Афиняне считали, что гражданин, не участвующий в общественной жизни, бесполезен для государства
Афинская демократия при Перикле
фараон Хаммурапи Моисей стратег
каста метеки Конфуций демос
Соломон Драконт Народное собрание ареопаг неприкасаемые демократия
Солон 1500 г. до н. э.
594 г. до н.э. архонт
Проблема урока
- Можно ли Афинскую демократию во времена Перикла считать образцом для подражания?
- Действительно ли, эпоха Перикла была «золотым веком» демократии?
- Что в Афинской демократии было положительным, а что -отрицательным?
План урока
1. Личность Перикла.
2. Чем занималось Народное собрание. Нововведения Перикла.
3. Перикл, его друзья и враги.
Поэты воспевали могущество Перикла:
Он город любой мог связать иль оставить свободным,
И крепкой стеной оградить,
и стены снова разрушить.
В руках его все:
и союзы, и власть, и богатство.
Перикл был величайшим государственным деятелем Греции. Перикл принадлежал к знатному роду. Природа щедро наградила Перикла. Стройный, крепкий телом, он обладал к тому же проницательным умом.
Его стремление учиться в полной мере могло быть удовлетворено в Афинах, ставших центром притяжения лучших умов со всей Греции. Перикл получил воспитание у прославленных учителей музыки, риторики, философии, в том числе у Анаксагора, который стал его другом.
В 5-м веке до н. э власть в Афинах принадлежала демосу.
Демократия
Какие изменения произошли после реформы Солона в управлении полисом?
Составьте схему управления Афинами из предложенных карточек.
Ареопаг
(следил за исполнением законов)
Схема управления афинским полисом,
при Солоне
9 архонтов
(и знать, и демос)
Народное собрание
(все граждане)
ЗАКОНЫ
Народный суд
(судьей мог стать бедняг )
Совет ПЯТИСОТ
СТРАТЕГИ
(руководство войском и флотом)
(наблюдение за порядком в городе)
Народное собрание
- Участвовали все граждане (мужчины, достигшие 20 лет, родители которого афиняне)
- Собиралось 3-4 раза в месяц
- Решало вопросы мира и войны, принимало новые законы, распоряжалось казной.
Клепсидра – приспособления для
измерения времени выступления
оратора
Стратег Совет 500
1 год;
руководил войском и флотом,
ведал отношениями
с другими
государствами.
- Наблюдение за порядком в городе;
- Обсуждение законов.
Суд
- Все граждане, которым исполнилось 30 лет
- Ежегодно избирали 6 тысяч судей
- Для разных дел – разные комиссии
- Голосование жетонами
Жетоны для голосования:
с отверстием – виновен,
без отверстия - невиновен
Задание.
Составьте схему управления Афинами, при Перикле.
Схема управления Афинами при Перикле
СОВЕТ
500
НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ
СТРАТЕГ
НАРОДНЫЙ
СУД
КАЗНА
ЗАКОНЫ
ВОЙНА И МИР
Реформа государственного управления, проведенная Периклом
Выборы.
Миниатюра на
древнегреческой вазе.
В отличие от стратегов претенденты на другие должности выбирались жребием. В начале должности были бесплатными и их занимали только богачи.
Перикл, бывший стратегом 15 лет, провел реформу, и теперь за исполнение должности платили жалование.
Перикл и его друзья
Аспасия
Сократ
Геродот
Софокл
Фидий
Положительные и отрицательные стороны афинской демократии
Власть народа, равноправие граждан
Граждане – меньшинство населения Афин
Должности выборные
Женщины не участвовали в управлении Афинами
Отчетность должностных лиц
Законы защищали только граждан
Плата за исполнение должностных обязанностей
Жребий при голосовании (должность может занять недостойный)
Во времена Перикла Афины были самым могущественным полисом Эллады, ее культурным центром.
Проверь себя
1. Перикл начал управлять в Афинах:
А) в 420 г. до н. э.
Б) в 443 г. до н. э.
В) в 476 г. до н. э.
2. Перикл занимал высшую должность:
А) 5 лет
Б) 10 лет
В) 15 лет
3. Перикл происходил из семьи:
А) аристократа
Б) торговца
В) ремесленника
4. Перикл думал:
А) о покорении персов
Б) о могуществе Афин
В) о создании мощного войска
5. По предложению Перикла в Афинах:
А) платили за государственную службу
Б) строили водопроводы
В) обучали женщин в школе
Задание. С помощью стрелок соотнесите органы управления и функции, которые эти органы выполняют.
Рассмотрение судебных дел и вынесение решений
Народное собрание
Обсуждение предложенных законов, наблюдение за порядком в городе
Стратеги
Объявление войны, заключение мира, утверждение законов, распоряжение казной
Совет пятисот
Народный суд
Руководство войском и флотом, ведение переговоров с другими государствами
В ваших рабочих листах нарисуйте звёздочку-индикатор, которая будет отображать ваши чувства после урока:
· зелёный цвет – мне было интересно;
· желтый – было интересно, но кое-что осталось непонятно;
· красный – я с этим не согласен;
· фиолетовый – мне это безразлично, «фиолетово»;
· чёрный - было скучно
Домашнее задание
- § 40, ответить на вопросы
2. *Напишите рассказ от лица грека, который побывал на Народном собрании.
3. **Прочитайте документ на стр. 194.
Считаешь ли ты правильным поступок Сократа? Насколько его взгляды актуальны в наши дни?
Спасибо за урок!
Молодцы!!!