С. Я. Маршак. драматическая сказка «Двенадцать месяцев»
С. Я. Маршак. драматическая сказка «Двенадцать месяцев»
Автор: Гуркина Наталья Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Дороховская СОШ»,
пос. Дорохово, Бежецкий район, Тверская область
Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964)
Самуил Яковлевич родился в еврейской семье 22 октября (по новому стилю 3 ноября) 1887 года. Семья происходила от древнейшего рода исследователей Талмуда. Отец мальчика - химик, работавший на мыловаренном заводе, мать - домохозяйка, воспитывающая детей и приглядывающая за бытом. Кроме Самуила, в семье росли еще пять детей.
Маршак-старший пытался реализовать амбиции и потенциал специалиста в области химии, поэтому семейство часто переезжало: Витебск, Покров, Бахмут. Список городов прервался в Острогожске в 1900 году.
Для выходца из еврейской семьи проблемой оставалось зачисление в гимназию, поскольку детям такого происхождения выделялось ограниченное количество мест. Именно поэтому, когда отцу Маршака посчастливилось найти работу в Петербурге, Самуил не сразу последовал за родственниками.
Юный гимназист приезжал в столицу на каникулы. Одна из таких поездок стала для будущей биографии писателя судьбоносной. Мальчик представлен известному критику и искусствоведу того времени Владимиру Стасову.
Неудивительно, что Стасов, в руки которого попала тетрадь с творчеством мальчика, по достоинству оценил талант писателя и способствовал скорейшему переводу Самуила Яковлевича в питерскую гимназию.
Стоит отметить, что рассказ о детстве и юности Маршака невозможен без упоминания литературы и творчества. Как вспоминает сам поэт, сочинять стихи начал даже раньше, чем научился их записывать. Еще в Острогожске детвора со всей округи собиралась в доме семьи юного поэта, чтобы послушать забавные произведения его сочинения.
Приехав в город на Неве, гимназист пропадает в публичной библиотеке, зачитываясь произведениями классиков мировой литературы. Критик не забывал прививать мальчику любовь к искусству, особенно поддерживал начинания в области национального еврейского творчества.
Старший товарищ знакомит поэта с Максимом Горьким в 1904 году.
Писатель славился любовью к юному поколению. В 1920 году в нынешнем Краснодаре организовал первый детский театр, на сцене которого ставились спектакли по пьесам его сочинения, такие как "Двенадцать месяцев", "Теремок".
С 1923 года в Петрограде выходят детские книги поэта, в том числе переводы с английского "Дом, который построил Джек" и сказки собственного сочинения: "Кошкин дом", "Вот какой рассеянный", "Багаж", "Сказка о глупом мышонке".
«Двенадцать месяцев» драматическая сказка 1943 г.
В 1943 году создает пьесу-сказку «Двенадцать месяцев». Она написана по мотивам словацкой народной сказки о девочке, которая накануне Нового года встретила одновременно двенадцать месяцев. Но Маршак не только пересказал сюжет сказки, а расширил его. Ввел новых героев: маленькую королеву, ее придворных .
Кто герои этой сказки? Напоминают ли они героев народных сказок? Какие герои этой пьесы часто встречаются в народных сказках? Какие герои явно литературные, не фольклорные?
- Пье́са (от фр. Pièce — произведение, отрывок, часть ) — драматическое произведение, обычно классического стиля, созданное для постановки какого-либо действия в театре.
- Структура пьесы включает в себя текст действующих лиц (диалоги и монологи) и функциональные авторские ремарки (примечания, содержащие обозначение места действия, особенностей интерьера, внешности персонажей, их манеры поведения и т.д.).
- Как правило, пьеса предваряется списком действующих лиц, иногда — с указанием их возраста, профессии, титулов, родственных связей и т.п.
Словарная работа:
- Мачеха – неродная мать для ребенка.
- Падчерица – неродная для одного из супругов (родителей) дочь. (неродной сын – пасынок).
- Канцлер – человек, занимающий высшую государственную должность, вроде советника.
- Глашатай – человек, объявляющий народу королевские приказы.
- Мантия – накидка или длинная широкая одежда, надеваемая поверх платья.
Ремарка - это
- (от франц. remarque - замечание, примечание) - пояснения, которыми драматург предваряет или сопровождает ход действия в пьесе .
- Ремарки могут пояснять возраст , внешний облик , одежду действующих лиц, а также их душевное состояние , поведение , движения , жесты , интонации .
- В ремарках, предпосылаемых акту, сцене, эпизоду, дается обозначение, иногда описание места действия, обстановки.
Что в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» жизненно, правдиво, а что неправдоподобно, фантастично? Чего достигает автор этим сочетанием фантастического и реального? Кого мы осуждаем, кому сочувствуем, над чем смеёмся?
Сочетанием фантастического и реального Маршак достигает удивительного результата: зрители и читатели начинают верить в то, что братья-месяцы вправду существуют; Маршак учит нас добру и состраданию, но делает это не в форме занудных поучений, а в форме сказки, которая доходит до самого сердца.
