Подготовка к ОГЭ-2025 по русскому языку
Задание 10. Теория и практика.
Задание 10 ОГЭ по русскому языку. Анализ содержания текста
- Задание 10 ОГЭ по русскому языку относится к типу послетекстовых заданий, которые предназначены для проверки глубины и точности понимания прочитанного, умения анализировать полученную информацию.
- Содержание:
1 Формулировка задания 10 ОГЭ по русскому языку
2 Алгоритм выполнения задания 10 ОГЭ
3 Теория для задания 10 ОГЭ по русскому языку
4 Виды чтения
5 Практика
Формулировка задания 10 ОГЭ
Прочитайте текст и выполните задания 10–13. ... Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Книга «Три мушкетёра» была в старой, разорванной обложке, потому что её очень часто читали. 2) Дедушка вложил в томик «Три мушкетёра» поздравительную открытку в конверте, на котором было выведено: Ю р и к у. 3) В прошлом дедушка и внук вместе расклеивали марки в альбоме, говорили о кораблях и созвездиях, смотрели на поезда. 4) Прочитав письмо, Журка почувствовал, как сильно его любил дедушка. 5) Дедушка подарил Журке воздушного змея.
Формулировка задания 10 ОГЭ
Прочитайте текст и выполните задания 10–13. ... Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Книга «Три мушкетёра» была в старой, разорванной обложке, потому что её очень часто читали. 2) Дедушка вложил в томик «Три мушкетёра» поздравительную открытку в конверте, на котором было выведено: Ю р и к у. 3) В прошлом дедушка и внук вместе расклеивали марки в альбоме, говорили о кораблях и созвездиях, смотрели на поезда. 4) Прочитав письмо, Журка почувствовал, как сильно его любил дедушка. 5) Дедушка подарил Журке воздушного змея.
34
Алгоритм выполнения задания 10 ОГЭ
1. Внимательно прочитайте текст в первый раз (вид чтения – изучающее; о видах чтения читайте ниже), выделите непонятные слова. При необходимости воспользуйтесь толковым словарем (его можно использовать на ОГЭ по русскому языку). 2. Каждый вариант ответа необходимо сверить с текстом. Для этого можно использовать такой вид чтения, как сканирование и поисковое чтение (о видах чтения читайте ниже) 3. Находим необходимый отрезок текста и сверяем информацию, данную в варианте ответа, с информацией текста. При проверке информации обратите внимание на приемы и средства выразительности, которые использует автор(его герои) в тексте, (ирония, сарказм, гипербола, метафора), подтекст и др. Они могут существенно влиять на восприятие. Например, ирония – употребление слов в противоположном смысле с целью насмешки. Если будете понимать все буквально, то не сможете правильно понять информацию, которую доносит персонаж (об этом читайте ниже 4. Особенно тщательно проверяйте фактическую информацию (названия, цифры и т.д.) , ее могут специально искажать, чтобы запутать.
Виды чтения
- Просмотровое чтение. Используется для составления общего впечатления от текста, как правило при таком чтении просматривается титульный лист, оглавление, отдельные абзацы и предложения. При помощи просмотрового чтения читающий решает, нужен ли ему текст для подробного изучения.
- Ознакомительное (выборочное) чтение. Текст читается целиком, но быстро. При помощи ознакомительного чтения читатель получает общее представление о проблематике текста. Воспринимается основная информация, детали опускаются. Ознакомительное чтение часто используют для выработки собственной позиции по теме/проблеме.
- Сканирование – быстрый просмотр текста для поиска нужного факта, слова, имени.
Виды чтения
- Поисковое чтение. Цель поискового чтения – обнаружение какой-либо информации. При обнаружении необходимой информации чтение прекращается.
- Изучающее чтение позволяет читателю наиболее полно понять информацию, содержащуюся в тексте. Текст читается внимательно, медленно, целиком, часто сопровождается перечитыванием отдельных отрезков. Изучающее чтение направлено на усвоение главной мысли, логики изложения, требует вникания в детали. Часто целью такого чтение - запоминание информации и ее дальнейшее использование.
- Быстрое чтение характеризуется высокой скоростью и высоким качеством усвоения прочитанного.
Авторские приёмы и средства
- Ирония, сарказм (злая ирония) – насмешка, которая часто строится на употреблении слов в противоположном смысле.
- Почему важно уметь распознавать иронию? Ответ прост: если вы будете понимать все сказанное героями буквально, то просто не поймете смысл, который вкладывают герои в слова.
