах исследования альпинисты представили информацию 1) тревожную и неутешительную 2) занимательную и любопытную 3) занимательную, но тревожную 4) тревожную, но ошибочную

Задание: Прочитайте текст «Глобальное потепление: Гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопросы .

Традиционные вопросы

– Почему для исследования Гималаев в состав группы были включены альпинисты-экологи?

– Объясните, в чём заключается потенциальная опасность состояния ледниковых озер в Непале и Бутане.

– Какие последствия вызовет таяние ледниковых озер?

– Для кого переполнение озер вызывает угрозу? В чём она заключается?

– Можно ли предотвратить возникновение селей или ослабить их возможные отрицательные последствия?

Тестовые задания

По результатам проведенного в горах исследования альпинисты представили информацию

1) тревожную и неутешительную

2) занимательную и любопытную

3) занимательную, но тревожную

4) тревожную, но ошибочную

Третье читательское умение: осмысливать и оценивать сообщение текста Это умение и предполагает опору на знания, опыт, собственные убеждения. Размышление об информации, сообщённой в тексте. Предполагает диалог читателя с автором текста. Читатель может согласиться и не согласиться с позицией автора, основываясь на личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте. Значительная часть вопросов теста, диагностирующих умение читателя размышлять об информации, содержащейся в тексте, предполагает использование вне текстового знания читателя , в ситуации допускающей разные точки зрения читателя.

Третье читательское умение: осмысливать и оценивать сообщение текста

Это умение и предполагает опору на знания, опыт, собственные убеждения. Размышление об информации, сообщённой в тексте. Предполагает диалог читателя с автором текста. Читатель может согласиться и не согласиться с позицией автора, основываясь на личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте.

Значительная часть вопросов теста, диагностирующих умение читателя размышлять об информации, содержащейся в тексте, предполагает использование вне текстового знания читателя , в ситуации допускающей разные точки зрения читателя.

Примеры заданий третьего уровня читательских умений Задание: Прочитайте текст «Глобальное потепление: Гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопросы .   – Разделяете ли вы оценку экспертов ООН о возможных последствиях таяния гималайских ледников? (Для того, чтобы ответить на кажущийся не слишком сложным вопрос, во-первых, необходимо выявить какова эта оценка, какие аргументы используются для её подтверждения, т.е. необходимо точно определить «чужую» точку зрения. («Если это произойдет, то последствия будут самыми плачевными. …») Во-вторых, следует сформулировать собственную точку зрения и постараться также её аргументировать).

Примеры заданий третьего уровня читательских умений

Задание: Прочитайте текст «Глобальное потепление: Гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопросы .

Разделяете ли вы оценку экспертов ООН о возможных последствиях таяния гималайских ледников?

(Для того, чтобы ответить на кажущийся не слишком сложным вопрос, во-первых, необходимо выявить какова эта оценка, какие аргументы используются для её подтверждения, т.е. необходимо точно определить «чужую» точку зрения. («Если это произойдет, то последствия будут самыми плачевными. …») Во-вторых, следует сформулировать собственную точку зрения и постараться также её аргументировать).

Формированию читательской грамотности учащихся способствует применение учителем на уроке различных приёмов  Восстановление текста (приём работы со связным текстом, в котором пропущены слова).  Пример: В Австралии и Новой Гвинее живёт маленький зверёк, покрытый _______, - ехидна. Размером и игольчатым покровом она напоминает нашего ________. На самом же деле ехидна очень ______ от ежа. Она относится к древней, почти _______ группе ______ млекопитающих. Свои яйца она вынашивает _______ на животе. Во время своих путешествий ехидна переносит детёнышей в сумке. Питается ехидна ______. Удлинённые челюсти её лишены зубов, а длинный клейкий ________ помогает ей успешно отправлять в рот муравьёв. (по Д. Акимушкину)

Формированию читательской грамотности учащихся способствует применение учителем на уроке

различных приёмов

Восстановление текста (приём работы со связным текстом, в котором пропущены слова).

Пример:

В Австралии и Новой Гвинее живёт маленький зверёк, покрытый _______, - ехидна. Размером и игольчатым покровом она напоминает нашего ________. На самом же деле ехидна очень ______ от ежа. Она относится к древней, почти _______ группе ______ млекопитающих. Свои яйца она вынашивает _______ на животе. Во время своих путешествий ехидна переносит детёнышей в сумке. Питается ехидна ______. Удлинённые челюсти её лишены зубов, а длинный клейкий ________ помогает ей успешно отправлять в рот муравьёв. (по Д. Акимушкину)

 Формулирование суждения по заданным словам (набор слов, терминов, из которых следует построить суждение, формулировку закона, правило, закономерность).  Пример: атмосферных, признаков, количества, из, одним, является, с, осадков, климата, запада, на, уменьшение, восток, континентальности (одним из признаков континентальности климата является уменьшение количества атмосферных осадков с запада на восток).

Формулирование суждения по заданным словам (набор слов, терминов, из которых следует построить суждение, формулировку закона, правило, закономерность).

Пример:

атмосферных, признаков, количества, из, одним, является, с, осадков, климата, запада, на, уменьшение, восток, континентальности (одним из признаков континентальности климата является уменьшение количества атмосферных осадков с запада на восток).

 Инсерт (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений) V - Поставьте около строк, в которых говорится о том, что вы уже знаете. + - Поставьте около строк, в которых для вас содержится новая информация. –  - Поставьте около строк, в которых информация противоречит тому, что вы уже знали. ? - Поставьте около строк, в которых вам что-то не понятно или вы хотите получить более подробные сведения по данному вопросу.  Вопросно-ответные упражнения (предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации).   Упражнение на дополнение (приём работы, основанный на отрывке текста или незаконченных предложениях, которые нужно закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста)

Инсерт (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений)

V - Поставьте около строк, в которых говорится о том, что вы уже знаете.

