СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по теме "Корень слова", 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку по русскому языку в 5 классе "Корень слова" по УМК Бабайцевой

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по теме "Корень слова", 5 класс»

Повторим: Что изучает наука морфемика ? Что называют морфемой ? Какие морфемы вы знаете? Что такое окончание ? Что такое основа слова ?   Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

Повторим:

  • Что изучает наука морфемика ?
  • Что называют морфемой ?
  • Какие морфемы вы знаете?
  • Что такое окончание ?
  • Что такое основа слова ?

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

Корень слова                  Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

Корень слова

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

Корень слова – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Звезда – звёздочка – звездный - созвездие Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

Корень слова – общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение.

Звезда – звёздочка – звездный - созвездие

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

 Шёл Прогульщик на прогулку, Шёл и песенку свистел. Захотел Прогульщик булку И баранку захотел. Захотел он шоколадку, Пососал бы леденцов … Но прогуливал буфетчик, И не видно продавцов. И гулял киномеханик – Не показывал кино, Футболисты и артисты Прогуляли заодно… И обиделся Прогульщик! И Прогульщик не смолчал! И прогульщикам Прогульщик «Вы – прогульщики!» кричал. Э. Мошковская  Какой корень?   Из данного стихотворения выпишите все родственные слова к слову прогульщик , выделите корень. Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

Шёл Прогульщик на прогулку, Шёл и песенку свистел. Захотел Прогульщик булку И баранку захотел. Захотел он шоколадку, Пососал бы леденцов … Но прогуливал буфетчик, И не видно продавцов. И гулял киномеханик – Не показывал кино, Футболисты и артисты Прогуляли заодно… И обиделся Прогульщик! И Прогульщик не смолчал! И прогульщикам Прогульщик «Вы – прогульщики!» кричал. Э. Мошковская

Какой корень?

Из данного стихотворения выпишите все родственные слова к слову прогульщик , выделите корень.

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

 Кто изображён на картинках? Есть ли Что-то общее в названиях этих животных? Являются ли эти слова однокоренными?   Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

Кто изображён на картинках? Есть ли Что-то общее в названиях этих животных? Являются ли эти слова однокоренными?

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

 Давайте вспомним!  В море суши полоса Называется коса А у девушки коса Цвета спелого овса. На траве лежит роса – Косит травушку коса. А у меня один вопрос: Сколько есть на свете кос?  Б. Гольдберг. Слова, которые одинаково звучат, но имеют разное лексическое значение, называются … Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

Давайте вспомним!

В море суши полоса Называется коса А у девушки коса

Цвета спелого овса.

На траве лежит роса –

Косит травушку коса.

А у меня один вопрос:

Сколько есть на свете кос?

Б. Гольдберг.

Слова, которые одинаково звучат, но имеют разное лексическое значение, называются

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

 перенос занос поднос обноски носильщик  носовой носик переносица нос носище  действие «носить»  часть лица Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

перенос занос поднос обноски

носильщик

носовой

носик

переносица нос носище

действие «носить»

часть лица

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

Корни - Омонимы  Ничего общего между лексическими значениями слов «носить» и «нос» нет, просто корни этих слов по внешнему виду напоминают близнецов: звучат и пишутся одинаково. Такие корни слов называются омонимичными.  Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются! Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

Корни - Омонимы

Ничего общего между лексическими значениями слов «носить» и «нос» нет, просто корни этих слов по внешнему виду напоминают близнецов: звучат и пишутся одинаково. Такие корни слов называются омонимичными.

Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются!

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

Соберите однокоренные слова вместе  проводка  проводник  водный  заводной  заводь   водяной подводить  подводник вывод  безводный вода водить Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

Соберите однокоренные слова вместе

проводка проводник

водный

заводной заводь

водяной

подводить

подводник вывод

безводный

вода

водить

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

Найди «родственников» Горка  горец  загорелый  горение  горный  выгоревший  гористый  горючий  предгорье пригорок Гореть    Гора Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

Найди «родственников»

Горка

горец

загорелый

горение

горный

выгоревший

гористый

горючий

предгорье

пригорок

Гореть

Гора

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

Третий лишний Соль, солонка, солнце Лес, лестница, лесник. Больной, больница, большой. Гора, горный, гореть. Нос, выносить, носовой Косичка, косить, покос. Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

Третий лишний

  • Соль, солонка, солнце
  • Лес, лестница, лесник.
  • Больной, больница, большой.
  • Гора, горный, гореть.
  • Нос, выносить, носовой
  • Косичка, косить, покос.

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

А вы как думаете?  Что вы скажете, если вас кто-нибудь дёрнет за ухо? Наверное, крикните: «Не тронь моё ухо !» А если дёрнут за оба уха? Попробуйте только сказать: «Не тронь мои ухи !» Над вами посмеются: «Ну и грамотей!» Да вы и сами прекрасно знаете: одно – ухо, а два – уши .  Что же произошло в корне этих слов? Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

А вы как думаете?

Что вы скажете, если вас кто-нибудь дёрнет за ухо? Наверное, крикните: «Не тронь моё ухо !» А если дёрнут за оба уха? Попробуйте только сказать: «Не тронь мои ухи !» Над вами посмеются: «Ну и грамотей!» Да вы и сами прекрасно знаете: одно – ухо, а два – уши .

Что же произошло в корне этих слов?

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных  прошу просить  прошу с//ш спрашивать о//а   рот распушила пух ш//х рта о// нулевой звук  Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных

прошу

просить

прошу с//ш

спрашивать о//а

рот

распушила

пух ш//х

рта о// нулевой звук

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

Подбери «родственников» с чередованием согласных в корне к следующим словам Пеку  печь  Лекарь  лечить  Бег  бежать  замочек  Замок  Ноги  ножки  Дороги  дорожки  Снег  снежок  Творог  творожок пирожок  Пирог Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

Подбери «родственников» с чередованием согласных в корне к следующим словам

Пеку

печь

Лекарь

лечить

Бег

бежать

замочек

Замок

Ноги

ножки

Дороги

дорожки

Снег

снежок

Творог

творожок пирожок

Пирог

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня Кормить - кормлю Любить - люблю Слепой - ослепление  -л- не является новым суффиксом, а входит в состав корня. Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

Если один согласный чередуется с сочетанием согласных, то это сочетание полностью входит в состав корня

Кормить - кормлю

Любить - люблю

Слепой - ослепление

-л- не является новым суффиксом, а входит в состав корня.

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

 В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление ?  1.  ПОЗДРАВ ление  2. ПОЗДРАВЛ ение  3. по ЗДРАВ ление  4. по ЗДРАВЛ ение  5. ПОЗДРАВЛЕН ие  6. ПОЗДРАВЛЕНИ е Ответ: 4. по ЗДРАВЛ ение, но по ЗДРАВ ил Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

В каком примере правильно выделен корень в слове поздравление ?

1. ПОЗДРАВ ление

2. ПОЗДРАВЛ ение

3. по ЗДРАВ ление

4. по ЗДРАВЛ ение

5. ПОЗДРАВЛЕН ие

6. ПОЗДРАВЛЕНИ е

Ответ: 4. по ЗДРАВЛ ение, но по ЗДРАВ ил

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

сад Существительное(кто?) груз Существительное (что?) вар Прилагательное (какой?) Глагол (что делать?) Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

сад

Существительное(кто?)

груз

Существительное (что?)

вар

Прилагательное (какой?)

Глагол (что делать?)

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

Подведём итоги.  Закончи фразу. Корень - …… часть слова. Корень в слове выделяется с помощью подбора … .  Одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению корни называются … . Омонимичные корни не являются ... . В корнях слов может происходить … . Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

Подведём итоги. Закончи фразу.

  • Корень - …… часть слова.
  • Корень в слове выделяется с помощью подбора … .
  • Одинаковые по звучанию и написанию, но различные по значению корни называются … .
  • Омонимичные корни не являются ... .
  • В корнях слов может происходить … .

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории

Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите проверочные слова.   На скалу набрасывались яростные во/алы. Ветер разви/евает праздничные флаги. Я да/ою сигнал. Яков настойчиво разви/евает силу. Я да/ою корову. У реки пасутся во/алы. Учитель русского языка ГБОУ НСО «ОЦО» Рутц Е.Г. I квал.категории

Какие из двух предлагаемых написаний вы выберете в следующих предложениях? Почему? Запишите проверочные слова.

  • На скалу набрасывались яростные во/алы.
  • Ветер разви/евает праздничные флаги.
  • Я да/ою сигнал.
  • Яков настойчиво разви/евает силу.
  • Я да/ою корову.
  • У реки пасутся во/алы.

Учитель русского языка

ГБОУ НСО «ОЦО»

Рутц Е.Г. I квал.категории