СОДЕРЖАНИЕ
I часть:
- Немного из истории русского народного костюма
- Женские головные уборы
- Северный тип костюма
- Южный тип костюма
- Мужской костюм
- Задание : этапы выполнения
II часть:
Куклы в русских народных костюмах.
НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА
Всю одежду испокон веков крестьянка делала сама.
Особенность русского народного костюма, особенно женского — в плавности, мягкости, компактности, текучести линий . Надев сарафан, хочется не идти, а скользить, плыть. Не случайно русский народ называл женщину павой, утушкой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений, сравнивая их с движением лебедей или гордой походкой павлина.
Константин Егорович Маковский
«У околицы»
ЖЕНСКИЕ ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
Это сравнение женщины с птицей закрепилось в названиях головных уборов .
Головной убор был обязателен. Считалось позором, если женщина была без головного убора. Отсюда пришло к нам выражение — опростоволоситься.
Девушки могли носить простую ленту, повязку (ленту, украшенную спереди). Женщины — кокошники, сороки и другие головные уборы, под которые они прятали свои волосы.
Повойник — головной убор типа чепца.
Венец — лента,
украшенная узором.
Убрус — полотняный белый платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком
Шишак
Чтобы кокошник не скользил по волосам, он надевался на налобник или "начелье", к которому пришивалась бисерная сетка-рефиль, снизанная из перламутра и спускавшаяся на лоб.
Кика- головной убор в виде полумесяца .
Основу всех разновидностей южнорусских головных уборов типа "Сороки" составляла сшитая из простёганного холста, уплотнённая пенькой или берестой твёрдая налобная часть, надеваемая непосредственно на волосы. В зависимости от формы, плоской или имитирующей отходящие назад рога, она именовалась кичкой или рогатой кичкой. Именно эта деталь придавала всей его конструкции ту или иную форму, получавшую своё завершение при помощи верхней части - своего рода чехла из кумача, ситца или бархата - Сороки; затылок покрывала прямоугольная полоса ткани - позатылень.
Рогатая кичка
Рогатая кичка
Подковообразная кичка
Две формы костюма
Понева — юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна, стянутая веревкой.
Само слово «сарафан» - персидское и означает «парадная одежда»
СЕВЕРНЫЙ ТИП КОСТЮМА
Главным в нем является сарафан , который мог быть прямым, косоклинным или на кокетке. Эта форма одежды, так полюбившаяся русским женщинам, пришла на Русь из Персии, персидское слово сэрапай переводится как почетная одежда. Впервые облачилась в сарафан жена Ивана III Софья Палеолог. Позже эту форму одежды полюбили простые люди.
Под сарафан надевали короткую рубаху, которая имела свои отличительные особенности в каждой губернии. Шили ее из отбеленного холста в сочетании с красным кумачом, ворот, рукава, запястья часто вышивались.
КОМПЛЕКС ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ С САРАФАНОМ, НАЧАЛО XIX ВЕКА
На сарафан в летнее время надевали как бы еще один маленький, но широкий сарафанчик — его называли летником, коротенькой или епанечкой.
КОМПЛЕКС ЖЕНСКОЙ ОДЕЖДЫ С ПОНЕВОЙ ЮЖНЫЙ ТИП КОСТЮМА
Этот костюм является самой древней формой одежды. Основное в нем — простонародная юбка понева , полы которой, как правило, не сшивались. Эта понева была своеобразным паспортом крестьянки: по ней легко можно было узнать, откуда ее хозяйка родом, замужняя или вдова, по какому случаю надела поневу.
Держалась понева на гашнике — веревочке, тесьме Украшалась юбка-понева богато — лентами, позументом, пуговицами, тесьмой, бархотками и даже бубенцами. Эта одежда считалась «бабьей», девушки ее не носили.
.
Поневу надевали на рубаху, богато расшитую на плечах, рукавах, подоле. Чем богаче отделка, тем искуснее хозяйка рубахи.
Фартук или передник
Запон — фартук, передник украшенный узором.
Важная часть костюма — фартук, без которого ни одна хозяйка не начинала свой день. Фартук также украшали, особенно праздничный.
В отделке русской народной одежды преобладал красный цвет.
Красный цвет — цвет солнца, огня; считалось, что он отпугивал нечистую силу. Кроме красного, в костюме можно увидеть белый, темно-синий, черный цвета. Иногда появлялись зеленый, желтый вместо золотистого.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ
Мужской костюм не так разнообразен, как женский. Основу составляют рубаха-косоворотка и порты (штаны), на ногах лапти (лыковые, веревочные,берестяные).
Головной убор — шапки (валяные, верховка, соломенные, меховые малахаи), позже появляются картузы. Из верхней одежды — поддевка (род легкого пальто), армяк (кафтан из толстого сукна, по крою напоминавший халат).
Рубаха косоворотка
Армяк
ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Одевание понёвы на куклу
Обрисовка контура фигуры,
прорисовка рук, лица
Выполнение передника, уточнение всех деталей костюма. Завершение работы.
Рубаху украшенную узорами вышивки одеваюм на куклу
ВЫПОЛНИТЬ МОДЕЛЬ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА (МУЖСКОЙ ИЛИ ЖЕНСКИЙ)