Речевой этикет в устной и письменной формах.
1
Хорошие манеры – один из важнейших показателей воспитанного, культурного человека.
Знание и соблюдение норм этикета позволяет уверенно и свободно чувствовать себя в любом обществе.
Этикет (франц. etiquette ) – свод правил поведения, обхождения, принятых в определенных социальных кругах (при дворах монархов, в дипломатических кругах, в деловом общении и т.п.).
2
Речевой этикет – это система правил речевого поведения, нормы использования средств языка в определённых условиях.
Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества:
- тактичность,
- предупредительность,
- терпимость,
- доброжелательность,
- выдержанность.
3
Формулы речевого этикета характерны и литературному, и разговорному, и достаточно сниженному (жаргонному) стилю.
Выбор той или иной формулы речевого этикета зависит, главным образом, от ситуации общения.
Действительно, разговор и манера общения могут значительно изменяться в зависимости от: личности собеседников, места общения, темы беседы, времени, мотива и целей.
4
К формулам речевого этикета относятся:
слова вежливости (извините, спасибо, пожалуйста) ,
приветствия и прощания (здравствуйте, приветствую вас, до свидания) ,
обращения (ты, вы, дамы и господа) .
С запада пришли к нам приветствия: добрый вечер, добрый день, доброе утро, а из европейских языков — прощания: всего хорошего, всего доброго.
5
К сфере речевого этикета относятся способы выражения радости, сочувствия, горя, вины, принятые в данной культуре.
Так, например, в некоторых странах считается неприличным жаловаться на трудности и проблемы, а в других недопустимо рассказывать о своих достижениях и успехах.
Круг тем для бесед различен в разных культурах.
6
Речевой этикет зависит от участников беседы.
Личность собеседников в первую очередь влияет на форму обращения: ты или вы.
Форма ты указывает на неформальный характер общения,
Вы – на уважение и большую формальность в разговоре.
Культурные и этические табу существуют в любом обществе. Пренебрежение этическими речевыми запретами является не только грубым нарушением этикета, но и нарушением закона.
7
В повседневной жизни мы постоянно общаемся с людьми.
Любой процесс общения складывается из определённых этапов:
- начало разговора (приветствие / знакомство);
- основная часть, беседа;
- заключительная часть разговора .
8
Этикет предлагает несколько возможных формул:
- Разрешите с вами познакомиться. Давайте познакомимся. Я хотел бы с вами познакомиться. Будем знакомы.
- Разрешите с вами познакомиться.
- Давайте познакомимся.
- Я хотел бы с вами познакомиться.
- Будем знакомы.
При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:
- Позвольте (разрешите) представиться. Моя фамилия Иванов. Меня зовут Иван Иванович .
- Позвольте (разрешите) представиться.
- Моя фамилия Иванов.
- Меня зовут Иван Иванович .
9
Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия.
Официальные формулы приветствия:
- Здравствуйте! Добрый день!
- Здравствуйте!
- Добрый день!
Неофициальные формулы приветствия:
- Привет! Здравствуй!
- Привет!
- Здравствуй!
Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения , они выражают пожелание:
Всего доброго (хорошего)! До завтра. До вечера. До свидания.
10
В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления.
Приглашение:
- Позвольте (разрешите) пригласить вас … Приходите на праздник (юбилей, встречу). Будем рады видеть вас.
- Позвольте (разрешите) пригласить вас …
- Приходите на праздник (юбилей, встречу).
- Будем рады видеть вас.
Поздравление:
- Разрешите поздравить вас с … Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления … Горячо поздравляю …
- Разрешите поздравить вас с …
- Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления …
- Горячо поздравляю …
11
Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего заискивания:
Советы и предложения не стоит высказывать в категоричной форме:
- Сделайте одолжение … Если вам не трудно (если вас это не затруднит) … Будьте любезны … Не могу ли попросить вас … Очень вас прошу …
- Сделайте одолжение …
- Если вам не трудно (если вас это не затруднит) …
- Будьте любезны …
- Не могу ли попросить вас …
- Очень вас прошу …
- Разрешите порекомендовать вам … Позвольте обратить ваше внимание на … Я бы предложил вам …
- Разрешите порекомендовать вам …
- Позвольте обратить ваше внимание на …
- Я бы предложил вам …
12
Этикет тесно связан с этикой.
Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение. Соблюдение требований этикета при нарушении этических норм является лицемерием и обманом окружающих.
С другой стороны, вполне этичное поведение, не сопровождающееся соблюдением норм этикета, неизбежно произведет неприятное впечатление и вызовет у людей сомнения в нравственных качествах личности. В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.
13