Урок. Состав и значение атмосферы. 6 класс

Категория: География

 

Тема: Состав и значение атмосферы. П/Р. Составление схемы «Состав атмосферы».

УМК: «Полярная звезда» География 5 – 6 класс, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николин, Е.К. Липкина и др.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Дадут определение понятию «Атмосфера»; расскажут какое строение она имеет и  состав; определят состав воздуха и его значение для жизни на Земле.

Смогут находить достоверную информацию; анализировать; выдвигать версии,  выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; излагать свое мнение; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий  выбор; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Решаемые учебные проблемы

На дне какого океана живет человечество? Сможем ли мы с вами подняться на воздушном шаре на высоту 20 км без  вреда здоровью?  Каково влияние газового состава атмосферы на разнообразие жизни на Земле?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Атмосфера, воздух, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, мезосфера, термосфера.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Телевизор, ПК, презентация

 

Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов.

 

2 мин.

1. Организационный момент

 

Проверка готовности учеников к уроку, психологический настрой.

 

Проверка готовности к уроку

 

 

-

 

 

 

 

-

 

4 мин.

2. Актуализация знаний (стадия вызова)

 

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

 

Выдвигают свои версии

Работа с картой

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

 

-Ребята, какую оболочку мы с вами закончили изучать?

*Гидросферу.

-Что такое гидросфера?

*Водная оболочка Земли.

-Что составляет самую большую часть гидросферы?

*Мировой океан.

-Какие океаны вы знаете? Назовите их и покажите на карте.

*Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Я хотела бы обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока: «Мы живем на дне большого океана». Как вы думаете о чем эти слова?

 

2 мин.

3. Сообщение темы и цели урока

 

Конкретизирует тему и цель урока.

Тема: «Состав и значение атмосферы».

Цель: сформировать понятие атмосфера; изучить состав и структуру атмосферы; выяснить значение атмосферы.

Формулируют тему и цели урока.

*Атмосфера.

Что?

Из чего? (как?)

Зачем?

4. Изучение нового материала

Побуждает обучающихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.

 

Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений.  

См. ниже

 

4  мин.

-Итак, наша первая задача дать определение -  что такое атмосфера? И для этого я предлагаю вам игру «Ассоциации». Каждой группе в течение 2 минут необходимо написать по 3 ассоциации, которые возникают у вас при слове атмосфера.

 

*Ученики зачитывают свои записи, которые вывешиваются на доске, выделяется общее, формируется понятие атмосфера.

АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНАЯ ОБЛОЧКА ЗЕМЛИ.

-Воздушная, значит состоит из воздуха. А что же такое воздух?

Для ответа на этот вопрос выполним следующее задание. Каждой группе необходимо заполнить  таблицу, которая лежит у каждой на столах. Для выполнения задания используйте учебник ст.126  и дополнительный материал (каждая группа заполняет информацию по одному газу).

 

7  мин.

Итоговая таблица записывается в тетрадь.

 

Состав воздуха

Количество

Значение

Азот

78%

Входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений

Кислород

21%

Дыхание живых организмов

Углекислый газ,

 

озон

менее 1%

Предохраняет Землю от охлаждения («утеплитель Земли»)

 

 

7  мин.

Защищает Землю от ультрафиолетовых лучей

 

Молодцы! А скажите, можно ли нам с вами подняться на высоту 20 км. без вреда для здоровью?

*Нет. Потому что воздух с высотой становится разреженным.

- Итак, нам необходимо выяснить строение атмосферы и как меняются свойства воздуха, в зависимости от высоты.

Каждая группа получает карточку с вопросами, на которые вам необходимо найти ответы, используя учебник ст.126, атлас и дополнительный материал.

Слои атмосферы

Верхняя граница

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера

8 – 10 или 16 – 18 км.

Содержит 4/5 всего воздуха

Содержится почти вся влага и много облаков

С высотой понижается, достигая – 55⁰С

Стратосфера

55 км

Содержит разряженный воздух

Очень мало влаги, почти нет облаков

С высотой повышается до 0⁰С

Верхние слои атмосферы

Примерно 1000 км

Воздуха почти нет

Влаги и облаков нет

Температура с высотой понижается до - 270⁰С

- Молодцы! А, мы идет дальше. И пора бы нам отдохнуть.

 

2  мин.

