Формирование читательской грамотности на уроках географии
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией.
Смысловое чтение определено федеральным государственным стандартом основного общего образования и утверждено приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 за № 1897 как один из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Что такое читательская грамотность?
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г.
Виды чтения
Просмотровое - выборочное чтение. Цель– получить самое общее представление о содержании текста, о теме и круге рассматриваемых в нем вопросов. На основе этой информации читающий решает, нужен ли ему этот текст. Для ее получения бывает достаточно прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы или даже предложения. (например, для определения темы урока).
Ознакомительное - чтение с общим охватом содержания с установкой на понимание главного, наиболее существенного в тексте. Предметом внимания читающего становится все произведение. Текст читается полностью в среднем темпе (например, выписать новые слова, даты, действующих лиц …).
Смысловое.
Под смысловым чтением понимается осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели, извлечение необходимой
информации, определение основной и второстепенной информации, свободная ориентация в восприятии текстов различных стилей.
ВАЖНО: вид чтения зависит от вида задания!
В проводимых международных исследованиях PISA принято диагностировать три уровня читательской грамотности:
- Умение найти и извлечь информацию из текста
- Возможность интегрирования и интерпретации прочитанного
- Осмысление и оценивание прочитанного и предполагает опору на знания, опыт, собственные убеждения
Примеры заданий первого уровня читательских умений
Задание: Прочитайте текст «Глобальное потепление. Гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопросы.
Эксперты Организации объединенных наций пришли к выводу, что причиной таяния древних гималайских ледников стало глобальное потепление. Для исследования этого горного района была создана специальная группа альпинистов, которая была направлена в регион. В течение двух недель лучшие альпинисты мира, многие из которых являются по совместительству и экологами, изучали в горах последствия глобального потепления. К сожалению, информацию они предоставили самую неутешительную. По свидетельству альпинистов, признаки уже полностью вступившего в силу потепления видны всюду: на скалах обнаружены глубокие следы отступающих ледников, а ледниковые озера уже наполнены измельченным льдом. Знаменитый ледник, с которого около пятидесяти лет назад поднимались на Джомолунгму ее первые покорители – Эдмон Хиллари и Норгей Тенцинг, – отступил более чем на пять километров вверх, и его таяние продолжается. Свыше сорока гималайских ледниковых озер могут вскоре выйти из берегов. Если это произойдет, то последствия будут самыми плачевными. Переполнение ледниковых озер вызовет горные сели и наводнения, представляющие угрозу жизням тысяч людей. Исследования, проведённые в Непале и Бутане, показали, что, начиная с середины 1970-х годов, повышение температуры почти на один градус по Цельсию привело к таянию снежных равнин и ледников и, как следствие, наводнению озер. В 1985, в Непале переполненное озеро разрушило 14 мостов. Только в Непале и Бутане обнаружено по меньшей мере 44 потенциально опасных озера (по материалам зарубежной печати).
Традиционные вопросы , которые учителя задают учащимся:
− Кто вошел в состав группы экспертов ООН по изучению состояния ледников Гималаев?
− Что, по мнению экспертов, стало причиной таяния древних гималайских ледников?
− Из кого составили специальную группу для исследования гималайских ледников?
− Какие признаки уже полностью вступившего в силу потепления были обнаружены в горах? − …
− Сколько потенциально опасных озёр было обнаружено в Непале и Бутане?
Для того, чтобы верно ответить на традиционные вопросы, достаточно сопоставить текст вопроса и заданный текст , но вовсе не обязательно понимать их географическое содержание, можно даже не знать, что такое Непал и Бутан и где они находятся, не понимать, в чём потенциальная опасность озёр.
Тестовые задания на формирование читательской грамотности
1. Лучшие альпинисты мира и по совместительству экологи, изучали:
1) последствия глобального потепления
2) причины глобального потепления
2. Лучшие альпинисты мира и по совместительству экологи, изучали:
1) последствия таяния гималайских ледников
2) причины таяния гималайских ледников
3. Лучшие альпинисты мира обнаружили признаки:
1) предстоящего потепления
2) вступившего в силу потепления.
Второе читательское умение:
интегрировать и интерпретировать сообщение текста
Ученикам необходимо извлечь из текста информацию, которая напрямую не сообщается в тексте. Для этого нужно уметь отличать главное от второстепенного, установить имеющиеся в тексте взаимосвязи (видовые и родовые, пространственные, временные, причинно-следственные), разобраться в информации, которая содержит противоречия или неоднозначную оценку, осмыслить подтекст
Задание: Прочитайте текст «Глобальное потепление: Гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопросы .
Традиционные вопросы
– Почему для исследования Гималаев в состав группы были включены альпинисты-экологи?
– Объясните, в чём заключается потенциальная опасность состояния ледниковых озер в Непале и Бутане.
– Какие последствия вызовет таяние ледниковых озер?
– Для кого переполнение озер вызывает угрозу? В чём она заключается?
– Можно ли предотвратить возникновение селей или ослабить их возможные отрицательные последствия?
Тестовые задания
По результатам проведенного в горах исследования альпинисты представили информацию
1) тревожную и неутешительную
2) занимательную и любопытную
3) занимательную, но тревожную
4) тревожную, но ошибочную
Третье читательское умение: осмысливать и оценивать сообщение текста
Это умение и предполагает опору на знания, опыт, собственные убеждения. Размышление об информации, сообщённой в тексте. Предполагает диалог читателя с автором текста. Читатель может согласиться и не согласиться с позицией автора, основываясь на личном опыте или на знаниях, не содержащихся в тексте.
