Презентация к уроку по русскому языку Тема: Определение
Учительницы МБОУ СОШ№1, с.Эльхотово
Ходовой Л.К.
Цель урока:
- познакомить с определением как второстепенным членом и способами его выражения, его ролью в усилении выразительности художественного описания.
Задачи урока:
- формировать умение находить определения в предложениях и верно графически обозначать их.
- Развивать навыки использования определений в речи для более выразительной передачи содержания высказывания; отработка орфографических навыков (безударная гласная в корне, проверяемая ударением)
- Воспитывать правильное отношение к слову, корректно исправлять ошибки одноклассников.
УУД:
- личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятель-ности, желает приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, принимает и сохраняет учебную задачу, планиру-ет (совместно с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действует по плану, в диалоге с учителем учится совершенство-вать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;
- познавательные: анализирует, сравнивает, квалифицирует и обобщает факты и явления;
- коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает её, аргументируя; учится подтверждать аргументы фактами, осуществляет совместную деятельность в парах (группах) для решения конкретных учебных задач, учится принимать точку зрения других
Работа со словами, «конструирование» предложения
Набор слов: Собирается, по, знание, капле.
- Почему именно с этой фразы мне хочется начать урок?
-Чем будут для нас эти слова?
Ребята, всем понятно ,что без знания русского языка ,невозможно правильно выражать свои мысли , говорить красиво. Поэтому должны по крупицам собирать эти знания.Сегодня мы покажем то ,что уже знаем и познакомимся с чем-то новым.
Проверка домашнего задания.
- Дайте синтаксическую характеристику предложений. Придумайте предложения по схемам.
- Что вы знаете о дополнении?
Работа по теме урока
I вариант.
Наступила осень.
II вариант.
Стоят деревья.
На краю села виден дом.
Кружатся листья.
В нём проживает человек.
Он рассказывает истории.
- Прочитайте предложения ученика.
-Они вам понравились?
-Чего не хватает?
-Как сделать эти предложения более красивыми? Вот этому мы сегодня и научимся.
Ребята, послушаем мастеров русского слова. Давайте вспомним стихотворение П.С.Пушкина «Зимняя дорога»: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, На печальные поляны Льёт печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. - Какие предложения он использует? Найдем их основу. (графическое оформление основ предложений) - Вот основы предложений. Они передают основной смысл предложений? - Какие же слова помогают поэту передать красоту зимнего пейзажа и настроение поэта? - На какие вопросы они отвечают? (графическое оформление вопросов) - Как называются эти второстепенные члены? (графическое оформление определений как членов предложений)
Ребята, давайте запишем и выучим небольшое четверостишье: Признак предмета или явления Обозначает определение. Чей и Какой – ответы просты, Лишь не хватает волнистой черты.
- Определение – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения обычно выражаются прилагательным.
Дополним нашу таблицу
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ДОПОЛНЕНИЕ
1. От какого слова зависит?
2. Что обозначает?
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
От глагола
3. На какие вопросы отвечает?
Предмет, с которым связано действие или признак
От существительного
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Признак предмета
На вопросы косвенных падежей
4. Какой частью речи выражен?
Какой? Чей?
Чаще существительным или местоимением
Прилагательным
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево )
Больше спать не захотел, (Туловище вперёд, назад)
Шевельнулся,потянулся,(Руки вверх и потянуться)
Взвился вверх и полетел.(Руки вверх, вправо, влево)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.(Покружиться)
В следующем задании дополните предложения определениями: Зима.Бор. Кругом снег.
Подберите к изображениям слова-определения
Итак ,друзья,для чего нам нужны определения?
Чтобы сделать нашу речь образной , поэтичной, богатой .
Творческая работа.
- Теперь вернёмся к началу нашего урока .Дополните данные предложения, чтобы у вас получился красивый, выразительный рассказ. (см. начало урока)
Работа в парах.
1) Самостоятельная работа с текстом стихотворения С.Есенина(текст распечатан).
Стихотворение списать, раскрывая скобки, вставить пропущенные бук-вы, в словах с безударными гласными, проверяемыми ударением, обозна-чить корень. Определение подчеркнуть вместе с тем словом, к которому оно относится.
Отг…ворила роща з…л…тая
Берёзовым, в…сёлым языком,
И журавли, печально прол…тая,
Уж (не) жалеют больше (ни) о ком.
- А теперь послушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» П.И. Чайковского «Осенняя песнь».
- Какая картина представится вашему воображению? Подумайте, к каким стихотворным строкам эта музыка могла бы стать аккомпанементом?
Настроения, навеянные осенью, великие мастера искусства передают по-разному: поэты с помощью словесного выражения, а композиторы с помощью музыкального темпа, мелодии. Но, несмотря на это, настроения и чувства в их произведениях одинаковы.
Известно, что осень была любимым временем года многих творческих личностей, а особенно ее любил А.С.Пушкин, у него очень много стихов на эту тему. Давайте вспомним одно из них:
Унылая пора! очей очарованье! (на слайд) Приятна мне твоя прощальная краса - Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Попробуйте впечатления от этих строк передать в мини-сочинении «Вид из окна».
Что узнали на уроке? От какого слова зависит определение? Что обозначает определение? На какие вопросы отвечает определение? Какой частью речи выражено определение? Оценить уровень понимания данной темы и свои впечатления от урока с помощью рисунков.
Домашнее задание Упр. 186 или 187 (по выбору)