Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 «Соловушка»
Здоровьесберегающий проект
в группе общеразвивающей
направленности для детей 2-3 лет
Г. Рыльск
Подготовила: воспитатель Терентьева Ольга Васильевна
«Быть здоровыми хотим !»
«Здоровье — это драгоценность (и при этом единственная) ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и пожертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной». М. Монтель
Актуальность
Д ети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
Гиподинамия угрожает здоровью наших детей. Многие понимают это понятие упрощенно - как недостаток движения. Но это совсем неверно. Гиподинамия - своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе «нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности». Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Проблема
- Ухудшение здоровья детей в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. В большинстве семей можно обнаружить так называемые факторы риска: хронические инфекционные заболевания, несбалансированное питание, низкая физическая активность, курение, злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.
- У детей и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой педагогических и медицинских знаний о здоровом образе жизни.
Гипотеза
Динамика показателей роста, развития и состояния здоровья детей с максимально выраженным развивающим, профилактическим и оздоровительным эффектом должна основываться на внедрении индивидуально-ориентированных технологий оздоровительной физической культуры и спорта, оптимизации двигательной активности и формировании культуры здоровья.
Цель:
довести до сознания детей и родителей важность здорового образа жизни.
За дачи
- Оздоровительные:
- охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- совершенствовать функции организма, повышать его защитные свойства и устойчивость к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
- формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
- Образовательные:
- формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
- создавать условия для реализации потребности детей в двигательной активности;
- внедрить в предметно-развивающую среду наглядно-демонстрационные материалы, которые будут оказывать воздействие на познавательное развитие детей;
- выявлять интересы, склонности и способности детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы;
- повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья дошкольников.
Развивающие: формировать привычку заботиться о своем здоровье; развивать физические качества, необходимые для полноценного развития личности; формировать элементарные представления детей об организме человека, о его строении и назначении внутренних органов, об органах чувств и их значении, понимание необходимости заботиться о своем здоровье, беречь его, учиться быть здоровым и вести здоровый образ жизни; расширять представления детей о пользе для здоровья овощей и фруктов; развивать познавательный интерес воспитанников к компонентам здорового образа жизни; развивать воображение, творческие способности дошкольников. Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в процессе совместной двигательной деятельности; вырабатывать привычку к соблюдению режима дня, потребность в физических упражнениях и играх; воспитывать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать культурно-гигиенические навыки и простейшие навыки самообслуживания.
Ожидаемые результаты: Дети будут иметь: первичные представления о своем организме, о его строении, о назначении отдельных органов, о правильном питании, полезных и вредных привычках, витаминах, иметь простейшие представления о мероприятия, направленных на сохранение здоровья. Снизится заболеваемость детей в группе. Дети приобретут: знания, умения и навыки, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья, в выборе. поступков приносящих пользу здоровью. Родители получат: теоретические знания направленные на сохранение и укрепление здоровья, создание условий для поддержания ЗОЖ в семье, смогут выработать потребность следовать здоровому образу жизни.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитанники группы, родители, воспитатели, инструктор по физическому развитию. ТИП ПРОЕКТА : Обучающий, игровой, долгосрочный. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ : 1 год. Итоговое мероприятие: Развлечение «Мы растём здоровыми».
Условия реализации проекта:
- - реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;
- - соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;
- - использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;
- - индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;
- - реализация различных форм систематической работы с родителями;
- - развивающая среда ДОУ:
- 1) физкультурный зал;
- 2) музыкальный зал;
- 3) физкультурный центр в групповой комнате;
- 4) спортивная площадка (на участке детского сада);
- 5) медицинский кабинет;
- 6) методический кабинет.
Принципы реализации проекта
- Доступность:
- - учет возрастных особенностей детей;
- - адаптированность материала к возрасту.
- 2. Систематичность и последовательность:
- - постепенная подача материала от простого к сложному;
- - частое повторение усвоенных правил и норм.
- 3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
- 4. Динамичность – интеграция образовательных областей.
В здоровье сберегающем пространстве нашего детского сада особое место занимает физкультурно – оздоровительная работа и правильная организация двигательной деятельности воспитанников с учётом индивидуальных особенностей детей, времени года и режима работы ДОУ. В учебно– воспитательный процесс включены оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутки и динамические паузы, пальчиковая гимнастика, самомассаж, музыкально – ритмические занятия, релаксация. В рацион питания детей включаются фрукты, салаты, соки, ивощи.