Значительная часть вопросов теста, диагностирующих умение читателя размышлять об информации, содержащейся в тексте, предполагает использование вне текстового знания читателя , в ситуации допускающей разные точки зрения читателя.
Примеры заданий третьего уровня читательских умений
Задание: Прочитайте текст «Глобальное потепление: Гималайские горы готовят смертельный удар» и ответьте на вопросы .
– Разделяете ли вы оценку экспертов ООН о возможных последствиях таяния гималайских ледников?
(Для того, чтобы ответить на кажущийся не слишком сложным вопрос, во-первых, необходимо выявить какова эта оценка, какие аргументы используются для её подтверждения, т.е. необходимо точно определить «чужую» точку зрения. («Если это произойдет, то последствия будут самыми плачевными. …») Во-вторых, следует сформулировать собственную точку зрения и постараться также её аргументировать).
Формированию читательской грамотности учащихся способствует применение учителем на уроке
различных приёмов
Восстановление текста (приём работы со связным текстом, в котором пропущены слова).
Пример:
В Австралии и Новой Гвинее живёт маленький зверёк, покрытый _______, - ехидна. Размером и игольчатым покровом она напоминает нашего ________. На самом же деле ехидна очень ______ от ежа. Она относится к древней, почти _______ группе ______ млекопитающих. Свои яйца она вынашивает _______ на животе. Во время своих путешествий ехидна переносит детёнышей в сумке. Питается ехидна ______. Удлинённые челюсти её лишены зубов, а длинный клейкий ________ помогает ей успешно отправлять в рот муравьёв. (по Д. Акимушкину)
Формулирование суждения по заданным словам (набор слов, терминов, из которых следует построить суждение, формулировку закона, правило, закономерность).
Пример:
атмосферных, признаков, количества, из, одним, является, с, осадков, климата, запада, на, уменьшение, восток, континентальности (одним из признаков континентальности климата является уменьшение количества атмосферных осадков с запада на восток).
Инсерт (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений)
V - Поставьте около строк, в которых говорится о том, что вы уже знаете.
+ - Поставьте около строк, в которых для вас содержится новая информация.
– - Поставьте около строк, в которых информация противоречит тому, что вы уже знали.
? - Поставьте около строк, в которых вам что-то не понятно или вы хотите получить более подробные сведения по данному вопросу.
Вопросно-ответные упражнения (предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации).
Упражнение на дополнение (приём работы, основанный на отрывке текста или незаконченных предложениях, которые нужно закончить, используя информацию, полученную из прочитанного текста)
Исправление (определение и корректировка содержательных нарушений в тексте)
Пример:
В состав Центральной России входят: Центрально-Чернозёмный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Поволжский районы. Центральная Россия богата природными ресурсами: добывают железную руду, каменный уголь, торф. Район специализируется на наукоёмком машиностроении, на производстве черных металлов. В Центральном районе преобладает сельское население (ошибки: подчёркнуты).
Сопоставление, нахождение сходств и различий (сравнение двух и более объектов)
Перекодирование информации (перенос информации из одной формы представления в другую, например, текст-схема).
«Мозаика» (разделение текста для чтения на части, после ознакомления с определённой частью информации, учащиеся обмениваются ею и восстанавливают общее содержание текста).
Составление списка (перечисление объектов, связанных с определённой темой)
Множественный выбор (выбор правильного ответа из предложенных вариантов)
Викторина – опрос – соревнование (участники отвечают на фактические вопросы по содержанию)
Заполнение таблицы (внесение в таблицу необходимой информации)
Конспектирование (запись кратко в форме заметок содержания прочитанного текста с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования)
Логические цепочки (после текста обучающимся предлагается построить события в логической последовательности)
«Тонкие» и «Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы – это вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана:
Кто?
Что?
Когда?
«Толстые» вопросы – это вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать:
Объясните, почему…?
Почему, вы так думаете?
В чём различие?
Верно ли?
Предположите, что будет, если…?
Верные и неверные утверждения (выбор суждений или ответов, который осуществляется путём соотнесения высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста)
Пример (по теме «Население и страны Южной Америки):
1. Коренные жители Южной Америки – индейцы.
2. В Южной Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.
3. Большинство населения Южной Америки говорит на английском языке.
4. На территории Южной Америки много стран, как и в Африке.
5. Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.
Синквейн (синтез материала, изложение материала в нескольких значимых словах, ёмких и кратких выражениях)
Построение и чтение графиков, диаграмм
Преобразование цифровой информации в график, статистическую таблицу, диаграмму
Чтение графиков, диаграмм
Подготовка к ГИА и ЕГЭ
Чтобы формировать читательскую грамотность учащихся, учитель географии должен освоить технологию конструирования подобных заданий
Задание
1) Прочитайте суждения:
Самый сильный нагрев земной поверхности наблюдается в жарком тепловом поясе.
В жарком тепловом поясе Земли наблюдаются самые высокие температуры воздуха.
В жарком тепловом поясе находится большая часть материка Африка.
2) Предложите умозаключения – новые суждения о природе Африки, которые могут сформулировать ученики.
3) Проанализируйте образовательную составляющую этого задания.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать
Д. Дидро
Сформированность читательской грамотности является необходимым условием и фундаментом для других видов функциональной грамотности, в т.ч. естественнонаучной грамотности.