Тема: «Роль и значение причастий и деепричастий в художественном тексте»
Борзова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы.
МБОУ ЦО №13 им. Е.Н. Волкова
Цели:
- Обучающие : умение чётко различать причастия и деепричастия, осознавать их преобразующую роль в тексте, выделять причастные, деепричастные обороты, различать семантические и морфологические признаки; повторение прямого и переносного значения слов, восприятие образности и выразительности художественного слова, совершенствование речевых навыков.
- Развивающие : развивать наблюдательность и чуткость к родному слову, применять ранее полученные знания и навыки.
- Воспитательные : привлечение внимания к слову, богатству его значений и выразительности, восприятия красоты, богатства и изящества языка.
Контроль знаний
- Выпишите из текста глаголы, прямое и переносное значение которых обыгрывается:
Розовеют сугробы
Под лучами зари,
Полыхают рябины
И горят снегири.
(Я. Хелемский)
- Сформулируйте прямое и переносное значение глаголов. Как называется этот художественный приём?
Причастия и деепричастия образованы от глагола:
Причастия = глагол ( вид, время )+ прилагательное ( число , род (в ед. ч.), падеж (в полной форме))
Обозначает признак предмета по действию.
Обозначает добавочное действие при глаголе-сказуемом.
Деепричастие = глагол ( вид, время ) + наречие (неизменяемая форма)
Выразительно прочитайте текст, соблюдая знаки препинания. Объясните знаки препинания, спишите, обозначая прилагательные и причастия(одиночные и с зависимыми словами). Найдите общее и различное в значении прилагательных и причастий(при необходимости обратитесь к опорному материалу):
Ландыш Чернеет лес, теплом разбуженный, Весенней сыростью объят. А уж на ниточках жемчужины От ветра каждого дрожат. Бутонов круглые бубенчики Ещё закрыты и плотны, Но солнце раскрывает венчики У колокольчиков весны. Природой бережно спеленутый, Завёрнутый в зелёный лист Растёт цветок в глуши нетронутой, Прохладен, хрупок и душист. Томится лес весною раннею, И всю счастливую тоску, И всё своё благоуханье Он отдал горькому цветку. (С. Маршак)
Проверим выполнение задания.
Прилагательные : весенней сыростью, круглые бубенчики, зелёный лист, цветок прохладен , хрупок и душист , весною раннею , счастливую тоску, горькому цветку.
Причастие и причастные обороты :
Теплом разбуженный , лес объят , бубенчики закрыты и плотны , природой бережно спеленутый (причастный оборот), завёрнутый в зелёный лист (причастный оборот), в глуши нетронутой .
Прочитайте отрывок из стихотворения, ответьте на вопросы: Какое время года описано? Какое настроение передают эти строки? Запишите, расставляя знаки препинания. Опишите словами образ зимы. Какой её можно охарактеризовать? Как автору удалось показать противоречивость чувств? Какую картину-пейзаж вы вообразили с помощью лексических средств автора?
Зима, смеясь, от счастья плачет, Весны качая колыбель. (И. Северянин, «Капель»)
Проверим выполнение задания.
Автор показывает отчаяние зимы перед наступлением торжествующей весны. Автор изобразил противоречие антонимами смеясь-плачет и фразеологизмом « от счастья плачет ». Объясним знаки препинания: смеясь- одиночное причастие . Весны качая колыбель- деепричастный оборот .
Объясните постановку знаков препинания. Подберите синонимы к слову трепещут.
Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
(Ф. Тютчев)
Проверим выполнение задания.
Запятые разделяют простые предложения в составе сложного. Солнце сияет -грамматическая основа; Воды блещут -грамматическая основа; Деревья трепещут -грамматическая основа; Улыбка -грамматическая основа, односоставное назывное предложение; Жизнь -грамматическая основа, односоставное назывное предложение; Купаясь в небе голубом -деепричастный оборот, дорисовывающий основное действие. Синонимы : веют, реют, развеваются.
Вывод
Причастие, обладая энергией глагола и живописной силой прилагательного, и деепричастие, дорисовывающее действие, придают художественному тексту особую выразительность.
Домашнее задание
Русский язык 8 класс, С. Г. Бархударов, 2-е издание Москва, Просвещение 2020 год.