Физкультурно-оздоровительные технологии.
Задачи направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:
• развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;
• профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,
• воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.
Компоненты:
двигательный и оздоровительный режим дошкольников, ----динамические паузы (комплексы физкультурных минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и т. д.), подвижные и спортивные игры, утренняя гимнастика, физкультурные занятия, закаливание, спортивные развлечения, праздники.
Ежедневно проводится утренняя гимнастика в проветренной группе. Во время приема пищи следим за осанкой детей, воспитываем культурно - гигиенические навыки (формируем элементарные правила за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом). Перед едой, после прогулок, после игр дети моют руки с мылом, лицо. Занятия по физической культуре проводятся 2 раза в неделю, 1 занятие на свежем воздухе.
Этапы реализации проекта
1 этап - подготовительный:
- 1. Оборудование уголка здоровья.
- 2. Пополнение учебно-методического обеспечения образовательного процесса: изготовила демонстрационный материал для занятий, наглядно-дидактическое пособие «Изучай себя», пополнила иллюстративный материал.
- 3. Оформила и оборудовала сюжетно-ролевые игры на современную тематику (для расширения знаний о труде медицинских работников, формирования знаний и навыков по оказанию первой медицинской помощи),
- 4.Изготовление дидактических игр: «Собери человека», «Здоровая пища», «Витамины — полезные продукты», «Съедобное — несъедобное», «Веселые овощи», «Одень по погоде».
- 5. Разработка картотеки игр по ЗОЖ.
- 6. Изучение методической, научно-популярной, художественной литературы.
2 этап - практический
Лепка, аппликация, рисование; - ежедневная профилактическая работа;
- беседы;
- рассматривание иллюстраций, картин,
- фотографий о здоровье, спорте;
- заучивание пословиц, поговорок о здоровье;
- чтение художественной литературы;
- мультипликационные сеансы;
- отгадывание загадок о здоровье;
- проведение игр: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные;
- познавательные, интегрированные занятия, развлечения, праздники и тематические вечера;
Что нам нужно для зарядки?
Врозь носки и вместе пятки.
Начинаем с пустяка:
Тянемся до потолка.
Не беда, что не достали-
Распрямились! Выше стали!
И потом не руки в брюки-
Перед грудью ставим руки.
Работа с родителями
- консультации, советы, рекомендации, родительские собрания;
- анкетирование;
- спортивные досуги и развлечения;
- изготовление нестандартного оборудования совместно с родителями;
- использование наглядной агитации: папки-передвижки, выставка фотографий;
3 этап - заключительный
- диагностика детей;
- анализ результатов опроса детей и анкетирования родителей;
- сравнение предполагаемых и достигнутых результатов работы;
- проведение спортивной эстафеты;
- оформление проекта «Быть здоровыми хотим», ознакомление родителей с его результатами;
- защита проекта: презентация опыта работы;
- определение дальнейших направлений в системе физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Результативность
- Появился интерес к физическим и спортивным упражнениям.
- Дети стали с удовольствием выполнять упражнения по профилактике плоскостопия, у них появилось желание делать утреннюю зарядку.
- В целом улучшилось их физическое и эмоциональное состояние, они стали более физически подготовленными.
- Существенно снизилась заболеваемость детей в группе.
- В этом помогла используемая система закаливающих мероприятий. Детям понравилось заниматься закаливающими процедурами и они продолжали их в домашних условиях со своими родителями. Узнали о правилах гигиены -после еды научились полоскать рот, после сна чистить зубки, ухаживать за собой.
Динамика снижения заболеваемости детей по группе (пропуск одним ребенком в год дней)
Список литературы 1. Программа развития «Школа здорового человека», авторы Г.И.Кулик, Н.Н.Сергиенко; Москва 2006г. 2. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова; Москва 2008г. 3. Методическое пособие «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни» - Москва 2012г. 4. Система оздоровления дошкольников «Здоровячок», авторы Т.С.Никонорова, Е.М. Сергиенко, Воронеж 2007г. 5. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников», Москва 2010. 6. Учебно-методические журналы: «Управление ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч», «Воспитатель ДОУ». 7. «Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учреждении», автор А.П.Щербак. 8. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», авторы Н.С.Голицына, И.М. Шумова. 9. Программа «Здоровый малыш» под редакцией З.И. Бересневой, Сфера, 2004. 10. Моргунова О.Н. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ», Сфера, 2006.
Спасибо
за
Внимание !