- Пример: «Какая у тебя чистота везде: пыли-то, грязи-то, Боже мой!» (Илья Ильич — Захару в романе «Обломов» Гончарова, ч. I, глава 1). (Под «чистотой» подразумевается грязь ). «Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет...» (Чацкий в комедии «Горе от ума» Грибоедова, д. 3). (Чацкий не хвалит Молчалина, он его высмеивает). «И всю ночь напролет жду гостей дорогих. Шевеля кандалами цепочек дверных» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» Мандельштам). (Герой не ждет гостей, это сарказм)
Авторские приёмы и средства
- Подтекст — внутренний, скрытый смысл текста.
- Важно улавливать не только общий смысл, но и скрытый. «Ваш шпиц, прелестный шпиц», — обращается Молчалин к Хлестовой. «Мой муж — прелестный муж», — только что говорила Наталья Дмитриевна Горич. (Синтаксическим параллелизмом этих фраз и повторением слова «прелестный» вводится вполне определенный подтекст: мужья московских дам занимают положение комнатных собачек)
- Горький. «Пепел. А я вот — не боюсь... Наташа. Как же!... Храбрость... Бубнов (свистнув). А нитки-то гнилые... Пепел. Право не боюсь! Хоть сейчас — смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца... умру — не охну! ... Бубнов (протяжно). А ниточки-то гнилые...» («На дне», д. 1). (Подтекст этой сцены в пьесе говорит о том, что под «ниточками гнилыми» подразумевается внутренняя слабость ночлежников, неспособность их подняться со «дна»)
Авторские приёмы и средства
- Гипербола (чрезмерное преувеличение), литота (чрезмерное преуменьшение). Важно различать, когда герои преувеличивают или преуменьшают и не воспринимать сказанное буквально.
- Просторечия, жаргонизмы, диалектизмы могут многое "рассказать" о персонаже. Например, просторечие свойственно героям с низким уровнем образования, культуры, воспитания. Даже если персонаж это скрывает, речь "выдает" его. « Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин» (Простакова в комедии «Недоросль» Фонивизина д. I). «Господа енаралы. » (Пугачев в повести «Капитанская дочка» Пушкина) «Подай бумагу, и тогда всякое средствие будет исполнено. ..» (слова исправника в письме старосты в романе «Обломов» Гончарова ч. 1, глава 2). «Такой уж он Езоп , — сказал он между прочим, — всюду протестовал себя дурным человеком ; поживет и с глупостью отойдет » («Отцы и дети» Тургенева, глава 5).
Авторские приёмы и средства
- Эзопов язык — вынужденное иносказание, используемое для того, чтобы не нарушать цензурных, этический и политических норм, существующих в обществе. В эзоповом языке часто используются другие тропы — ирония, перифраз, эвфемизм (замена неприличных или неуместных слов и выражений на более нейтральные), метафора, и т. д. Салтыков-Щедрин. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик... И был тот помещик глупый, читал газету "Весть"...» («Дикий помещик»). Цензура могла не пропустить прямого указания на Россию, поэтому сатирик, пользуясь эзоповым языком, поясняет читателям, о каком именно «царстве-государстве» идет речь: упоминает русскую консервативную газету 1860-х годов.
- Тропы (метафоры, эпитеты и т.д.). Тропы также нельзя понимать буквально.
Практика. Метод дятла.
Задание 10.1
(1)В нашей паре я был ведущим, а Павлик – ведомым. (2)Недоброжелатели считали, что Павлик был приложением ко мне. (3)На первый взгляд так оно и было. (4)Меня нельзя было приглашать на день рождения без Павлика. (5)Я покинул футбольную дворовую команду, где считался лучшим бомбардиром, когда Павлика отказались взять хотя бы запасным, и вернулся вместе с ним. (6)Так возникла иллюзия нашего неравенства. (7)На самом деле ни один из нас не зависел от другого, но душевное превосходство было на стороне Павлика. (8)Его нравственный кодекс был строже и чище моего. (9)Павлик не признавал сделок с совестью, тут он становился беспощаден.
(10)Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик. (11)На уроках немецкого я чувствовал себя принцем. (12)Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков. (13)Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске. (14)Как раз перед этим я пропустил несколько дней и не знал о домашнем задании. (15)Поначалу всё шло хорошо: я проспрягал какой-то глагол, отбарабанил предлоги, прочёл текст и пересказал его.
– (16)Прекрасно, – поджала губы Елена Францевна. – (17)Теперь стихотворение.
