СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 10 классе на тему: "Морфемный и словообразовательный разбор"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка в 10 классе разработана в помощь учителю для проведения урока

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка в 10 классе на тему: "Морфемный и словообразовательный разбор"»

Презентация к уроку на тему:  «Морфемный и словообразовательный разбор» СОСТАВИЛ УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «ДОБРОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ ИМ.Я.М.СЛОНИМСКОГО» ВЕЛИЕВ ЭДЕМ РУСТЕМОВИЧ

Презентация к уроку на тему: «Морфемный и словообразовательный разбор»

СОСТАВИЛ

УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «ДОБРОВСКАЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ ИМ.Я.М.СЛОНИМСКОГО»

ВЕЛИЕВ ЭДЕМ РУСТЕМОВИЧ

 Цель урока - отрабатывать навыки морфемного и словообразовательного разбора слов; - развивать навыки самостоятельной работы на уроке; - воспитывать интерес к русскому языку

Цель урока

  • - отрабатывать навыки морфемного и словообразовательного разбора слов;
  • - развивать навыки самостоятельной работы на уроке;
  • - воспитывать интерес к русскому языку
 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»  (И.С.Тургенев)

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием»

(И.С.Тургенев)

Морфемный разбор это вычисление в слове составляющих его значимых частей членение слова на отдельные морфемы путем сопоставления его с родственными словами, а также функционально-смысловая характеристика этих морфем

Морфемный разбор

  • это вычисление в слове составляющих его значимых частей
  • членение слова на отдельные морфемы путем сопоставления его с родственными словами, а также функционально-смысловая характеристика этих морфем
 РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ Приставка корень ПРИ- -БРЕЖ- суффикс окончание -Н- НАХОД- ВЫ- ЫЙ -РАЩ- - И – ТЬ - -ЕНН- ЫЙ

РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ

Приставка

корень

ПРИ-

-БРЕЖ-

суффикс

окончание

-Н-

НАХОД-

ВЫ-

ЫЙ

-РАЩ-

- И – ТЬ -

-ЕНН-

ЫЙ

Корневая морфема Это часть слова, заключающая в себе общее лексическое значение, присущее ряду однокоренных слов Это главная и обязательная часть слова, его основной смысловой и структурный центр

Корневая морфема

  • Это часть слова, заключающая в себе общее лексическое значение, присущее ряду однокоренных слов
  • Это главная и обязательная часть слова, его основной смысловой и структурный центр
Корневая морфема корень непроизводная производная Я, мы, бой, кот Круги, дали, сады За-бир-а-ть По-говор-и-ть

Корневая морфема

корень

непроизводная

производная

Я, мы, бой, кот

Круги, дали, сады

За-бир-а-ть

По-говор-и-ть

Аффиксальные морфемы АФФИКСЫ префикс приставка суффикс Постфикс (мыть-ся) Интерфикс (земл-е-мер) окончание флексия

Аффиксальные морфемы

АФФИКСЫ

префикс

приставка

суффикс

Постфикс

(мыть-ся)

Интерфикс

(земл-е-мер)

окончание

флексия

СУФФИКС Это морфема, следующая за корнем и выполняющая словообразовательную формообразовательную функцию Словообразовательная ХОД (ход- и-ть , ход- ом , ход- ов -ой, ход- яч -ий) Формообразовательная Добр- ейш -ий,  тиш- е Чит-а- л , нес- и

СУФФИКС

  • Это морфема, следующая за корнем и выполняющая словообразовательную формообразовательную функцию

Словообразовательная

ХОД

(ход- и-ть ,

ход- ом ,

ход- ов -ой,

ход- яч -ий)

Формообразовательная

Добр- ейш -ий,

тиш- е

Чит-а- л ,

нес- и

ПРИСТАВКИ Префикс - это морфема, стоящая перед корнем и выполняющая словообразующую или формообразующую функцию словообразующие формообразующие Со -автор От -бить Про- вести  Со -переживать Сверх -прочный  Вы -молвить Про -лететь От -цвести По -смотреть За -говорить

ПРИСТАВКИ

  • Префикс - это морфема, стоящая перед корнем и выполняющая словообразующую или формообразующую функцию

словообразующие

формообразующие

Со -автор

От -бить

Про- вести

Со -переживать

Сверх -прочный

Вы -молвить

Про -лететь

От -цвести

По -смотреть

За -говорить

Окончание Флексия -это формообразующий аффикс, указывающий на отношения в предложении Изменяемая часть слова Нулевое окончание Конь * ,  край * ,  знаний * Окончание Лись-й- эго , ружь-й- а , стран- а , красив- ый , мороз- ы, пол -я Сказал -а, пришл -и

Окончание

  • Флексия -это формообразующий аффикс, указывающий на отношения в предложении
  • Изменяемая часть слова

