АЗОТ. Физические и химические свойства. Распространенность азота в природе. Способы получения .
учитель химии МБОУ «Гимназия2», г.Рязани
Аникина Е.В.
Цели урока:
- Изучить строение атома и молекулы азота;
- Развить исторические познания в области открытия химических элементов;
- Изучить физические и химические свойства вещества;
- Раскрыть роль азота в жизни человека и растений, а также в промышленности;
История открытия.
Даниэль Резерфорд
Карл Вильгельм Шееле
В 1772 г. английский ученый Д. Резерфорд и шведский исследователь
К. Шееле обнаружили в своих экспериментах по сжиганию веществ газ, который не поддерживает дыхания и горения.
История открытия.
В 1787 г. Антуан Лоран Лавуазье установил наличие в воздухе газа, не поддерживающего дыхания и горения, и по его предложению этому газу было дано название “азот”, означающий “безжизненный” (от лат. а – нет и зоэ – жизнь).
История открытия.
В 1790 г. Жаном Шапталем было предложено другое латинское название «нитрогениум», означающее “рождающий селитру”.
Жан Антуан Шапталь
Строение атома азота
молекулярная формула
Физические свойства азота
- При нормальных условиях азот это бесцветный газ, не имеет запаха, мало растворим в воде.
- В жидком состоянии (при температуре −195,8 °C) — бесцветная, подвижная, как вода, жидкость. Плотность жидкого азота 808 кг/м³. При контакте с воздухом поглощает из него кислород.
Физические свойства азота
- При −209,86 °C азот переходит в твердое состояние в виде снегоподобной массы или больших белоснежных кристаллов. При контакте с воздухом поглощает из него кислород, при этом плавится, образуя раствор кислорода
в азоте.
Химические свойства азота
При обычных условиях азот малоактивен. Это объясняется прочностью химических связей в его молекуле.
При высоких температурах связи ослабевают и азот становится реакционноспособным.
Из металлов азот реагирует в обычных условиях только с литием, образуя нитрид лития:
6Li + N 2 → 2Li 3 N + 39кДж
Химические свойства азота
С другими металлами он реагирует лишь при высоких температурах, образуя нитриды:
3Ca + N 2 → Ca 3 N 2
(нитрид кальция)
2Al + N 2 → 2AlN
(нитрид алюминия)
Химические свойства азота
Образующиеся нитриды полностью гидролизуются при контакте с водой:
Сa 3 N 2 + 6H 2 O → 3Ca(OH) 2 + 2NH 3
(аммиак)
↑
Химические свойства азота
С кислородом азот взаимодействует только в электрической дуге (3000-4000° С) (например, при грозовом разряде в атмосфере) или при очень сильном нагревании:
N 2 + O 2 ↔ 2NO↑ - Q
Химические свойства азота
При определенных условиях азот реагирует с водородом (температура 300° С, давление 20-30 МПа, катализатор пористое железо):
N 2 + Н 2 ↔ 2NН 3 ↑ + Q
(аммиак)
Получение азота
В лабораториях азот можно получать по реакции разложения нитрита аммония:
t
NH 4 NO 2 → N 2 ↑ + 2H 2 O
В промышленности азот получают выделение из сжиженного воздуха
Биологическое значение азота
- Азот — одно из самых распространенных веществ в биосфере, узкой оболочке Земли, где поддерживается жизнь.
АЗОТ:
В атмосфере азота - 4 квадрильона (4·10 15 ) тонн
(4 000 000 000 000 000 тонн)
В океанах — около 20 триллионов (20·10 12 ) тонн
(20 000 000 000 000 тонн)
- Незначительная часть этого количества — около 100 миллионов тонн — ежегодно связывается и включается в состав живых организмов.
- Из этих 100 миллионов тонн связанного азота только 4 миллиона тонн содержится в тканях растений и животных — все остальное накапливается в разлагающих микроорганизмах и, в конце концов возвращается в атмосферу.
Главный поставщик связанного азота в природе — бактерии : благодаря им связывается приблизительно от 90 до 140 миллионов тонн азота.
Самые известные бактерии, связывающие азот, находятся в клубеньках бобовых растений.
- На использовании бактерий основан традиционный метод повышения плодородия почвы: на поле сначала выращивают горох или другие бобовые культуры, потом их запахивают в землю, и накопленный в их клубеньках связанный азот переходит в почву. Затем поле засевают другими культурами, которые этот азот уже могут использовать для своего роста.
Некоторое количество азота переводится в связанное состояние во время грозы
электрический разряд нагревает атмосферу вокруг себя, азот соединяется с кислородом (происходит реакция горения) с образованием различных оксидов азота.
- Таким образом, в результате естественных природных процессов связывается от 100 до 150 миллионов тонн азота год.
- В ходе человеческой деятельности тоже происходит связывание азота и перенос его в биосферу (например, засевание полей бобовыми культурами приводит ежегодно к образованию 40 миллионов тонн связанного азота).
- Всякий раз, когда вы совершаете поездку на автомобиле, в биосферу поступает дополнительное количество связанного азота.
- Примерно 20 миллионов тонн азота в год связывается при сжигании природного топлива .
- Но больше всего связанного азота человек производит в виде минеральных удобрений.
- Недостаток азота часто сдерживает рост растений, и фермеры для повышения урожайности покупают искусственно связанный азот в виде минеральных удобрений.
- Сейчас для сельского хозяйства каждый год производится чуть больше 80 миллионов тонн связанного азота
- Суммировав весь вклад человека в круговорот азота, получаем цифру порядка 140 миллионов тонн в год. Примерно столько же азота связывается в природе естественным образом.
Таким образом, за сравнительно короткий период времени человек стал оказывать существенное влияние на круговорот азота в природе.
- Каждая экосистема способна усвоить определенное количество азота, и последствия этого в целом благоприятны — растения станут расти быстрее.
- Однако при насыщении экосистемы азот начнет вымываться в реки.
Эвтрофикация (загрязнение водоемов водорослями)—самая неприятная экологическая проблема, связанная с азотом. Азот удобряет озерные водоросли, и они разрастаются, вытесняя все другие формы жизни.
Жидкий азот в медицине
N2
Синтез аммиака
Производство удобрений
Синтез азотной кислоты
Создание инертной среды
Домашнее задание
Параграф 15, 16, записи в тетради
Использованные ресурсы
- https://cdn.turkaramamotoru.com/en/daniel-rutherford-7753.jpg
- https://cdn.turkaramamotoru.com/ru/sheele-karl-vilgelm-4172.jpg
- http://img00.deviantart.net/dd6a/i/2013
- http://www.traces-ecrites.com/wp-content/uploads/2017/03/Jean-Antoine_Chaptal_1756-1832_comte_de_Chanteloup-768x929.jpg
- http://monateka.com/images/1321363.jpg
- https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/1071/00009928-f441ad8d/img2.jpg
- https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0a91/00026808-ba1f3e59/img17.jpg
- https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/776003/1ec1cee5-9d14-409f-84b1-0107071f2833/s1200?webp=false
- http://www.uzluga.ru/potrd/1.+ Деление+клетки+основа+размножения+и+роста+организмов d/75461_html_m2ede300f.jpg
- https://bashagroplast.com/img/upload/fea836916a5a4ff0b30ade7328fc1019.jpg
- http://shing.mobile9.com/download/media/536/voloxlake_tpxjaj7q.jpg
- https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/121e/00024885-8a670226/img19.jpg
- https://sc02.alicdn.com/kf/HTB1EurjaUR1BeNjy0Fmq6z0wVXaY/Nitrogen-fertilizer-prices-urea.jpg
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Класс : 9 класс Издательство: Просвещение , 2016г.
Спасибо за урок!