СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку географии 6 класс "Атмосфера: состав, строение, изучение"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект учебного занятия с использованием ЦОР

Город: Магнитогорск

ОУ: МОУ «С(к)ОШ  №24»

Учитель: Соломина И.И.

Класс: 6

Тема учебного занятия: Атмосфера: состав, строение, изучение.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Тип учебного занятия: урок, построенный с использованием элементов поисковой, проблемной и проектной технологий.

Цели (образовательная, коррекционно - развивающая, воспитательная) учебного занятия:

1.  Сформировать у учащихся представление о строении и изучении атмосферы, о составе воздуха.

     Развитие навыков работы с текстами учебника и слайдов.

2.  Совершенствование высших психических функций детей с ЗПР. Коррекция и

     развитие восприятия, памяти, мышления.

3.  Воспитание экологической культуры, позитивного отношения к окружающей

     среде, стремления к познанию мира.

Оборудование:

1. Компьютерный класс (локальная сеть);

2. Учебник. «Начальный курс географии. 6 класс». Т.П. Герасимова, Н.П.

    Неклюкова. – М.: Дрофа, 2013.

3. Мультимедиа курс «География 6 класс».

4. Интерактивное приложение по географии. 6-7 класс.

Дидактические материалы к учебному занятию: презентация на слайдах «Атмосфера: состав, строение, изучение», 30 слайдов, составитель Соломина И.И.

Речевая разминка. Деятельность учителя.

Демонстрация слайда №2.  Четко произнести названия материков, затем океанов.

Демонстрация слайда №3.  Какие оболочки окружают нашу планету? Из чего они состоят?

Деятельность ученика. Работают со слайдом №3.

Литосфера – самая твердая оболочка, состоящая из горных пород.

Гидросфера – водная оболочка Земли.

Атмосфера – оболочка, состоящая из воздуха.

Биосфера – оболочка, образованная живыми организмами.

Деятельность учителя.  Горные породы, воду, растения и животных мы видим, наблюдаем за ними, ощущаем их. Попробуйте доказать, что воздух тоже существует, хотя мы его и не видим.

Учащиеся разделены на группы, каждой предлагается предмет, с помощью которого требуется доказать существование воздуха.

Деятельность ученика.  Получают предметы: детская игрушка-вертушка (привести в действие лопасти, подув на них – это и есть доказательство), воздушные шары (надуть их), пустая пластиковая бутылка с крышкой (если снять крышку, то бутылка легко деформируется, сминается, с закрытой крышкой это сделать нельзя – мешает воздух), маракас, погремушка, бубенцы или барабан с табличкой «Звук – это колебание воздуха» (воспроизведение любого звука доказывает наличие воздуха).

Деятельность учителя.  Демонстрация слайда №4.  Ознакомление учащихся с планом работы на уроке.

  1. Атмосфера и её границы.
  2. Состав.
  3. Строение.
  4. Значение.
  5. Изучение.

Демонстрация слайда №5.  Определяем границы атмосферы. Группы получают вопросы. Работаем с текстом учебника.  (Корректирует неточные ответы).

Нижняя граница атмосферы ….

Верхняя граница атмосферы …

Что удерживает атмосферу около Земли?

Что не даёт молекулам воздуха упасть на поверхность Земли?

Деятельность ученика.  После работы с учебником зачитывают ответы.

Нижняя граница атмосферы совпадает с поверхностью Земли.

Верхняя граница атмосферы на высоте 2000-3000 км постепенно переходит в космическое пространство.

Земное притяжение удерживает атмосферу около Земли.

Постоянное движение молекул воздуха не даёт молекулам воздуха упасть на поверхность Земли.

(В тетрадь записать данные о верхней границе атмосферы).

Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№6-9.

Переходим к изучению вопроса о составе воздуха. Раздать распечатанные диаграммы группам учащихся. Типы диаграмм разные (столбчатые, кольцевая, круговая), но информация одинакова.

Деятельность ученика.  Выявляют информацию из имеющейся диаграммы, знакомят с ней всех остальных, делают выводы. (Азот-78%, кислород-21%, другие газы-1%).

Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№10-12.

Изучить следующий вопрос о строении атмосферы нам поможет таблица, она содержит характерные признаки всех слоев атмосферы. Вам надо найти соответствие признаков слоям. Для этого будем работать с атласом на стр.30 и учебником на стр.106, а также посмотрим сюжет видеоурока http://videouroki.net/view_post.php?id=291

Деятельность ученика.  Работают в группах, находя признаки тропосферы, стратосферы или верхних слоев атмосферы, затем зачитывают свои данные, выслушивают остальных и заполняют все оставшиеся колонки таблицы.

 

Характерный признак

 

Тропосфера

 

Стратосфера

Верхние слои атмосферы

1

Толщина слоя 18 км.