Нулевое окончание

Конь * ,

край * ,

знаний *

Окончание

Лись-й- эго , ружь-й- а , стран- а , красив- ый , мороз- ы, пол -я

Сказал -а, пришл -и

 Морфемный разбор Найти окончание Выделить основу Выделить приставку, привести примеры слов с этой приставкой Выделить суффиксы, найти примеры, слова с этими суффиксами Выделить корень, объяснить лексическое значение

Морфемный разбор

  • Найти окончание
  • Выделить основу
  • Выделить приставку, привести примеры слов с этой приставкой
  • Выделить суффиксы, найти примеры, слова с этими суффиксами
  • Выделить корень, объяснить лексическое значение
Сделайте морфемный разбор По-весеннему Многолетний Выспаться Подмосковье Выключатель Железнодорожник Законченный

Сделайте морфемный разбор

  • По-весеннему
  • Многолетний
  • Выспаться
  • Подмосковье
  • Выключатель
  • Железнодорожник
  • Законченный
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР Способы словообразования Морфологи-ческий Морфолого-синтаксичес-кий С помощью морфем Перевод-чик За-ехать При-бреж-н-ый Труб-о-провод Бег (нулевой аффикс) Переход слова из одной части речи в другую Столовая (от прил) Несмотря (из деепр.) Порой (из сущ.) Лексико-синтаксичес-кий Лексико-семантический Сращения нескольких слов Тотчас (тот час) Сегодня (сего дня) Местожитель-ство Появление омонимов Пора (сущ)- Пора (наречие)

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР

Способы словообразования

Морфологи-ческий

Морфолого-синтаксичес-кий

С помощью морфем

Перевод-чик

За-ехать

При-бреж-н-ый

Труб-о-провод

Бег (нулевой аффикс)

Переход слова из одной части речи в другую

Столовая (от прил)

Несмотря (из деепр.)

Порой (из сущ.)

Лексико-синтаксичес-кий

Лексико-семантический

Сращения нескольких слов

Тотчас (тот час)

Сегодня (сего дня)

Местожитель-ство

Появление омонимов

Пора (сущ)-

Пора (наречие)

   Морфологический способ образование слов Префиксальный : пред-ыстория, не-друг Суффиксальный : нежн-ость, вод-ян-ой Префиксально-суффиксальный : со-бесед-ник Нулевая суффиксация : взлет, глушь, ответ Постфиксальный : трясти-сь, где-то, какой-либо Субстантивация, конверсия : больной юноша-больной выписался Сложение : птицефабрика, вечнозеленый

Морфологический способ образование слов

  • Префиксальный : пред-ыстория, не-друг
  • Суффиксальный : нежн-ость, вод-ян-ой
  • Префиксально-суффиксальный : со-бесед-ник
  • Нулевая суффиксация : взлет, глушь, ответ
  • Постфиксальный : трясти-сь, где-то, какой-либо
  • Субстантивация, конверсия : больной юноша-больной выписался
  • Сложение : птицефабрика, вечнозеленый
Словообразовательный разбор слов Руч н ой – рук а + н (суффиксальный способ образования слов) Выход - выход ить (нулевая суффиксация, безаффиксный способ) С ыграть – с + играть  (префиксальный способ образования слов) Слегка - с + легк ий + а (префиксально-суффиксальный способ образования слов)

Словообразовательный разбор слов

  • Руч н ой – рук а + н (суффиксальный способ образования слов)
  • Выход - выход ить (нулевая суффиксация, безаффиксный способ)
  • С ыграть – с + играть (префиксальный способ образования слов)
  • Слегка - с + легк ий + а (префиксально-суффиксальный способ образования слов)
Сделайте словообразовательный разбор слов Нарисовать Поговорим о будущем Отталкивающий Направо Преподаватель Размах Побережье

Сделайте словообразовательный разбор слов

  • Нарисовать
  • Поговорим о будущем
  • Отталкивающий
  • Направо
  • Преподаватель
  • Размах
  • Побережье
Сделайте словообразовательный и морфемный разборы выделенных слов От человека, не любящего и не уважающего собственных родных , трудно ждать уважения к другим людям.

Сделайте словообразовательный и морфемный разборы выделенных слов

  • От человека, не любящего и не уважающего собственных родных , трудно ждать уважения к другим людям.
Определить способы образования выделенных слов Язык, великолепный наш язык. Речное и степное в нём раздолье , В нём клёкоты орла и волчий рык, Напев , и звон , и ладан богомолья .  Константи Дмитриевич Бальмонт

Определить способы образования выделенных слов

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нём раздолье ,

В нём клёкоты орла и волчий рык,

Напев , и звон , и ладан богомолья .

Константи Дмитриевич Бальмонт


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!