Фикультминутка.

 

Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя.

 «Упрямая свеча». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую  свечу (на счёт 1, 2, 3, 4, 5). Не погасла, попробуем еще раз.

 « Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули (повторить 2-3 раза).

 « Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны, и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза).

Закрепление.

Практичвеская работа «Составление схемы Состав атмосферы»

 

 

Домашнее задание: п. 38, р.т. № 1- 4 ст. 61.

-А, сейчас я предлагаю вам вспомнить героев Цветочного города, которые путешествовали на своем воздушном шаре и делали вот такие записи.

Шар с коротышками поднимался вверх, стало так тепло, что Незнайка снял свою шляпу и закричал:

-Тепло то как, теплее, чем на Земле!

Вскоре показалась белая планета.

 

5  мин.

-Это овсяный кисель, мы сейчас поедим его, - обрадовался Сиропчик!

 

-Нет, это дым и мы задохнемся, - заворчал Ворчун.

-Нет, мы его пролетим и будет легко дышать, - успокаивал всех Смекайло.

-Ой, какие красивые перышки, я хочу взять такое перышко, но должно быть мягким и теплым, - решила Ромашка.

-Нет, вы все перепутали, - сказал Знайка.

Что же перепутали коротышки. Найдите ошибки и исправьте их.

-Молодцы!

 

5  мин.

5. Рефлексия

 

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы,  оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

-Давайте вернемся к теме нашего урока и вопросам, которые мы поставили в начале.

-Что такое атмосфера?

-Из каких газов состоит атмосфера?

-Из каких слоев состоит атмосфера?

Мы с вами выяснили, что атмосфера бесконечна. Так можно ли подтвердить, что мы живем на дне большого океана?

Теперь пришло время оценить вам свою работу. Как вы думаете, кто из вас сегодня особенно хорошо проявил себя, кому мы поставим оценки.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок. Состав и значение атмосферы. 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Специализированная школа №1

с углублённым изучением английского языка им. В. Дубинина»


Технологическая карта урока географии. Учитель Заярная Людмила Ивановна

урока: 12 Класс: 6 – а 6-б

Тема: Состав и значение атмосферы. П/Р. Составление схемы «Состав атмосферы».

УМК: «Полярная звезда» География 5 – 6 класс, авторы: А.И. Алексеев, В.В. Николин, Е.К. Липкина и др.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Дадут определение понятию «Атмосфера»; расскажут какое строение она имеет и состав; определят состав воздуха и его значение для жизни на Земле.

Смогут находить достоверную информацию; анализировать; выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения; излагать свое мнение; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов, достойно признавать его ошибочность.

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей; осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор; осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

Решаемые учебные проблемы

На дне какого океана живет человечество? Сможем ли мы с вами подняться на воздушном шаре на высоту 20 км без вреда здоровью? Каково влияние газового состава атмосферы на разнообразие жизни на Земле?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Атмосфера, воздух, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, мезосфера, термосфера.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Телевизор, ПК, презентация



Организационная структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов.

1. Организационный момент

2 мин.

Проверка готовности учеников к уроку, психологический настрой.


Проверка готовности к уроку



-




-

2. Актуализация знаний (стадия вызова)

4 мин.

Предоставление материала, позволяющего осуществить переход к изучению нового материала.

Вспоминают соответствующие учебные задачи, делают содержательные обобщения

Выдвигают свои версии

Работа с картой

-Ребята, какую оболочку мы с вами закончили изучать?

*Гидросферу.

-Что такое гидросфера?

*Водная оболочка Земли.

-Что составляет самую большую часть гидросферы?

*Мировой океан.

-Какие океаны вы знаете? Назовите их и покажите на карте.

*Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Я хотела бы обратить ваше внимание на эпиграф нашего урока: «Мы живем на дне большого океана». Как вы думаете о чем эти слова?

3. Сообщение темы и цели урока

2 мин.

Конкретизирует тему и цель урока.

Тема: «Состав и значение атмосферы».

Цель: сформировать понятие атмосфера; изучить состав и структуру атмосферы; выяснить значение атмосферы.

Формулируют тему и цели урока.

*Атмосфера.

Что?

Из чего? (как?)

Зачем?

4. Изучение нового материала

Побуждает обучающихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.


Обсуждают в группах варианты решения учебной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, доске свое "открытие".

Оценивают правильность своих выводов, решений.

См. ниже

-Итак, наша первая задача дать определение - что такое атмосфера? И для этого я предлагаю вам игру «Ассоциации». Каждой группе в течение 2 минут необходимо написать по 3 ассоциации, которые возникают у вас при слове атмосфера.

4 мин.

*Ученики зачитывают свои записи, которые вывешиваются на доске, выделяется общее, формируется понятие атмосфера.

АТМОСФЕРА – ВОЗДУШНАЯ ОБЛОЧКА ЗЕМЛИ.

-Воздушная, значит состоит из воздуха. А что же такое воздух?

Для ответа на этот вопрос выполним следующее задание. Каждой группе необходимо заполнить таблицу, которая лежит у каждой на столах. Для выполнения задания используйте учебник ст.126 и дополнительный материал (каждая группа заполняет информацию по одному газу).

Итоговая таблица записывается в тетрадь.

7 мин.

Состав воздуха

Количество

Значение

Азот

78%

Входит в состав белков, его соединения обеспечивают минеральное питание растений

Кислород

21%

Дыхание живых организмов

Углекислый газ,


озон

менее 1%

Предохраняет Землю от охлаждения («утеплитель Земли»)


Защищает Землю от ультрафиолетовых лучей

7 мин.

Молодцы! А скажите, можно ли нам с вами подняться на высоту 20 км. без вреда для здоровью?

*Нет. Потому что воздух с высотой становится разреженным.

- Итак, нам необходимо выяснить строение атмосферы и как меняются свойства воздуха, в зависимости от высоты.

Каждая группа получает карточку с вопросами, на которые вам необходимо найти ответы, используя учебник ст.126, атлас и дополнительный материал.

Слои атмосферы

Верхняя граница

Особенности воздуха

Наличие влаги и облаков

Особенности температуры

Тропосфера

8 – 10 или 16 – 18 км.

Содержит 4/5 всего воздуха

Содержится почти вся влага и много облаков

С высотой понижается, достигая – 55⁰С

Стратосфера

55 км

Содержит разряженный воздух

Очень мало влаги, почти нет облаков

С высотой повышается до 0⁰С

Верхние слои атмосферы

Примерно 1000 км

Воздуха почти нет

Влаги и облаков нет

Температура с высотой понижается до - 270⁰С

- Молодцы! А, мы идет дальше. И пора бы нам отдохнуть.

Фикультминутка.

2 мин.

Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя.

«Упрямая свеча». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую свечу (на счёт 1, 2, 3, 4, 5). Не погасла, попробуем еще раз.

« Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули (повторить 2-3 раза).

« Проколотый мяч». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны, и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза).

Закрепление.

Практичвеская работа «Составление схемы Состав атмосферы»


Домашнее задание: п. 38, р.т. № 1- 4 ст. 61.

-А, сейчас я предлагаю вам вспомнить героев Цветочного города, которые путешествовали на своем воздушном шаре и делали вот такие записи.

Шар с коротышками поднимался вверх, стало так тепло, что Незнайка снял свою шляпу и закричал:

-Тепло то как, теплее, чем на Земле!

Вскоре показалась белая планета.

-Это овсяный кисель, мы сейчас поедим его, - обрадовался Сиропчик!

5 мин.

-Нет, это дым и мы задохнемся, - заворчал Ворчун.

-Нет, мы его пролетим и будет легко дышать, - успокаивал всех Смекайло.

-Ой, какие красивые перышки, я хочу взять такое перышко, но должно быть мягким и теплым, - решила Ромашка.

-Нет, вы все перепутали, - сказал Знайка.

Что же перепутали коротышки. Найдите ошибки и исправьте их.

-Молодцы!

5. Рефлексия

5 мин.

Предлагает вспомнить тему и задачи урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

-Давайте вернемся к теме нашего урока и вопросам, которые мы поставили в начале.

-Что такое атмосфера?

-Из каких газов состоит атмосфера?

-Из каких слоев состоит атмосфера?

Мы с вами выяснили, что атмосфера бесконечна. Так можно ли подтвердить, что мы живем на дне большого океана?

Теперь пришло время оценить вам свою работу. Как вы думаете, кто из вас сегодня особенно хорошо проявил себя, кому мы поставим оценки.




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас