СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Развитие критического мышления у старших дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены материалы о применении стратегий критического мышления в ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие критического мышления у старших дошкольников"»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 114»     «Использование технологий критического мышления в работе с детьми  старшего дошкольного возраста».  Воспитатель: Грошева Е.Н.

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 114»

«Использование технологий критического мышления в работе с детьми старшего дошкольного возраста».

Воспитатель: Грошева Е.Н.

О технологии…  Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления.       Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков детей, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни ( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).  Говоря иначе, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании детей.

О технологии…

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, является технология развития критического мышления.

     Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков детей, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни

( умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Говоря иначе, данная технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании детей.

Об актуальности  Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои занятия увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на занятиях в ДОУ, ее применение позволяет оживить занятие, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: память, мышление, внимание, восприятие.

Об актуальности

Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои занятия увлекательными и емкими в плане содержания.

Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на занятиях в ДОУ, ее применение позволяет оживить занятие, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: память, мышление, внимание, восприятие.

Особенности стратегий Особенностью данной педагогической технологии является то, что ребенок в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией. В России международная технология появилась в 1997 году, ее используют многие педагоги в Москве, Самаре, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Омске и других городах .

Особенности стратегий

Особенностью данной педагогической технологии является то, что ребенок в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной технологии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

В России международная технология появилась в 1997 году, ее используют многие педагоги в Москве, Самаре, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Омске и других городах .

Этапы технологии: Данная технология предполагает использование на занятиях трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.     1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.  2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).   На данной стадии ребенок под руководством педагога и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).  3 этап - «Рефлексия» (размышление).  Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на занятии по данной проблеме. 

Этапы технологии:

Данная технология предполагает использование на занятиях трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. 

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. 

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления).  На данной стадии ребенок под руководством педагога и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). 

3 этап - «Рефлексия» (размышление). 

Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на занятии по данной проблеме. 

Синквейн Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии:         Синквейн  (от фр.  cinquains , англ.  cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн  – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Синквейн

  • Приём «синквейн». В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идёт о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии:       
  • Синквейн  (от фр.  cinquains , англ.  cinquain ) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
  • Синквейн  – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
  • 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
  • Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.
Синквейн «Воспитатель» Воспитатель Ласковый, добрый Учит, воспитывает, помогает Хорошо относится ко всем детям Помощник для родителей.

Синквейн «Воспитатель»

  • Воспитатель
  • Ласковый, добрый
  • Учит, воспитывает, помогает
  • Хорошо относится ко всем детям
  • Помощник для родителей.
«Кластер» Как составить кластер: 1.    Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске. 2.    Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме. 3.    По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете. 4.    Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.

«Кластер»

  • Как составить кластер:
  • 1.    Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на доске.
  • 2.    Записывайте слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме.
  • 3.    По мере того как у вас возникают идеи, вы их записываете.
  • 4.    Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум.
«Кластер»

«Кластер»

Кластер «Права ребенка»

Кластер «Права ребенка»

Кластер «ЗОЖ»

Кластер «ЗОЖ»

«Чтение с остановками»  Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии дети по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента дети высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.                               Задача воспитателя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

«Чтение с остановками»

  • Интересный приём – «чтение с остановками». Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале стадии дети по названию текста определяют, о чём пойдёт речь в произведении. На основной части текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента дети высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.                             Задача воспитателя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
«Мозговой штурм» Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать детей и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ребята могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.  

«Мозговой штурм»

Следующий приём «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать детей и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ребята могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.  

Работа детей в группах

Работа детей в группах

Инсерт  Чтение текста с пометками:     + я это знал,     - я этого не знал,     ! это меня удивило     ? хотел бы узнать подробнее.       Воспитатель читает текст, дети показывают карточки.

Инсерт

Чтение текста с пометками:    + я это знал,    - я этого не знал,    ! это меня удивило    ? хотел бы узнать подробнее.      Воспитатель читает текст, дети показывают карточки.

Использование карточек

Использование карточек

«Толстые и тонкие вопросы» Простые  /фактические/  Уточняющие  /Ты так считаешь? То есть ты сказал..? /  Объясняющие  / «Почему?»/  Творческие  /В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза./  Оценочные  /Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/  Практические  /Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»/  Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.

«Толстые и тонкие вопросы»

  • Простые  /фактические/ Уточняющие  /Ты так считаешь? То есть ты сказал..? / Объясняющие  / «Почему?»/ Творческие  /В вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза./ Оценочные  /Выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Чем что-то отличается от того-то?»/ Практические  /Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как поступили бы на месте героя?», «где в обычной жизни…?»/ Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при проведении опроса, при работе в группах.
Эффективность применения Обучение «критическому мышлению» позволят Вам преобразовать педагогическую деятельность. Занятия станут более эффективными, интересными и творческими, а главное – результативными. Также стратегии критического мышления позволят развивать коммуникативные навыки детей, сделают процесс усвоения и понимания материала интересным, позволят решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.  Будет полезно узнать новые стратегии критического мышления и получить советы по их применению.

Эффективность применения

Обучение «критическому мышлению» позволят Вам преобразовать педагогическую деятельность. Занятия станут более эффективными, интересными и творческими, а главное – результативными.

Также стратегии критического мышления позволят развивать коммуникативные навыки детей, сделают процесс усвоения и понимания материала интересным, позволят решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Будет полезно узнать новые стратегии критического мышления и получить советы по их применению.

Спасибо за внимание. .

Спасибо за внимание.

.