Просмотр содержимого документа
«Презентация по социальной психологии Коммуникативная сторона общения»
Коммуникативная сторона общения
«В любом самом мелком, самом незначительном, самом неприметном нашем поступке уже сказывается весь наш характер: дурак и входит, и выходит, и садится, и встает с места, и молчит, и двигается иначе, нежели умный человек»
Жан де Лабрюйер (1645—1696),
французский писатель, мастер афоризмов
Коммуникативная сторона общения
- проявляется во взаимном обмене информацией между собеседниками, передаче и приеме знаний, мнений и чувств .
- информация в общении не просто передается от одного партнера к другому (лицо, передающее информацию, называется коммуникатором, а получающее эту информацию — реципиентом), а именно обменивается
- Человек, передающий информацию, называется коммуникатором , человек, воспринимающий её, - реципиентом
- В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому.
Эффективность общения
Эффективность общения чаще всего связывают с коммуникативной стороной.
- Умение точно выражать свои мысли и умение слушать являются составляющими коммуникативной стороны общения. Основной целью обмена информацией является выработка единой точки зрения между общающимися, установление согласия по поводу ситуаций и проблем, при этом важно, чтобы передаваемая информация была правильно понята.
- На понимание сообщения, которое поступает от коммуникатора к реципиенту, влияют форма и содержание сообщения , зависящие от:
- личностных особенностей говорящего
- его отношения к слушающему,
- ситуации, в которой протекает общение.
- также должен учитываться набор ценностей вашего собеседника
Коммуникативные барьеры
Барьеры непонимания.
- Фонетическое непонимание
- Фонетическое непонимание
- появляется в результате использования непонятного языка, невыразительной речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов (гм-м, э-э...). Неполное понимание возникает из-за невнятной речи, плохой дикции и речи с дефектами Семантические барьеры непонимания связаны с многозначностью слов любого языка, когда участники общения используют различные значения слов, имеющие иной смысл. Стилистический барьер непонимания возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательств.
- появляется в результате использования непонятного языка, невыразительной речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов (гм-м, э-э...). Неполное понимание возникает из-за невнятной речи, плохой дикции и речи с дефектами
- появляется в результате использования непонятного языка, невыразительной речи, речи-скороговорки или речи с большим количеством звуков-паразитов (гм-м, э-э...). Неполное понимание возникает из-за невнятной речи, плохой дикции и речи с дефектами
- Семантические барьеры непонимания связаны с многозначностью слов любого языка, когда участники общения используют различные значения слов, имеющие иной смысл.
- связаны с многозначностью слов любого языка, когда участники общения используют различные значения слов, имеющие иной смысл.
- Стилистический барьер непонимания возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает
- возникает при несоответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает
- Логический барьер непонимания возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательств.
- возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательств.
Барьеры социально-культурного различия
- основаны на социальных, политических, религиозных и профессиональных различиях, которые приводят к отличиям в интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе общения.
- основаны на социальных, политических, религиозных и профессиональных различиях, которые приводят к отличиям в интерпретации тех или иных понятий, употребляемых в процессе общения.
Барьер отношения
- связан с неприязненным отношением к партнеру, с недоверием к говорящему, которые «переносятся» на получаемую информацию
- связан с неприязненным отношением к партнеру, с недоверием к говорящему, которые «переносятся» на получаемую информацию
Вербальная коммуникация
- К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение.
- Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения
виды невербальных средств общения:
1. Кинесика
- изучает внешние проявления человека, включающие в себя: мимику (движение мышц лица), пантомимику (движение тела — осанка, походка, позы), жесты и взгляд.
- изучает внешние проявления человека, включающие в себя: мимику (движение мышц лица), пантомимику (движение тела — осанка, походка, позы), жесты и взгляд.
2. Экстралингвистика
- исследует речевые паузы, кашель, плач, смех, а паралингвистика — громкость, тембр, ритм, высоту звука.
- исследует речевые паузы, кашель, плач, смех, а паралингвистика — громкость, тембр, ритм, высоту звука.
3. Такесика
- изучает прикосновения в процессе общения (рукопожатие, поцелуй, дотрагивание и пр.).
- изучает прикосновения в процессе общения (рукопожатие, поцелуй, дотрагивание и пр.).
4. Проксемика
- исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное пространство и т.п.).
- исследует расположение людей в пространстве при общении (расстояние до собеседника, персональное пространство и т.п.).
Голос - выразитель наших чувств
- Тихим голосом разговаривают люди робкие и неуверенные в себе; очень громкая, «взвинченная» речь может восприниматься как резкость и агрессия. В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали. Каждому человеку необходимо работать над постановкой голоса, особенно это относится к тем, кто постоянно вступает в общение, чья профессия связана со звучащим словом.
- Тихим голосом разговаривают люди робкие и неуверенные в себе;
- очень громкая, «взвинченная» речь может восприниматься как резкость и агрессия.
- В обычной обстановке нужно говорить с нормальной громкостью, чтобы вас все хорошо слышали.
- Каждому человеку необходимо работать над постановкой голоса, особенно это относится к тем, кто постоянно вступает в общение, чья профессия связана со звучащим словом.
- Гибкость, пластичность голоса, умение легко изменять его в зависимости от содержания речи.
- умение легко изменять его в зависимости от содержания речи.
- Тон речи, т.е. окраска голоса человека, с помощью которой он передает свои чувства и мысли. Ведь тон может изменить содержание речи, придать ей противоположный смысл. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски.
- т.е. окраска голоса человека, с помощью которой он передает свои чувства и мысли. Ведь тон может изменить содержание речи, придать ей противоположный смысл. Хорошо поставленному голосу свойственно богатство тембральной окраски.
- Тембр это окраска звука, яркость, теплота, мягкость и индивидуальность. Не случайно есть голоса, которые привлекают нас и надолго запоминаются.
- это окраска звука, яркость, теплота, мягкость и индивидуальность. Не случайно есть голоса, которые привлекают нас и надолго запоминаются.
- Умелое использование пауз, которые помогают доносить и воспринимать смысл высказывания. длительность пауз различна и зависит от причины, которой она вызвана.
- которые помогают доносить и воспринимать смысл высказывания.
- длительность пауз различна и зависит от причины, которой она вызвана.
- Голос и жест в сочетании с мимикой помогают человеку создать свой образ.
Мимика
- тесно связана с эмоциями и позволяет человеку догадаться о переживаемых собеседником чувствах радости, печали, напряжения или покоя.
- Мимика помогает человеку передавать настроение, отношение к тому, о чем он говорит; радость, гнев, печаль
- Выражение лица играет важную роль в общении, обеспечивая эмоциональный контакт между собеседниками; очень сильно зависит от движения губ. Плотно сжатые губы выдают внутреннее напряжение, расслабленные «говорят» о мягкости и открытости.
Улыбка
- Улыбка украшает человека, выражает радость встречи, говорит о расположении и дружелюбии партнера по общению. Психологи рекомендуют слова приветствия и благодарности сопровождать улыбкой.
- Люди улыбаются по-разному; существуют дружелюбная, ироничная, заискивающая, презрительная, насмешливая и другие виды улыбок. При общении с собеседником всегда надо помнить, что улыбка должна выражать дружеское расположение.
Взгляд
- Взгляд очень красноречив и выражает самые различные чувства и состояния. Он может быть жестким, колючим, добрым, радостным, открытым, враждебным, ласковым, вопрошающим, блуждающим, застывшим и т.д.
- Зрительный контакт помогает регулировать разговор
- Зрительный контакт зависит от дистанции между собеседниками
Жесты
В общении чаще всего встречаются следующие виды жестов:
• жесты оценки, при которых человек оценивает информацию: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание;
• жесты самоконтроля: руки сведены за спину, при этом одна сжимает другую или когда человек, сидящий на стуле, вцепился руками в подлокотники;
• жесты доминирования: жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, а также резкие взмахи сверху вниз;
• жесты расположения: прикладывание руки к груди, означающее честность, и прерывистое прикосновение к собеседнику.
- В беседе мы часто сопровождаем слова действиями, в которых главную роль играют руки, причем даже простое рукопожатие несет информацию о собеседнике. Например, рука для рукопожатия, поданная ладонью вниз, как правило, означает превосходство партнера, рука, поданная ладонью вверх, — согласие на подчинение, а рука поданная вертикально, — партнерское рукопожатие .
- Каждый жест человека подобен слову в языке, он неразрывно связан с ходом мысли и с движением чувств человека.
Поза
от умения правильно держаться и двигаться в значительной степени зависит ваш внешний вид.
Наша манера стоять, ходить и сидеть является дополнительным источником информации.
- Очень информативны плечевой пояс и верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком свидетельствуют о беспомощности, боязливости и неуверенности, а плечи, спадающие вперед, указывают на чувство подавленности. Свободно опущенные плечи «говорят» о внутренней свободе, уверенности, а отжимание плеч назад указывает на активность, решительность (но нередко — на переоценку собственных возможностей).
- Очень информативны плечевой пояс и верхняя часть тела человека. Например, высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и втянутым подбородком свидетельствуют о беспомощности, боязливости и неуверенности, а плечи, спадающие вперед, указывают на чувство подавленности. Свободно опущенные плечи «говорят» о внутренней свободе, уверенности, а отжимание плеч назад указывает на активность, решительность (но нередко — на переоценку собственных возможностей).
В ходе общения можно наблюдать наиболее «читаемые» позы:
открытую,
- характеризующую искренность и правдивость: открытые ладони рук, развернутых навстречу собеседнику; руки и ноги не скрещены; расстегнутый пиджак;
- характеризующую искренность и правдивость: открытые ладони рук, развернутых навстречу собеседнику; руки и ноги не скрещены; расстегнутый пиджак;
• закрытую, или защитную,
- означающую реакцию на возможные угрозы или конфликтные ситуации: скрещенные руки; посадка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ногу на ногу или скрестив их;
- означающую реакцию на возможные угрозы или конфликтные ситуации: скрещенные руки; посадка на стуле верхом, при этом спинка стула является щитом, защитой; а также когда человек сидит на стуле, закинув ногу на ногу или скрестив их;
• поза готовности,
- характеризующая желание активных действий, энтузиазм в достижении цели: руки лежат на бедрах; туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опираются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади.
- характеризующая желание активных действий, энтузиазм в достижении цели: руки лежат на бедрах; туловище наклонено вперед, руки опираются на колени, а ноги опираются о пол так, что одна нога выступает чуть-чуть вперед, оставляя другую позади.
Проксемика занимается нормами пространственной и временной организации общения
Выделяют четыре пространственные зоны, или дистанции в общении:
- 1) интимная (от 0 до 45 см). Из всех дистанций в общении является самой важной и охраняемой человеком; проникнуть в эту зону позволяется самым близким людям ;
- 2) личная (от 45 см до 120 см). Это расстояние используется в повседневном общении среди знакомых людей;
- 3) социальная (от 120 см до 400 см ). Это дистанция официальных встреч с посторонними людьми, людьми, которых мы не очень хорошо знаем (новичок в группе, новый сотрудник в коллективе);
- 4) общественная , или публичная (от 400 см до 750 см). При общении с большим количеством людей, например лектору, удобнее передавать информацию, а слушателям — воспринимать
вербальный (речевой) и невербальный (неречевой) уровень