БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ
ГЛАГОЛА
Цели:
- -научиться определять способы образования глаголов будущего времени;
- -образовывать простую и сложную форму будущего времени глагола;
- - использовать глаголы в речи.
Выборочный диктант
Выпишите глаголы. Укажите вид, время.
Бывает, что пылкий мальчишка За гостем приезжим по следу В дорогу торопится слишком: — Я тоже отсюда уеду!
Когда ж повзрослеет в столице, Посмотрит на жизнь за границей, Тогда он оценит Николу, Где кончил начальную школу…
Образуйте от данных глаголов форму 1 лица, ед.числа, наст.времени
- Увлекать
- Стеречь
- Распилить
- Пилить
- Подсказать
- Подсказывать
- Стремиться
- Зажигать
- Зажечь
Проверь!
- Увлекать - увлекаю
- Стеречь - стерегу
- Распилить – не образуется, так как гл. сов.в.
- Пилить - пилю
- Подсказать – не образуется, так как гл. сов.в.
- Подсказывать - подсказываю
- Стремиться - стремлюсь
- Зажигать - зажигаю
- Зажечь – не образуется, так как гл. сов.в.
Прочитайте текст, найдите глаголы, которые обозначают действие, следующее за моментом речи. Укажите их вид.
Май. Совсем скоро светлые волокна облачков будут плыть по чистому небу и таять в прозрачной синеве. Голубые дубравы насквозь будут просвечиваться солнцем. Нежными тонами будут лиловеть осиновые вершины.
Зеленеет, цветёт, звенит и веселится всё в природе. Ласкает солнце безлистые березы, что-то нашёптывает им ветер. Но не торопятся берёзы распускаться. Ждут они, когда наступит надёжное тепло, набухнет дерево соком и опрыснет тебя сладкими брызгами.
Наступит Буду плыть
Набухнет Будут просвечиваться
Опрыснет Будут лиловеть
Вопросы для исследования:
1. По какому принципу мы распределили глаголы на 2 столбика?
2. Какое действие обозначают глаголы по отношению к моменту речи?
3. На какие вопросы отвечают глаголы из каждой группы?
4. К какому виду относятся глаголы из каждой группы?
5. Какие имеют окончания?
6. Как изменяются?
(определить число, лицо, род)
Результаты исследований:
Глаголы совершенного Глаголы несовершенного
вида будущего вида будущего времени
времени (простая форма) (составная форма бу-
Что сделает? дущего времени)
Наступит Что будет делать?
Набухнет Будут плыть
Опрыснет Будут просвечиваться
Изменеяются по лицам Будут лиловеть
и числам Изменяются по л. и ч.
Образуйте форму будущего времени глаголов:
Установиться
Становиться
Шуршать
Пошуршать
Клеить
Проклеить
Заселять
Заселить
Сначала назвать глаголы прош.вр., потом- буд.вр., затем-наст.вр.
Перепёлочка ходит по клетке и тихонько
насвистывает. А то ляжет на бочок и купается
в песке, как настоящая курица, чистит
пёрышки, крыльями похлопывает. Мы ей
покажем червячка. Она подойдёт и клюнет из
руки. Мы её даже на руки брали, как игрушку.
Сидит на ладошке и не улетает.
Найдите глаголы в тексте. Определите вид, время.
Образец:
взбежала – с.в., пр.вр.
любят – н.в., н.вр.
насобирать – н.ф.
- Иногда можно увидеть, как зверёк сооружает из тонких веток свой домик. Проворными передними лапками складывает прутик за прутиком. Осталось насобирать и настелить сухого мха, мягких пёрышек, пуха. Скоро в гнезде появятся малыши, им необходима мягкая постелька.
Домашняя работа:
- Стр. 119- 120 прочитать правило,
- упр.№ 664 (п.), упр.№ 665 (п.), записать слова (в словарь): « м е чта», «к о см о навт», «ст а д и он», « а рена», «сп а рт а к и ада».