СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка. Сложное предложение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку русского языка. Сложное предложение.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку русского языка. Сложное предложение.»

 Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные  законы его.  Н.В.Гоголь

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Н.В.Гоголь

  По следам олимпиады

По следам олимпиады

 Сложное предложение

Сложное предложение

Сложное предложение   Союзное Бессоюзное  Сложно- Сложно- сочинённое подчинённое

Сложное предложение

Союзное Бессоюзное

Сложно- Сложно-

сочинённое подчинённое

     Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

1. Общий второстепенный  член [ ]  и [ ]  предложения   2 . ( Общее придаточное ), [ ]  и [ ]  предложение    3.  Общее вводное слово , [ ]  и [ ]

1. Общий второстепенный член [ ] и [ ]

предложения

2 . ( Общее придаточное ), [ ] и [ ]

предложение

3. Общее вводное слово , [ ] и [ ]

1)Двор Ивана Никифоровича был возле двора  Ивана Ивановича и можно было перелезть из одного в другой через плетень однако ж Иван Иванович пошёл улицей . 2)В такую бурю волк не рыщет и медведь не  вылезает из  берлоги.  3)Казалось дождь не прекратится и тучи не рассеются.  4 )Когда началась гроза игра прекратилась и дети  бросились бежать.

1)Двор Ивана Никифоровича был возле двора Ивана Ивановича и можно было перелезть из одного в другой через плетень однако ж Иван Иванович пошёл улицей .

2)В такую бурю волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.

3)Казалось дождь не прекратится и тучи не рассеются.

4 )Когда началась гроза игра прекратилась и дети

бросились бежать.

За  страницами  учебника 1)Прогулка в лесу и катание на лодках.  (Обе части являются назывными предложениями.)  2)Который сейчас час и сколько времени осталось до отправления поезда?  (Обе части являются вопросительными предложениями и объединены общей интонацией.)  3)Нужно переписать работу и надо объяснить допущенные в ней ошибки.  (Обе части являются безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых .)

За страницами учебника

1)Прогулка в лесу и катание на лодках.

(Обе части являются назывными предложениями.)

2)Который сейчас час и сколько времени осталось до

отправления поезда?

(Обе части являются вопросительными предложениями и объединены общей интонацией.)

3)Нужно переписать работу и надо объяснить

допущенные в ней ошибки.

(Обе части являются безличными предложениями, имеющими синонимичные слова в составе сказуемых .)

[ ]  и [ ]  1.Назывные предложения.  2.Вопросительные предложения.  3.Безличные предложения, имеющие  синонимичные слова в составе сказуемого.

[ ] и [ ]

1.Назывные предложения.

2.Вопросительные предложения.

3.Безличные предложения, имеющие

синонимичные слова в составе сказуемого.

     Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Важно не  что он сказал, а как он сказал.  (Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание не , то придаточная часть от главной запятой не отделяется.) [ ]  ( не что  ), а ( как  ).

Важно не что он сказал, а как он сказал.

(Если перед подчинительным союзом или союзным словом стоит отрицание не , то придаточная часть от главной запятой не отделяется.)

[ ] ( не что ), а ( как ).

Особые случаи постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с  двумя или несколькими придаточными [ ], ( ) и ( ). [ ] и ( ), и ( ).  [ ], (что , (если ), ). [ ], (что (если ), то ).

Особые случаи постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях с двумя или несколькими придаточными

[ ], ( ) и ( ).

[ ] и ( ), и ( ).

[ ], (что , (если ), ).

[ ], (что (если ), то ).

 1)Неужели вы полагаете что я стану брать деньги за  души которые в некотором роде окончили своё  существование?   2)Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт старички уже сидели и пили свой кофе. 3)Чичиков и сам заметил что придумал не очень ловко и предлог довольно слаб. 4)Было шумно и когда дети играли на дворе и когда они собирались в столовой. 5)Собакевич в четверть часа с небольшим доел осетра  всего так что когда полицеймейстер вспомнил было о  нём то увидел что от произведенья природы оставался  всего один хвост. 6)Я хочу знать не как это делается, а зачем это делается.

1)Неужели вы полагаете что я стану брать деньги за души которые в некотором роде окончили своё существование?

2)Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт старички уже сидели и пили свой кофе.

3)Чичиков и сам заметил что придумал не очень ловко и предлог довольно слаб.

4)Было шумно и когда дети играли на дворе и когда они собирались в столовой.

5)Собакевич в четверть часа с небольшим доел осетра

всего так что когда полицеймейстер вспомнил было о

нём то увидел что от произведенья природы оставался

всего один хвост.

6)Я хочу знать не как это делается, а зачем это делается.

    Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

[ ] , [ ]. перечисление; предложения связаны  по смыслу  [ ] ; [ ]. перечисление; предложения  более отдалены по смыслу или  распространены  [ ] : [ причина, пояснение, изъяснение ].  [ время, условие ] - [ вывод, следствие ].   противопоставление  быстрая смена событий  сравнение  (Посмотрит – рублём подарит.)