– (18)Какое стихотворение?
Задание 10.1
– (19)То, которое задано! – отчеканила она ледяным тоном.
– (20)А вы разве задавали?
– (21)Привык на уроках ворон считать! – завелась она с пол-оборота. – (22)Здоровенный парень, а дисциплина...
– (23)Да я же болел!
– (24)Да, ты отсутствовал. (25)А спросить у товарищей, что задано, мозгов не хватило?
(26)Взял бы да и сказал: не хватило. (27)Ну что она могла мне сделать? (28)О домашних заданиях я спрашивал у Павлика, а он ни словом не обмолвился о стихотворении. (29)Забыл, наверное. (30)Я так и сказал Елене Францевне.
– (31)Встань! — приказала Павлику «немка». – (32)Это правда?
(33)Он молча наклонил голову. (34)И я тут же понял, что это неправда. (35)Как раз о немецком я его не спрашивал...
(36)Елена Францевна перенесла свой гнев на Павлика. (37)Он слушал её молча, не оправдываясь и не огрызаясь, словно всё это нисколько его не касалось. (38)Спустив пары, «немка» угомонилась и предложила мне прочесть любое стихотворение на выбор... (39)Я получил «отлично».
(40)Вот так всё и обошлось. (41)Когда, довольный и счастливый, я вернулся на своё место, Павлика, к моему удивлению, не оказалось рядом. (42)Он сидел за пустой партой далеко от меня.
– (43)Ты чего это?..
Задание 10.1
(44)Он не ответил. (45)У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой. (46)Я никогда не видел Павлика плачущим. (47)Даже после самых жестоких, неравных и неудачных драк, когда и самые сильные ребята плачут, он не плакал.
– (48)Брось! – сказал я. – (49)Стоит ли из-за учительницы?
(50)Он молчал и глядел мимо меня. (51)Какое ему дело до Елены Францевны, он и думать о ней забыл. (52)Его предал друг. (53)Спокойно, обыденно и публично, ради грошовой выгоды предал человек, за которого он, не раздумывая, пошёл бы в огонь и в воду.
(54)Никому не хочется признаваться в собственной низости. (55)Я стал уговаривать себя, что поступил правильно. (56)Ну покричала на него «немка», подумаешь, несчастье! (57) Стоит ли вообще придавать значение подобной чепухе?.. (58)И всё же, окажись Павлик на моём месте, назвал бы он меня? (59)Нет! (60)Он скорее проглотил бы собственный язык. (61)Когда прозвучал звонок, я подавил желание броситься к нему, признавая тем самым свою вину и готовность принять кару.
(62)Потом было немало случаев, когда мы могли бы вернуться к прежней дружбе, хотя Павлик не хотел этого: ему не нужен был тот человек, каким я вдруг раскрылся на уроке немецкого.
(По Ю.М. Нагибину*)
Задание 10.1
1. Павлик не мог смириться с ролью ведомого в дружбе.
2. Рассказчик хорошо знал немецкий язык, поэтому учительница любила его и редко спрашивала домашнее задание.
3. Елена Францевна поставила рассказчику двойку за невыученное стихотворение.
4. Рассказчик никогда не узнавал домашнего задания у Павлика.
5. Павлик не простил другу предательства.
Задание 10.1
1. Павлик не мог смириться с ролью ведомого в дружбе.
2. Рассказчик хорошо знал немецкий язык, поэтому учительница любила его и редко спрашивала домашнее задание.
3. Елена Францевна поставила рассказчику двойку за невыученное стихотворение.
4. Рассказчик никогда не узнавал домашнего задания у Павлика.
5. Павлик не простил другу предательства.
25
Задание 11.1
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых не использован фразеологизм . Запишите номера ответов.
Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
Он сидел за пустой партой далеко от меня.
На первый взгляд так оно и было.
Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.
У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой.
Задание 11.1
Задание 11. Укажите варианты ответов, в которых не использован фразеологизм . Запишите номера ответов.
Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.
Он сидел за пустой партой далеко от меня.
На первый взгляд так оно и было.
Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.
У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой.
25
Задание 12.1
Задание 12. В предложениях 1–6 найдите слово с лексическим значением «нападающий игрок в командных играх с мячом». Выпишите это слово.
Задание 12.1
Задание 12. В предложениях 1–6 найдите слово с лексическим значением «нападающий игрок в командных играх с мячом». Выпишите это слово.
бомбардиром/бомбардир
Работу выполнила учитель русского языка и литературы ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.