Мы осуждаем жадную Мачеху с Дочкой, своенравную Королеву, глупую и неискреннюю Гофмейстерину, сочувствуем Падчерице и Учителю Королевы. Мы смеемся над жадностью, глупостью и ложью, и верим в добро и справедливость .
План ответа для характеристики персонажа:
- Кто, из какой семьи?
- Основные черты характера
- Как себя ведет в сказочной истории?
- Что происходит с героем в конце сказки?
- Это положительный или отрицательный герой?
- Чему у этого героя можно и нужно научиться и почему?
Падчерица
- Из какой семьи?
- Основные черты характера
- Как себя ведет в сказочной истории?
- Что происходит с ней в конце сказки?
- Это положительный или отрицательный герой?
- Чему у этого героя можно и нужно научиться и почему?
Падчерица воплощает в себе лучшие человеческие качества. Она добрая, работящая, красивая, заботливая, признательна людям за доброту: она помогает Солдату, показывает ему самую пушистую елочку. Ее любят и не боятся звери и птицы в лесу. Падчерица вежлива и верна своему слову: даже Королеве не признается в том, как она смогла набрать зимой корзину подснежников. Когда Месяцы дарят ей коней, сани и целый сундук нарядов, Падчерица не скупится и дарит шубы замерзшей Королеве, Учителю и Солдату. Апрель дарит Падчерице свое волшебное колечко. Это значит, что все Месяцы, если будет надо, придут ей на помощь.
Старуха и дочка
- Из какой семьи?
- Основные черты характера
- Как себя ведут в сказочной истории?
- Что происходит с ними в конце сказки?
- Это положительные или отрицательные герой?
- Чему у этих героев можно и нужно научиться и почему?
Мачеха и Дочка не любят Падчерицу, они завидуют ее красоте, доброте, заставляют ее делать черную работу, желают ей смерти. Вдвоем они посылают Падчерицу в лес сначала за хворостом, потом за подснежниками. Дочка подло отбирает у Падчерицы колечко, которое ей подарил Апрель, и смеется над ее горем. Мачеха и Дочка не хотят работать, но хотят получить золото, поэтому они несут корзинку с подснежниками во дворец и не берут с собой Падчерицу. Сначала они хвастают безмерно, а потом трусливо признаются Королеве в том, что не они собирали цветы, обвиняют друг друга и в конце концов превращаются в собак.
Солдат
- Из какой семьи?
- Основные черты характера
- Как себя ведет в сказочной истории?
- Что происходит с ним в конце сказки?
- Это положительный или отрицательный герой?
- Чему у этого героя можно и нужно научиться и почему?
Королева
- Из какой семьи?
- Основные черты характера
- Как себя ведет в сказочной истории?
- Что происходит с ней в конце сказки?
- Это положительный или отрицательный герой?
- Чему у этого героя можно и нужно научиться и почему?
Королева — это человек, от которого зависит жизнь государства. Но она не понимает своей ответственности, важности каждого решения, и вопросы человеческой жизни решает с помощью подсчета слогов в слове: что дороже. Она не хочет учиться и собирается переделать законы природы. Маршак хочет нам сказать, что своевольная власть, которая не считается с законами, разрушительна. Королева не знает, что такое благодарность, и думает, что все можно купить, и в конце пьесы остается одна, без своей свиты. Рядом лишь Учитель, который хотел объяснить ей, что в мире есть не только королевская воля, но и объективные законы, и Старый Солдат, который верен своей присяге.
Рассказывая об Учителе Королевы, Маршак показывает нам знание, оторванное от жизни; рассказывая о Старом Солдате, писатель говорит о народной доброте и мудрости.
Двенадцать месяцев
- Из какой семьи?
- Основные черты характера
- Как себя ведут в сказочной истории?
- Что происходит с ними в конце сказки?
- Это положительные или отрицательные герой?
- Чему у этих героев можно и нужно научиться и почему?
Волшебная сказка –
Сказка, в основе сюжета которой находится повествование о преодолении потери, трудности при помощи чудесных средств, или волшебных помощников.
Признаки волшебной сказки в «Двенадцати месяцах»:
- Сами Месяцы;
- Подснежники в апреле;
- Изменение погоды за считанные минуты;
- Превращение Старухи и её дочки в собак;
- Чудесные подарки Месяцев падчерице;
- Падчерица слышит разговоры животных в лесу.
Вывод:
- «Двенадцать месяцев» – это пьеса, в основе которой лежит волшебная литературная сказка.
- Главных героев не всегда получится назвать только отрицательными, на протяжении сказки некоторые их них меняются в лучшую сторону (не все!).
- Нравственный вывод: Добро, честность и вежливость и в жизни, и в сказках всегда играют очень важную роль, это качества, которые очень важны для героев и для читателей.
Домашнее задание:
- Напишите письмо одному из герое сказки (на выбор). В письме можно похвалить, осудить, научить персонажа и т.п.
- Стр. 109-17, читать, отвечать на вопросы.