СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Речевой этикет в устной и письменной формах".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Речевой этикет в устной и письменной формах".»

Речевой этикет в устной  и письменной формах. 1

Речевой этикет в устной и письменной формах.

1

 Хорошие манеры –  один из важнейших показателей воспитанного, культурного человека.     Знание и соблюдение норм этикета  позволяет уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе.  Этикет (франц.  etiquette ) –  свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах, в деловом общении и т.п.). 2

Хорошие манеры –  один из важнейших показателей воспитанного, культурного человека. 

  Знание и соблюдение норм этикета  позволяет уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе.

Этикет (франц.  etiquette ) –  свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах, в деловом общении и т.п.).

2

 Речевой этикет –  это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях.  Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества: тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность. 3

Речевой этикет –  это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях.

Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества:

  • тактичность,
  • предупредительность,
  • терпимость,
  • доброжелательность,
  • выдержанность.

3

 Формулы речевого этикета  характерны и литературному, и разговорному, и достаточно сниженному (жаргонному) стилю.  Выбор той или иной формулы речевого этикета зависит, главным образом, от ситуации общения.   Действительно, разговор и манера общения могут значительно изменяться в зависимости от: личности собеседников, места общения, темы беседы, времени, мотива и целей. 4

Формулы речевого этикета  характерны и литературному, и разговорному, и достаточно сниженному (жаргонному) стилю.

Выбор той или иной формулы речевого этикета зависит, главным образом, от ситуации общения.

Действительно, разговор и манера общения могут значительно изменяться в зависимости от: личности собеседников, места общения, темы беседы, времени, мотива и целей.

4

 К формулам речевого этикета  относятся:  слова вежливости  (извините, спасибо, пожалуйста) ,  приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас,  до свидания) , обращения  (ты, вы, дамы и господа) . С запада пришли к нам приветствия:  добрый вечер, добрый день, доброе утро,  а из европейских языков — прощания:  всего хорошего, всего доброго. 5

К формулам речевого этикета  относятся:

слова вежливости  (извините, спасибо, пожалуйста) ,

приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас,  до свидания) ,

обращения  (ты, вы, дамы и господа) .

С запада пришли к нам приветствия:  добрый вечер, добрый день, доброе утро,  а из европейских языков — прощания:  всего хорошего, всего доброго.

5

 К сфере речевого этикета относятся  способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре.  Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах.   Круг тем для бесед различен в разных культурах. 6

К сфере речевого этикета относятся  способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре.

Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах.

Круг тем для бесед различен в разных культурах.

6

 Речевой этикет  зависит от участников беседы. Личность собеседников в первую очередь влияет на  форму обращения: ты или вы.   Форма  ты  указывает на неформальный характер общения,   Вы   –  на уважение и большую формальность в разговоре.     Культурные и этические табу существуют в любом обществе.  Пренебрежение этическими речевыми запретами является не только грубым нарушением этикета, но и нарушением закона.   7

Речевой этикет  зависит от участников беседы.

Личность собеседников в первую очередь влияет на  форму обращения: ты или вы.

Форма  ты  указывает на неформальный характер общения,

  Вы    на уважение и большую формальность в разговоре.

   Культурные и этические табу существуют в любом обществе. Пренебрежение этическими речевыми запретами является не только грубым нарушением этикета, но и нарушением закона.

 

7

 В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми.  Любой процесс общения складывается из определённых этапов: начало разговора (приветствие / знакомство); основная часть, беседа; заключительная часть разговора . 8

В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми.

Любой процесс общения складывается из определённых этапов:

  • начало разговора (приветствие / знакомство);
  • основная часть, беседа;
  • заключительная часть разговора .

