Организации образовательного пространства школьника.
Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поговорить о кабинете, с которого начинается школьная жизнь каждого ребенка. И от того, насколько правильно и грамотно он будет оснащен, зависит, станет ли интересно маленькому ученику в школе и захочется ли ему бежать сюда каждое утро.
Сегодня в связи с внедрением ФГОС актуальна проблема организации образовательного пространства школьника. В учебном кабинете начальных классов учитель создаёт все условия для выполнения образовательной программы школы, которая отвечает современным стандартам.
В первую очередь учитель работает над созданием предметно развивающей среды кабинета. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей; формированию культуры взаимоотношений.
Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
Для организации учебного процесса кабинет начального класса разделен на следующие зоны: учебная, игровая, информационная, природная, санитарно-гигиеническая зона.
Учебная зона - расположены регулируемые ученические столы и стулья, учительский стол; учебная доска, компьютер, шкафы. В 1ом шкафу находится методическая литература учителя, дидактические материалы по предметам, которые используются как в урочной так и во внеурочной деятельности.
В классе собрана библиотека детских книг и организован уголок чтения. Уголок чтения дает возможность детям систематически знакомиться с новыми для них книгами, формировать читательские умения и развивать навыки чтения. Все книги помещены во 2-ом шкафу, здесь же находятся портфолио и творческие работы учащихся.
Здесь же в учебной зоне располагаются плакаты по предметам для 1 класса.
Информационная зона - располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь края, класса, имеется информация о здоровом образе жизни о правилах дорожного движения, об основе безопасности жизнедеятельности для учащихся и родителей.
Игровая зона или зона творчества предназначена для творческих занятий детей по интересам: развивающие игры, столик для игры в шашки, уголок «Тренируем пальчики» для развития мелкой моторики и координации движений пальцев, развития речи обучающихся. Здесь же находятся принадлежности для уроков ИЗО и технологии.
Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Санитарно-гигиеническая зона
Санитарно-гигиеническая зона содержит: умывальник, санитарно-гигиенические средства(жидкое мыло), туалетная бумага, полотенце.
Природная зона:
Здесь находятся краеведческий уголок «Наш край» и уголок природы.
Краеведческий уголок – неотъемлемая часть предмета «Окружающий мир», важнейшее средство связи обучения и воспитания с жизнью. Использование краеведческого материала способствует активизации учебного процесса, пробуждает интерес к знаниям, оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание младших школьников, воспитывает учеников в духе любви к родному краю, развивает кругозор. Введение школьников в мир истории осуществляется на близком ученикам материале - истории родного края.
Краеведческий уголок в начальной школе выполняет ряд функций.
- средство осуществления воспитывающего обучения;
- решение педагогической проблемы соединения обучения с жизнью;
- средство осуществления межпредметных связей;
- активизация познавательной деятельности учащихся;
- реализация принципа наглядности в обучении;
- воспитание патриотических чувств любви к Родине
Уголок природы дает возможность учащимся вести научный дневник, наблюдать за природой и природными явлениями.
Здесь так же мы планируем поместить аквариум. Для релаксации детей, а так же он научит детей ухаживать за животными.
Таким образом, зонирования учебного кабинета представляет собой особую развивающую здоровьесберегающую среду, которая позволяет реализовывать ценности, цели и принципы личностно-ориентированного образования. Зонирование учебного кабинета на рабочие пространства способствует развитию личности учащегося на основе освоения способов деятельности, адаптации к условиям обучения, раскрытию и развитию способностей обучающихся начальных классов, повышению их уровня культуры.