+

 

 

2

Простирается до высоты 50 км.

 

+

 

3

В составе преобладает водород.

 

 

+

4

На высоте 20-30 км температура повышается.

 

+

 

5

Пролетая там небо видят не голубым, не фиолетовым, а черным.

 

 

+

6

В составе почти весь водяной пар, а также пыль, пепел, углекислый газ.

+

 

 

7

Верхние границы этого слоя на высоте 2000-3000 км.

 

 

+

8

Содержится газ озон.

 

+

 

9

Образуются облака, выпадают осадки, дуют ветры.

+

 

 

10

На каждый километр высоты, температура понижается на 6°С.

+

 

 

11

Возникает полярное сияние.

 

 

+

12

Поглощает губительные ультрафиолетовые лучи.

 

+

 

 Оценивают заполненную таблицу самостоятельно, используя слайд №12 и шкалу оценки.

0 ошибок – «5»

1-2 ошибки – «4»

3-5 ошибок – «3»

6 и более ошибок – «2»

Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№13-16.

Изучаем значение атмосферы с помощью проблемных вопросов. Раздать распечатанные вопросы группам. Ответ на вопрос ученики должны связать со значением атмосферы.

  1. Слайд №13. Назовите причину появления кратеров на поверхности Луны? Почему поверхность Земли сильно отличается от поверхности Луны? (Ответ: На поверхности Луны находится большое количество кратеров, которые остались от ударов с метеоритами. Поверхность Земли защищена атмосферой от встречи с мелкими метеоритами. Они сгорают в атмосфере).
  2. Слайд №14. Для чего в окна домов устанавливают двойные стекла или двойные рамы? (Ответ: Между двойными стеклами находится воздух, который останавливает теплообмен. Такую же роль играет для планеты атмосфера. Территория Земли, где наступила ночь не переохлаждается, а там, где день не перегревается).
  3. Слайд №15. Как солнечные лучи влияют на состояние кожи человека? (Ответ: Под действием ультрафиолетовых лучей, наша кожа меняет цвет: мы загораем. Эти лучи очень опасны для живых организмов в большом количестве, но атмосфера оберегает всё живое, рассеивая ультрафиолетовые лучи). После ответа учеников учитель уточняет: 90 % ультрафиолетовых лучей рассеивает атмосфера.
  4. Слайд №16. Лунный пейзаж. Может ли быть такое? Предлагается картинка, на которой между лунными кратерами скачет лошадь, а мимо растущего на поверхности Луны дерева, пролетает птица. (Ответ: Такого быть не может, потому что для дыхания всех живых организмов необходим воздух, а на Луне атмосферы нет).

Деятельность ученика.  После всех ответов делают вывод или обобщение о значении атмосферы.

Деятельность учителя. Демонстрация слайдов №№17-20.

Атмосфера изучается с помощью ряда приборов, некоторые из них на слайде. Запишите в тетрадь их названия. Сейчас вы получите инструкции к этим приборам, но у них есть один недостаток – в них не указано название прибора. Ваша задача, используя свои знания или методом исключения, логически размышляя, вы должны определить название прибора, а затем найти его в филворде на интерактивной доске (используется интерактивное приложение по географии 6-7 класс. Издательство Планета, разработчик приложения Склейнов Е.Л.).

Инструкция №1

Прибор для измерения атмосферного давления, был изобретён итальянским учёным Эванджелиста Торричелли в 1644 году.

Он показывает атмосферное давление, действующее на гофрированную тонкостенную металлическую коробку, в которой создано разрежение. При понижении атмосферного давления коробка слегка расширяется, а при повышении — сжимается и воздействует на прикрепленную к ней пружину. На практике часто используется несколько (до десяти) коробок, соединенных последовательно, и имеется рычажная передаточная система, которая поворачивает стрелку, движущуюся по круговой шкале.

Польза от измерения атмосферного давления: Можно не говорить о том, что это помогает метеорологам предсказывать погоду. В первую очередь показания атмосферного давления нужны метеозависимым людям. Уровень давления начинает меняться до изменения погоды, а значит, наблюдая за переменной давления можно подготовиться к возможным проблемам со здоровьем. На погоду реагируют люди с сердечнососудистыми заболеваниями, гипотонией и гипертонией, мигренями и другими заболеваниями. Своевременный прием необходимых препаратов снизит риск обострения заболевания в период перемены погоды.

Инструкция №2

Измерительный прибор, предназначенный для определения влажности воздуха. Существует несколько типов таких приборов (весовой, волосной, плёночный и другие), действие которых основано на различных принципах.

Весовой (абсолютный) состоит из системы U-образных трубок, наполненных гигроскопическим веществом, способным поглощать влагу из воздуха. Через эту систему насосом протягивают некоторое количество воздуха, влажность которого определяют. Зная массу системы до и после измерения, а также объём пропущенного воздуха, находят абсолютную конденсацию.

