Интонация и музыкальный образ
Презентация к уроку музыки (УМК В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка», 2 класс). Тема урока: Интонационное многообразие музыки.
Подготовила: И.В. Мокшанова, учитель музыки МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева
г. Моршанска Тамбовской области
Цель: Углублённое изучение интонационной природы музыки
ЗАДАЧИ:
- Различать и классифицировать интонации по жанровым истокам и по эмоционально-образному содержанию;
- Исследовать на примере романсов Даргомыжского средства перевода человеческой речи в музыкальную интонацию;
- Исследовать зависимость смысла от интонации на примере 5-й симфонии Бетховена;
- Уметь анализировать услышанную музыку; сравнивать, обобщать, говорить о характере музыки.
Перепелочка , белорусская народная песня
Н аша перепёлка старенькая стала.
Припев.
А у перепёлочки головка болела.
Припев.
А у перепёлочки заболели ножки.
Припев.
А у перепёлочки заболела спинка.
Припев.
А у перепёлочки маленькие детки.
Припев.
П оиграй же с нами, перепёлочка.
Припев.
пиано (piano) – ?
меццо пиано (mezzo piano) – ?
реприза – ?
Игра «Интонационный обман»
- Определи по звучанию музыки, какая из начальных интонаций принадлежит мужчине, а какая — женщине?
Интонация — это характеристика какого-либо явления или действующего лица.
Интонация - это собственная оценка-отношение слышимой характеристики.
Игра «Интонационный обман»
Романс «Титулярный советник» (муз. А.С. Даргомыжского)
- О чем или о ком рассказывается в тексте романса?
- П очему же любовь оказалась отвергнутой?
Музыкальный анализ
В романсе «Титулярный советник» поётся не только о мужчине и женщине, но и о социальном неравенстве. Поэтому интонации-характеристики меняются местами.
У дивительна точность попадания в содержание образов.
- П осмотри на «клавиатуру»:
интонация титулярного советника расположена в очень узком пространстве - в пределах секунды,
а генеральской дочери — квинта (на сколько рангов выше!).
Музыкальный анализ
М узыкальное повествование отличается краткостью, простотой и выразительным контрастом интонаций образов : униженно, смиренно и робко на повторяющемся звуке звучат слова «он был титулярный советник», властно, гордо, решительно звучат слова «она генеральская дочь». Начинается фраза активным мелодическим скачком, затем звучит шире.
П ри словах «пошел титулярный советник» меняется ритм, передающий приплясывающую походку; мелодия более певучая носит несколько надрывный характер - человек отвергнут, оскорблен.
Р ельефно передано состояние эйфории , в котором купается герой, как бы отрешась от земной несправедливости: в его сознании зримо стирается образ генеральской дочери.
П рием контрастного сопоставления образов дан в романсе «Титулярный советник» очень ярко. Музыкальные интонации в романсе удивительно пластично сливаются с речевыми.
Главный принцип Даргомыжского (его кредо):
«Хочу, чтобы звук прямо передавал слово. Хочу правды».
«Когда Лев Толстой услышал романс «Титулярный советник», он вынул из-за пояса руку и вытер скатившиеся у него две слезы».
(Из воспоминаний Ф. Шаляпина)
Даргомыжский «…владел порой гениальной интуицией музыканта-драматурга…».
(Б. Асафьев)
А.С. Даргомыжский (1813-1869)
ОПЕРЫ: «Русалка», «Мазепа», «Эсмеральда», «Каменный гость» и др.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ОРКЕСТРА: «Болеро», «Баба-Яга» («С Волги в Ригу»), «Казачок», «Чухонская фантазия».
ПЕСНИ И РОМАНСЫ: «Червяк», «Титулярный советник», «Старый капрал», «Я Вас любил…» (сл. А.С. Пушкина), «Мне грустно» (сл. М.Ю. Лермонтова), «Мне минуло шестнадцать лет» (сл. А. Дельвига) и другие на слова Кольцова, Пушкина, Лермонтова и других поэтов.
ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Творчество а. Даргомыжского
Романс А.С. Даргомыжского «Старый капрал» в исполнении Ф.И . Шаляпина
Э тот романс является миниатюрной музыкальной энциклопедией: в нём интонационно-выразительные средства, развитие и построение музыки совершенно неотделимы от содержания произведения и друг от друга.
О браз капрала — «отца солдат», как он сам себя называет, — очень богат и поэтому все куплеты носят совершенно различный характер.
- К акие чувства услышали?
- К аким предстает перед нами образ старого капрала?
- П ри помощи каких средств музыкального языка подчеркивается выразительность вокальной партии?
- К какой области музыки (песенность, танцевальность, маршевость) можно отнести этот музыкальный портрет?
- К акие интонационные признаки помогли это понять?
Ф.И. Шаляпин (1873-1938)
- «Зерно-интонация»: «Тема судьбы», «Тема Героя»
- К ак называется эта интонация? Каковы её посылы - основное содержание?
- К аков характер интонации этой самой судьбы?
- В каком произведении, какого автора звучит эта тема?
- К акова основная мысль - идея всего произведения?
- М ожет ли вырасти из этого «зерна-интонации» не гнетущий, необратимый рок, а образ героя?
- «Зерно-интонация»: «Тема судьбы», «Тема Героя»
- П рослушай, как этот «мотив» звучит в 3-ей части симфонии. Что изменилось?
Кто это здесь, что за герой?
Кто это здесь, кто ты такой?
- К акие чувства и эмоции вызывает эта тема сейчас?
- Ч ей образ она нарисовала?
- П одумай, почему первая тема звучит всякий раз почти одинаково, а вторая — маршевая — звучит в повторах по-разному?
- «Зерно-интонация»: «Тема судьбы», «Тема Героя»
Бе тховен написал первую тему-интонацию почти неизменной (даже в середине экспозиции, когда она немного разрабатывается, ощущается «прикованность» к одной и той же интонации). Он как бы всё время возвращается к одной и той же волнующей его исходной мысли.
М аршевую тему при этом всё время меняет, будто ищет ответ в этом энергичном маршевом направлении, и всё более и более настойчиво.
Ч ем больше возрастает напряжение маршевой темы, тем ярче становится контраст между обеими музыкальными мыслями: первая тема при повторах приобретает всё более жуткую, даже тревожно-таинственную окраску. Рядом с возрастающей мощью, силой, энергией маршевой темы каждое возвращение становится как бы «провалом», мрачным и затаённым.
Музыка выражает человеческие чувства и мысли
Л. Бетховен «Веселая. Грустная»
«Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств».
Людвиг ван Бетховен
М узыку создаёт человек и создаёт её для людей, поэтому в музыке выражаются мысли и чувства человека.
У читься петь и играть выразительно – значит выражать человеческие мысли и чувства.
- Б ывает, что почти все люди в мире любят одну и ту же музыку, которую услышал внутри себя один человек! Подумай, почему, ведь все мы такие разные?
- М ожно ли представить, что кто-то услышит нечто весёлое при исполнении «Грустной» и нечто грустное при исполнении «Весёлой»?!
- П очему люди, видя и слыша по-разному, все-равно видят и слышат одно и то же? Что объединяет в этом людей?
- О брати внимание на обведённые слоги с нотами:
оттого, как их спеть - чуть пониже, чуть повыше, чуть поближе к предыдущей или последующей ноте или подальше от неё, – зависит настроение, чувство, выраженное в попевке.
- О предели, где более радостное чувство, где грустное… Спой оба варианта.
- В ыучи песню.
- И сполни её с разной интонацией:
- со сменой темпа
- со сменой динамики
- П рослушай аккомпанемент песни «Падает снег».
С какой интонацией будешь её исполнять?
Вывод
«Музыка живёт как интонация, и потому музыка есть искусство интонируемого смысла».
Б.В. Асафьев
«Музыка - это откровение более высокое, чем мудрость и философия».
Л.В. Бетховен
«Высшим отличием человека является упорство в преодолении самых жестоких препятствий».
Л.В. Бетховен
- С егодня я узнал…
- Б ыло интересно…
- Б ыло трудно…
- Я выполнял задания…
- Я понял, что…
- Т еперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую…
- М еня удивило…
- У рок дал мне для жизни…
- М не захотелось…
Используемые ресурсы
- http://musike.ru/
- https://nsportal.ru/
- https://ru.citaty.net/avtory/liudvig-van-betkhoven/
- https://www.liveinternet.ru/journal
- https://znanija.com/task/