+ - Поставьте около строк, в которых для вас содержится новая информация.

- Поставьте около строк, в которых информация противоречит тому, что вы уже знали.

? - Поставьте около строк, в которых вам что-то не понятно или вы хотите получить более подробные сведения по данному вопросу.

Вопросно-ответные упражнения (предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации).

Упражнение на дополнение (приём работы, основанный на отрывке текста или незаконченных предложениях, которые нужно закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста)

 Исправление (определение и корректировка содержательных нарушений в тексте) Пример: В состав Центральной России входят: Центрально-Чернозёмный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Поволжский районы. Центральная Россия богата природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф. Район специализируется на наукоёмком машиностроении, на производстве черных металлов. В Центральном районе преобладает сельское население (ошибки: подчёркнуты).  Сопоставление, нахождение сходств и различий (сравнение двух и более объектов)  Перекодирование информации (перенос информации из одной формы представления в другую, например, текст-схема).  «Мозаика» (разделение текста для чтения на части, после ознакомления с определённой частью информации, учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста).

Исправление (определение и корректировка содержательных нарушений в тексте)

Пример:

В состав Центральной России входят: Центрально-Чернозёмный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Поволжский районы. Центральная Россия богата природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф. Район специализируется на наукоёмком машиностроении, на производстве черных металлов. В Центральном районе преобладает сельское население (ошибки: подчёркнуты).

Сопоставление, нахождение сходств и различий (сравнение двух и более объектов)

Перекодирование информации (перенос информации из одной формы представления в другую, например, текст-схема).

«Мозаика» (разделение текста для чтения на части, после ознакомления с определённой частью информации, учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста).

 Составление списка (перечисление объектов, связанных с определённой темой)  Множественный выбор (выбор правильного ответа из предложенных вариантов)  Викторина – опрос – соревнование (участники отвечают на фактические вопросы по содержанию)  Заполнение таблицы (внесение в таблицу необходимой информации)  Конспектирование (запись кратко в форме заметок содержания прочитанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования)  Логические цепочки (после текста обучающимся предлагается построить события в логической последовательности)

Составление списка (перечисление объектов, связанных с определённой темой)

Множественный выбор (выбор правильного ответа из предложенных вариантов)

Викторина – опрос – соревнование (участники отвечают на фактические вопросы по содержанию)

Заполнение таблицы (внесение в таблицу необходимой информации)

Конспектирование (запись кратко в форме заметок содержания прочитанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования)

Логические цепочки (после текста обучающимся предлагается построить события в логической последовательности)

 «Тонкие» и «Толстые» вопросы «Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана: Кто? Что? Когда?  «Толстые» вопросы – это вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать: Объясните, почему…? Почему, вы так думаете? В чём различие? Верно ли? Предположите, что будет, если…?

«Тонкие» и «Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана:

Кто?

Что?

Когда?

«Толстые» вопросы – это вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать:

Объясните, почему…?

Почему, вы так думаете?

В чём различие?

Верно ли?

Предположите, что будет, если…?

 Верные и неверные утверждения (выбор суждений или ответов, который осуществляется путём соотнесения высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста) Пример (по теме «Население и страны Южной Америки): 1. Коренные жители Южной Америки – индейцы. 2. В Южной Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой. 3. Большинство населения Южной Америки говорит на английском языке. 4. На территории Южной Америки много стран, как и в Африке. 5. Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.  Синквейн (синтез материала, изложение материала в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях)

Верные и неверные утверждения (выбор суждений или ответов, который осуществляется путём соотнесения высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста)

Пример (по теме «Население и страны Южной Америки):

1. Коренные жители Южной Америки – индейцы.

2. В Южной Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.

3. Большинство населения Южной Америки говорит на английском языке.

4. На территории Южной Америки много стран, как и в Африке.

5. Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.

Синквейн (синтез материала, изложение материала в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях)

Построение и чтение графиков, диаграмм   Преобразование цифровой информации в график, статистическую таблицу, диаграмму

Построение и чтение графиков, диаграмм

Преобразование цифровой информации в график, статистическую таблицу, диаграмму

Чтение графиков, диаграмм

Чтение графиков, диаграмм

Подготовка к ГИА и ЕГЭ

Подготовка к ГИА и ЕГЭ

Чтобы формировать читательскую грамотность учащихся, учитель географии должен освоить технологию конструирования подобных заданий  Задание 1) Прочитайте суждения:  Самый сильный нагрев земной поверхности наблюдается в жарком тепловом поясе.  В жарком тепловом поясе Земли наблюдаются самые высокие температуры воздуха.  В жарком тепловом поясе находится большая часть материка Африка. 2) Предложите умозаключения – новые суждения о природе Африки, которые могут сформулировать ученики.  3) Проанализируйте образовательную составляющую этого задания.

Чтобы формировать читательскую грамотность учащихся, учитель географии должен освоить технологию конструирования подобных заданий

Задание

1) Прочитайте суждения:

Самый сильный нагрев земной поверхности наблюдается в жарком тепловом поясе.

В жарком тепловом поясе Земли наблюдаются самые высокие температуры воздуха.

В жарком тепловом поясе находится большая часть материка Африка.

2) Предложите умозаключения – новые суждения о природе Африки, которые могут сформулировать ученики.

3) Проанализируйте образовательную составляющую этого задания.

 Люди перестают мыслить, когда перестают читать Д. Дидро Сформированность читательской грамотности является необходимым условием и фундаментом для других видов функциональной грамотности, в т.ч. естественнонаучной грамотности.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать

Д. Дидро

Сформированность читательской грамотности является необходимым условием и фундаментом для других видов функциональной грамотности, в т.ч. естественнонаучной грамотности.