Плёночный прибор имеет чувствительный элемент из органической плёнки, которая растягивается при повышении влажности и сжимается при понижении. Изменение положения центра плёночной мембраны передаётся стрелке. Волосной и плёночный приборы в зимнее время являются основными приборами для измерения влажности воздуха.       

Инструкция №3

Прибор для измерения температуры воздуха, почвы, воды и так далее. 

Первый прибор изобрел Галилей. Он был воздушным и показывал не температуру, а ее изменение без числовых значений. Современный прибор создал Фарадей в 18 веке. Изначально он наполнял этот прибор спиртом, но позже заменил его на ртуть. Ноль в шкале исчислений Фарадея был равен современным 32 градусам, а температура человеческого тела равнялась 96 градусам. В 1742 году физик Цельсий сделал точками отсчета температуру таяния льда и кипения воды, правда изначально ноль на шкале соответствовал температуре кипения воды, но потом она приняла современный вид.

Инструкция №4

 Метеорологический прибор для измерения направления (иногда и скорости) ветра. В России до XVIII века употреблялись слова прапор, прапорица. Этот прибор в российских письменных источниках упоминался в форме «флюгель» в Уставе морском 1720 года. Прибор представляет собой металлический флаг, расположенный на вертикальной оси и поворачивающийся под воздействием ветра. Противовес флага направлен в сторону, откуда дует ветер. Направление ветра может определяться по горизонтальным штифтам, ориентированным по восьми румбам, а на современных флюгерах — с помощью электронного прибора.

На приборе, перпендикулярно направлению ветра, может устанавливаться свободно качающаяся металлическая пластина, по углу отклонения которой от вертикали определяется сила ветра. В современных приборах для определения силы ветра используется легкий пропеллер.

Инструкция №5

Прибор для измерения атмосферных жидких и твердых осадков. Состоит из сосуда (ведра) с приёмной площадью 200 см2 и высотой 40 см, куда собираются осадки и специальной защиты, предотвращающей выдувание из него осадков. Устанавливается прибор так, чтобы приемная поверхность ведра находилась на высоте 2 метра над почвой. Измерение количества осадков в миллиметрах слоя воды производится измерительным стаканом с нанесенными на нем делениями. Количество твердых осадков измеряется после того, как они растают.

Деятельность ученика. 

Ответы: №1- барометр; №2 – гигрометр; №3 – термометр; №4 – флюгер; №5 – осадкомер.

После обсуждения в группах ученики находят данные слова на интерактивной доске.

Деятельность учителя. Демонстрация слайда №21.

Для закрепления материала решим задачу. Применяем правило. При подъеме на 1000 метров, температура понижается на 6° С.

Деятельность ученика. 

Условие задачи: У подножия горы Памир температура воздуха +36°С.

                             Какая температура будет на высоте    6000 метров?

Решение:

  1. 6000 : 1000 = 6   (6 раз понизится Т°С при подъеме на  -6°С )
  2. 6 × 6 = 36   (-36°С была бы Т°С, если бы у подножия горы было 0°С)
  3. 36 - 36 = 0   (градусов)

Ответ: 0°С

Деятельность учителя. Демонстрация слайда №22.

Каждый ученик получает лист с заданиями (как на слайде №22). Выполняется не в группах, а индивидуально.

  1. Расположите пластилиновые детали разных размеров так, чтобы они показали слои атмосферы в правильном порядке.
  2. Проведите сплошной линией верхнюю границу атмосферы, учитывая радиус Земли.

Деятельность ученика.

Выполняют и проверяют с помощью слайда №23. При оценивании добавляется 2 балла (если оба задания выполнены правильно)

Деятельность учителя. Демонстрация слайда №24.

  1. Изучить §35, подготовить пересказ.*
  2. Ответить на вопросы 1-3**
  3. Повторить термины.
  4. Составить рассказ по рисунку 67.

Если остается время, решаем задачу. (Слайд №25)

Рассчитайте какова температура воздуха за бортом самолета, летящего на высоте

10 000 метров, если у земной поверхности она равна +10°С?

Решение.

  1. 10000 : 1000 = 10   (10 раз понизится Т°С при подъеме на  -6°С )
  2. 10 × 6 = 60 (-60°С была бы Т°С, если бы у подножия горы было 0°С)
  3. - 60 + 10 = - 50 (градусов)

Ответ: - 50°С

Слайд №26. Так выглядит радиозонд.

Слайды №27-30. Воздушные шары. Оригинальная форма. Индийский мультимиллионер Виджъяпат Сингханиа   установил рекорд высоты полета на воздушном шаре, наполненном горячим воздухом, поднявшись на высоту более 21 километра.