8

Этикет предлагает несколько возможных формул:  Разрешите с вами познакомиться. Давайте познакомимся.  Я хотел бы с вами познакомиться.  Будем знакомы.  Разрешите с вами познакомиться. Давайте познакомимся.  Я хотел бы с вами познакомиться.  Будем знакомы. При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:  Позвольте (разрешите) представиться.  Моя фамилия Иванов.  Меня зовут Иван Иванович .  Позвольте (разрешите) представиться.  Моя фамилия Иванов.  Меня зовут Иван Иванович . 9

Этикет предлагает несколько возможных формул:

  • Разрешите с вами познакомиться. Давайте познакомимся. Я хотел бы с вами познакомиться. Будем знакомы.
  • Разрешите с вами познакомиться.
  • Давайте познакомимся.
  • Я хотел бы с вами познакомиться.
  • Будем знакомы.

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:

  • Позвольте (разрешите) представиться. Моя фамилия Иванов. Меня зовут Иван Иванович .
  • Позвольте (разрешите) представиться.
  • Моя фамилия Иванов.
  • Меня зовут Иван Иванович .

9

 Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия. Официальные формулы приветствия: Здравствуйте! Добрый день! Здравствуйте! Добрый день! Неофициальные формулы приветствия: Привет! Здравствуй! Привет! Здравствуй!  Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения , они выражают пожелание:   Всего доброго (хорошего)! До завтра. До вечера. До свидания. 10

Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия.

Официальные формулы приветствия:

  • Здравствуйте! Добрый день!
  • Здравствуйте!
  • Добрый день!

Неофициальные формулы приветствия:

  • Привет! Здравствуй!
  • Привет!
  • Здравствуй!

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения , они выражают пожелание:  

Всего доброго (хорошего)! До завтра. До вечера. До свидания.

10

    В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления.  Приглашение:  Позвольте (разрешите) пригласить вас …  Приходите на праздник (юбилей, встречу). Будем рады видеть вас.  Позвольте (разрешите) пригласить вас …  Приходите на праздник (юбилей, встречу). Будем рады видеть вас. Поздравление: Разрешите поздравить вас с … Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления … Горячо поздравляю … Разрешите поздравить вас с … Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления … Горячо поздравляю … 11

   В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления.

Приглашение:

  • Позвольте (разрешите) пригласить вас Приходите на праздник (юбилей, встречу). Будем рады видеть вас.
  • Позвольте (разрешите) пригласить вас
  • Приходите на праздник (юбилей, встречу).
  • Будем рады видеть вас.

Поздравление:

  • Разрешите поздравить вас с Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления Горячо поздравляю
  • Разрешите поздравить вас с
  • Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления
  • Горячо поздравляю

11

Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего заискивания: Советы и предложения не стоит высказывать в категоричной форме:  Сделайте одолжение …  Если вам не трудно (если вас это не затруднит) …  Будьте любезны …  Не могу ли попросить вас …  Очень вас прошу …  Сделайте одолжение …  Если вам не трудно (если вас это не затруднит) …  Будьте любезны …  Не могу ли попросить вас …  Очень вас прошу …  Разрешите порекомендовать вам …  Позвольте обратить ваше внимание на … Я бы предложил вам …  Разрешите порекомендовать вам …  Позвольте обратить ваше внимание на … Я бы предложил вам … 12

Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего заискивания:

Советы и предложения не стоит высказывать в категоричной форме:

  • Сделайте одолжение Если вам не трудно (если вас это не затруднит) Будьте любезны Не могу ли попросить вас Очень вас прошу
  • Сделайте одолжение
  • Если вам не трудно (если вас это не затруднит)
  • Будьте любезны
  • Не могу ли попросить вас
  • Очень вас прошу
  • Разрешите порекомендовать вам Позвольте обратить ваше внимание на Я бы предложил вам
  • Разрешите порекомендовать вам
  • Позвольте обратить ваше внимание на
  • Я бы предложил вам

12

 Этикет тесно связан с этикой.  Этика  предписывает правила нравственного поведения (включая общение.       Соблюдение требований этикета при нарушении этических норм является лицемерием и обманом окружающих.   С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающееся соблюдением норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет у людей сомнения в нравственных качествах личности.        В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом. 13

Этикет тесно связан с этикой. 

Этика  предписывает правила нравственного поведения (включая общение.      Соблюдение требований этикета при нарушении этических норм является лицемерием и обманом окружающих.

С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающееся соблюдением норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет у людей сомнения в нравственных качествах личности.       В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.

13