Просмотр содержимого документа
«Презентация "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК"»
Интегрированный урок
«Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи».
Ян Амос Коменский
«Великая дидактика»
- «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Ян Амос Коменский «Великая дидактика»
- «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Ян Амос Коменский «Великая дидактика»
- «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Ян Амос Коменский «Великая дидактика»
- «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Ян Амос Коменский «Великая дидактика»
Интеграция -
это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин:
- Снижение интереса учащихся к отдельным предметам
- Недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ.
- Специфика отдельных предметов
- Несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий
- Необходимость экономии учебного времени.
Цели интегрированного обучения:
- Создание оптимальных условий для развития мышления учащихся в процессе обучения
- Преодоление некоторых противоречий процесса обучения.
- Повышение и развитие интереса учащихся к учебным предметам.
Идеи, методы и принципы интегрированного обучения
- В основе интегрированного обучения лежит система интегрированных уроков.
- Гармонично сочетаются разнообразные методы преподавания и изучения, используемые на стыке предметов.
- Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели- развитие мышления учащихся.
Интеграция развивает следующие качества мышления:
- Гибкость (нешаблонность ),
- Глубина (умение выделять существенное ),
- Целенаправленность (рациональность мышления ),
- Широта (обобщённость мышления ),
- Активность,
- Критичность,
- Доказательность,
- Организованность памяти.
Методы обучения :
- Лекция и беседа,
- Объяснение и управление самостоятельной работой учащихся,
- Наблюдение и опыт,
- Сравнение,
- Анализ и синтез,
- Метод обучения на компьютерных моделях,
- Эвристический.
Признаки интегрированного урока:
- Специально организованный урок
- Цель специфическая (объединённая ), поставленная для:
- Более глубокого проникновения в суть, изучаемой темы; Повышения интереса учащихся к предметам; Целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов; Экономии учебного времени.
- Более глубокого проникновения в суть, изучаемой темы;
- Повышения интереса учащихся к предметам;
- Целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов;
- Экономии учебного времени.
- Широкое использование знаний из разных дисциплин.
Преимущества интегрированных уроков (для учащихся)
- повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
- способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
- способствуют развитию устной и письменной речи;
- позволяют систематизировать знания;
- способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
- обладая большой информативной ёмкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
- формируют в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда.
Преимущества интегрированных уроков (для учителя)
- Более эффективное использование рабочего времени,
- Увеличение времени на отработку практических умений и навыков,
- Использование современных форм обучения,
- Повышение профессионального мастерства учителя.
Закономерности интегрированных уроков:
- Весь урок подчинён авторскому замыслу,
- Урок объединяется основной мыслью (стержень урока).
- Урок составляет единое целое, этапы урока- это фрагменты целого.
- Этапы и компоненты урока находятся в логико-структурной зависимости,
- Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».
Этапы процесса подготовки и проведения интегрированного урока:
Подготови-
тельный
- Подготовительный,
- Исполнительский,
- Рефлексивный.
Планирование
Организация
творческой
группы
Конструирование
содержания
Репетиции
Взаимодействие учителей:
- паритетное, с равным долевым участием каждого из них,
- один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;
- весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.
Выводы о результатах и значении интегрированного обучения:
- Интегрированное обучение:
- 1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
- 2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
- 3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
- 4) повышает качество знаний учащихся;
- 5) повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-научного цикла;
- 6) формирует у учащихся общие понятия физики, географии, биологии, химии, обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
- 7) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
- 8) позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
- 9) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, географии, биологии, химии на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
- 10) приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности