Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку на тему: "Коммуникации в управлении"»
Тема 7.:
Коммуникации в управлении
Подготовила
преподаватель
О.Ю.Игнатенко
- 1) Понятие и значение
- 2)Виды коммуникаций
- 3) Коммуникационный процесс
- 4)Этапы коммуникаций
- 5)Проблемы коммуникаций
- 6)Обратная связь
- 7)Структуры коммуникаций
Определение понятия «коммуникация»
Коммуникация – это обмен информацией
между индивидами через посредство общей
системы символов.
Коммуникация и информация различные,
но связанные между собой понятия.
Коммуникация включает в себя и то, что
передается, и то, как это «что» передается.
Для того чтобы коммуникация состоялась,
необходимо, как минимум, наличие двух
людей.
- Цель коммуникаций на предприятии - осуществление изменений, влияние на деятельность таким образом, чтобы достичь процветания предприятия.
- Коммуникации отражают целостность управляемой системы и одновременно ее открытость, приоритетность действий работников фирмы, стиль управления менеджера, ситуации взаимодействия фирмы с другими объектами
Классификация коммуникаций
- По субъектам : политическая, корпоративная, некоммерческая, государственно-административная, международная.
- По масштабам объектов : массовая, групповая, межличностная.
- По характеру объектов : внутренняя, внешняя, деловая.
- По вектору движения : горизонтальная, вертикальная.
- По используемому коду : вербальная, невербальная.
- По соотношению прямой/обратной связи : иерархическая, демократическая.
- По характеру сообщения : деструктивная, конструктивная, нейтральная.
Коммуникационный процесс
- Коммуникационный процесс – это передача информации между звеньями управления.
Выделяются четыре базовых элемента в процессе обмена информацией.
- Отправитель — это лицо, которое собирает или отбирает информацию и передает ее.
- Сообщение — сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов.
- Канал — средство передачи информации.
- Получатель — лицо, которому предназначена информация и которое ее воспринимает.
Классическая модель коммуникаций
Получатель
Этапы коммуникации
- Зарождение идеи . Кит Дэвис - известный исследователь коммуникаций - подчеркивает важность данного этапа: «Неудачное сообщение не станет лучше на глянцевой бумаге или от увеличения мощности громкоговорителя. Лейтмотив этапа - не начинайте говорить, не начав думать».
- Кодирование и выбор канала . Прежде, чем передать идею, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав для этого слова, интонации и жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение. Отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. К некоторым общеизвестным материалам относятся передача речи и письменных материалов, а также электронные средства связи, включая компьютерные сети, электронную почту, видеоленты и видеоконференции .
- Передача. Речь идет о физической передаче сообщения, которую многие люди по ошибке и принимают за сам процесс коммуникаций. В то же время передача является одним из важнейших этапов, через которые необходимо пройти, чтобы донести идею до другого лица.
- Декодирование. После передачи сообщения отправителем получатель декодирует его. Декодирование - это перевод символов отправителя в мысли получателя. Если символы, выбранные отправителем, имеют точно такое же значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Если реакция на идею не требуется, процесс обмена информацией на этом должен завершиться
Основные проблемы коммуникаций в менеджменте.
- Препятствия. Это бывает возможным потому, что, даже, если предприятие и преуспевает, оно часто потребляет необходимую информацию урывками. Можно достигнуть заметного улучшения эффективности, если ликвидировать препятствия для коммуникации.
- Плохо сформулированные сообщения . Независимо от того, как доставляются сообщения, их расплывчатость и туманность - слишком частые явления. Такие недостатки, как плохо выбранные и ничего не значащие слова, небрежные упущения, отсутствие последовательности, плохое изложение мыслей, неуклюжесть структуры предложений, недостаток лексических средств, банальности, поразительные повторения, жаргон и т.д., довольно широко распространены. Отсутствие ясности и точности приводит к дорогостоящим ошибкам.
- Ошибочный перевод . асто бывает недостаточно передать информацию слово в слово, она или должна быть выражена в словах, понятных для людей в той области, в которой работает получатель, или должна сопровождаться разъяснениями, которые будут понятны получателю.
- Потери в процессе передачи или хранения . В устном сообщении при каждой последовательной передаче теряется около 30% информации. Следовательно, на крупных предприятиях совершенно невозможно положиться на устную связь одного уровня с другим. Даже письменные сообщения, сопровождаемые разъяснениями, теряют при передачи часть своего смысла.
- Невнимательность. Часто приходится встречаться с простой неспособностью прочесть документы. Что касается неспособности выслушать устное сообщение, то психологи и работники просвещения заметили, что «слуховые аппараты» не слушающих часто выключены, а они сами в это время заняты мыслями о семейных проблемах. В любом случае попытки сообщить что-то тому, кто не слушает, потерпят неудачу.
- Искажение сообщений . Когда информация движется внутри организации вверх и вниз, смысл сообщений несколько искажается. Сообщения могут искажаться непреднамеренно в силу затруднений в межличностных коммуникациях. Сознательное искажение информации может иметь место, когда какой-либо управляющий не согласен с сообщением.
- Информационные перегрузки . Преграды на путях обмена информацией могут быть следствием перегрузки канала коммуникаций. Руководитель, поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, вероятно, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему наиболее важной
- Неудовлетворительная структура организации . Структура организации - эта логическая взаимосвязь уровней управления и функциональных сегментов, обеспечивающая эффективное достижение целей. Если структура организации продумана плохо, возможности руководителя планировать и добиваться реализации поставленных целей сужаются. В организации с многочисленными уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения.
Объектами коммуникационного менеджмента являются
- клиенты и потребители,
- персонал организации,
- инвесторы и акционеры,
- органы власти и структуры местного самоуправления, коммуны.
Субъектами коммуникационного менеджмента являются
- Высшие должностные лица, принимающие стратегические решения по поводу развития организации.
- Важным элементом коммуникационного процесса является обратная связь , появляющаяся в результате обмена участников процесса ролями. Получатель становится отправителем, и наоборот, отправитель — получателем. Таким образом, весь цикл повторяется вновь, но уже в другом направлении. Обратная связь — это ответ получателя на послание. Она дает возможность отправителю узнать, дошло ли послание до адресата и в каком значении.
- Коммуникация с помощью обратной связи превращается в дорогу с двусторонним движением, а сам процесс приобретает динамику. При этом обратная связь может быть выражена не обязательно в той же кодовой системе, что и полученное послание. Главное, чтобы кодовая система была известна новому получателю
- В межличностных коммуникациях главным является совершенствование науки общения. Существует несколько простых принципов, соблюдение которых поможет руководителю стать более коммуникабельным.
- Умение слушать.
- Ясность идей.
- Язык жестов и интонаций.
- Эмпатия и открытость.
- Эмпатия - это внимание к чувствам других людей, сопереживание. Удачное применение эмпатии может заметно уменьшить возможность неверного понимания при декодировании сообщения принимающей стороной. Эмпатия при обмене информацией подразумевает также поддержание открытости в разговоре.
Коммуникационная структура управления
- По масштабам: глобальная (охватывает организацию целиком) или локальная (относится только к отдельной ее части).
- По особенностям функционирования: централизованная (коммуникации только через одно центральное звено) децентрализованная / полицентрическая (значительная часть информации может идти в обход центрального звена)