Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №4» г. Майкоп
ПРОЕКТ
«Я здоровье берегу — сам себе я помогу!»
Воспитатель : Ткаченко Ю.А.
Здоровье ребёнка превыше всего,
Богатство Земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст,
Его берегите, как сердце, как глаз.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Актуальность данной темы выражена в формировании убеждений и
привычек здорового образа жизни у детей дошкольного возраста,
необходимости воспитания потребности в сохранении и укреплении
здоровья. Именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки
по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки
правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников
методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к
положительным результатам. В дошкольном возрасте отмечается более
тесная связь ребёнка с семьёй и педагогом, чем в школьный период, что
помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на
членов его семьи.
Цель проекта:
повышение уровня знаний и обогащение опыта
родителей о здоровом образе жизни, сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи проекта:
- Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
- Дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести
здоровый образ жизни.
- Знакомить родителей с методами оздоровления детей в детском саду и
дома.
- Обогащать знания детей о витаминах и продуктах питания и их полезных свойствах.
- Воспитывать бережное отношение к своему здоровью через чтение детской литературы.
- Совершенствовать физические способности в совместной двигательной
деятельности детей.
Пути реализации проекта:
Работа с детьми в себя включает:
• гимнастика для глаз;
• динамические паузы;
• спортивные соревнования, игры, эстафеты;
• беседы;
• чтение рассказов, стихов;
• дыхательная гимнастика;
• сюжетно ролевые игры;
• дидактические игры;
• пальчиковая гимнастика;
• подвижные игры;
• Су-Джок терапия;
• гимнастика пробуждения;
• ходьба по массажным коврикам.
Взаимодействие с семьей включает:
• мониторинговые процедуры (анкетирование родителей);
• создание информационного стенда для родителей (консультации,
памятки);
• участие в празднике здоровья «Путешествие в страну Здоровья» на
завершающем этапе проекта.
Основные этапы:
1 этап - организационный:
- изучение психолого-педагогического опыта по здоровьесбережению детей;
- составление схем взаимодействия с узкими специалистами;
- подборка дидактического материала и оборудования.
2 этап – основной (практический).
Использование здоровьсберегающих технологий:
- в ходе организованной образовательной деятельности ,развлечений, индивидуальной работы;
- при проведении режимных моментов: подвижные игры на прогулке, игровой массаж при просыпании;
- развитие общей моторики - при организации двигательного режима;
-совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях организование двигательного режима, использование артикуляционной гимнастики;
-совместно с педагогом-психологом проведение игр с элементами психогимнастики.
3 этап – заключительный.
Подведение итогов.
Для достижения целей проекта
рекомендуются следующие группы средств:
1. Подвижные игры на прогулке, в спортивном зале.
2. Физкультминутки и динамические паузы.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Дыхательная гимнастика.
5. Гимнастика для глаз.
6. Закаливание.
7. Гимнастика после сна.
8. Самомассаж.
9. Су-Джок терапия.
10. Релаксация.
Подвижные игры
- доставляют радость, эмоциональный подъём
- развивают и увеличивают физические силы ребёнка
- оказывают эффективное оздоровительное воздействие на детский организм в целом.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ И ДИНАМИЧЕСКИЕ ПАУЗЫ
создают благоприятную атмосферу;
снимают напряжение, вызванное негативными эмоциями.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
- Способствует овладению навыкам мелкой моторики
- Помогает развивать речь
- Повышает работоспособность коры головного мозга
- Развивает психические способности:
мышление, память, воображение
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
- Положительно влияет на обменные процессы
- Улучшает дренажную функцию бронхов
- Восстанавливает нарушенное носовое дыхание
- Способствует восстановлению нормального крово - и лимфо снабжения
- Повышает общую сопротивляемость организма
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
- Улучшает циркуляцию крови и внутриглазной жидкости глаз
- Укрепляет мышцы глаз
- Улучшает аккомодацию
ЗАКАЛИВАНИЕ
- Учит детей сознательно заботиться о своём здоровье
- Является профилактикой простудных заболеваний
- Повышает жизненный тонуса у детей
- Прививает им чувство ответственности за своё здоровье
Гимнастика пробуждения
- Способствует поднятию настроения и мышечного тонуса детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений.
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
САМОМАССАЖ
Прекрасный способ расслабить мышцы и избавиться от нервно-эмоционального
напряжения в забавной игровой форме.
СУ - ДЖОК ТЕРАПИЯ
- Воздействует на биологически активные точки организма
- Стимулирует речевые зоны коры головного мозга
- Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом
- Развивает мелкую моторику рук
- Развивает память, внимание, связную речь
РЕЛАКСАЦИЯ
- Учит детей расслабляться
- Способствует концентрации внимания
- Помогает снять напряжение
- Снимает возбуждение
Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении имеет огромное значение в процессе оптимизации двигательной активности, способствует разностороннему развитию, укреплению здоровья детей и овладению навыками самооздоровления . Поэтому в ДОУ необходим поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления.
Существует легенда. У древнего бога Эскулапа были две дочери – Панацея и Гигиена. Обе владели даром целительства, но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней сразу. Гигиена говорила, что на все случаи жизни одного-единственного лекарства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает законов Жизни. Этим законам людей надо научить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками да микстурами. А Гигиена просвещает их, объясняет законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми , а сама жизнь – прекрасной.
Единственно правильный путь к сохранению и укреплению здоровья детей – знать самим и творчески применять эти знания, учитывая индивидуальные особенности ребенка.