МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 114»
«Использование технологий критического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Воспитатель: Грошева Е.Н.
О технологии…
Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления.
Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков детей, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни
( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Говоря иначе, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании детей.
Об актуальности
Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои занятия увлекательными и емкими в плане содержания.
Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на занятиях в ДОУ, ее применение позволяет оживить занятие, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: память, мышление, внимание, восприятие.
Особенности стратегий
Особенностью данной педагогической технологии является то, что ребенок в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.
В России международная технология появилась в 1997 году, ее используют многие педагоги в Москве, Самаре, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Омске и других городах .
Этапы технологии:
Данная технология предполагает использование на занятиях трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.
2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством педагога и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
3 этап - «Рефлексия» (размышление).
Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на занятии по данной проблеме.
Синквейн
- Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии:
- Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
- Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
- 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
- 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
- 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
- 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
- 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Синквейн «Воспитатель»
- Воспитатель
- Ласковый, добрый
- Учит, воспитывает, помогает
- Хорошо относится ко всем детям
- Помощник для родителей.
«Кластер»
- Как составить кластер:
- 1. Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
- 2. Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
- 3. По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
- 4. Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.
«Кластер»
Кластер «Права ребенка»
Кластер «ЗОЖ»
«Чтение с остановками»
- Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии дети по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента дети высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Задача воспитателя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
«Мозговой штурм»
Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать детей и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ребята могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Работа детей в группах
Инсерт
Чтение текста с пометками: + я это знал, - я этого не знал, ! это меня удивило ? хотел бы узнать подробнее. Воспитатель читает текст, дети показывают карточки.
Использование карточек
«Толстые и тонкие вопросы»
- Простые /фактические/ Уточняющие /Ты так считаешь? То есть ты сказал..? / Объясняющие / «Почему?»/ Творческие /В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза./ Оценочные /Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/ Практические /Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»/ Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.
Эффективность применения
Обучение «критическому мышлению» позволят Вам преобразовать педагогическую деятельность. Занятия станут более эффективными, интересными и творческими, а главное – результативными.
Также стратегии критического мышления позволят развивать коммуникативные навыки детей, сделают процесс усвоения и понимания материала интересным, позволят решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Будет полезно узнать новые стратегии критического мышления и получить советы по их применению.
Спасибо за внимание.
.