[ ] , [ ]. перечисление; предложения связаны

по смыслу

[ ] ; [ ]. перечисление; предложения

более отдалены по смыслу или

распространены

[ ] : [ причина, пояснение, изъяснение ].

[ время, условие ] - [ вывод, следствие ].

противопоставление

быстрая смена событий

сравнение (Посмотрит – рублём подарит.)

1)Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала  равнина. 2)Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно; не уважать оной есть постыдное малодушие. 3)Дамы тут же обступили его блистающею гирляндою и нанесли с собой целые облака всякого рода благоуханий: одна дышала розами, от другой несло весной и фиалками, третья вся насквозь была продушена резедой. 4)Он засмеётся – все хохочут; нахмурит брови – все молчат. 5)Мир строит – война разрушает. 6)Молвит слово – соловей поёт. 7)Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

1)Погода утихла, тучи расходились, перед ним лежала

равнина.

2)Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно; не уважать оной есть постыдное малодушие.

3)Дамы тут же обступили его блистающею гирляндою и нанесли с собой целые облака всякого рода благоуханий: одна дышала розами, от другой несло весной и фиалками, третья вся насквозь была продушена резедой.

4)Он засмеётся – все хохочут; нахмурит брови – все молчат.

5)Мир строит – война разрушает.

6)Молвит слово – соловей поёт.

7)Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Нужна ли нам пунктуация?

Нужна ли нам пунктуация?

     Синтаксический разбор сложного предложения

Синтаксический разбор сложного предложения

      Подготовка к ЕГЭ

Подготовка к ЕГЭ

      Тесты

Тесты

Какой из вариантов постановки знаков препинания является правильным? (Знаки препинания не расставлены .)    Слышно было как гудели машины и как разговаривали люди. 1) ,и, 3) и, 2) ,и 4) и

Какой из вариантов постановки знаков препинания является правильным? (Знаки препинания не расставлены .) Слышно было как гудели машины и как разговаривали люди.

1) ,и, 3) и,

2) ,и 4) и

Какой из вариантов постановки знаков препинания является правильным? (Знаки препинания не расставлены .)   Я чувствовал что наслаждаюсь чувством умиления и боясь чем-нибудь разогнать его торопливо простился с другом.    1) ,и, 3) и,  1) ,и, 3) и,   2)  ,и 4) и

Какой из вариантов постановки знаков препинания является правильным? (Знаки препинания не расставлены .) Я чувствовал что наслаждаюсь чувством умиления и боясь чем-нибудь разогнать его торопливо простился с другом.

1) ,и, 3) и,

  • 1) ,и, 3) и,

2) ,и 4) и

 В каком предложении не ставится запятая перед союзом и? (Знаки препинания не расставлены.)    Тропинка поднимается на серые скалы где облапив корнями камень смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота. Ни в каком покровительстве сосна не нуждается и растёт там где ничто не может расти. Я ушёл в каюту где уже все спали и до зари без сна лежал на койке. Я взбежал по маленькой лестнице которая вела в светлицу и в первый раз отроду вошёл в комнату Марьи Ивановны.

В каком предложении не ставится запятая перед союзом и? (Знаки препинания не расставлены.)

  • Тропинка поднимается на серые скалы где облапив корнями камень смотрятся в небо красные сосны и падает в моховые болота.
  • Ни в каком покровительстве сосна не нуждается и растёт там где ничто не может расти.
  • Я ушёл в каюту где уже все спали и до зари без сна лежал на койке.
  • Я взбежал по маленькой лестнице которая вела в светлицу и в первый раз отроду вошёл в комнату Марьи Ивановны.

В каком сложноподчинённом предложении два придаточных? (Знаки препинания не расставлены.) Долго было слышно как он шагал туда где светится огонёк чтобы поведать чужим людям о своём счастье. Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звёздам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно. Город как бы спрашивал тебя где же ты был в зимние дни когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней. И в ту минуту как она говорила ей самой казалось что она видела то что говорила.

В каком сложноподчинённом предложении два придаточных? (Знаки препинания не расставлены.)

  • Долго было слышно как он шагал туда где светится огонёк чтобы поведать чужим людям о своём счастье.
  • Мне казалось что нужно иметь колоссальный запас знания чтобы по компасу и звёздам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно.
  • Город как бы спрашивал тебя где же ты был в зимние дни когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней.
  • И в ту минуту как она говорила ей самой казалось что она видела то что говорила.
Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?    Лук царевич опустил, смотрит ( ) коршун в море тонет и не птичьим криком стонет.    1)точку с запятой 3)запятую  2)тире 4)двоеточие

Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок? Лук царевич опустил, смотрит ( ) коршун в море тонет и не птичьим криком стонет. 1)точку с запятой 3)запятую 2)тире 4)двоеточие

Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?     Знал бы твой адрес ( ) давно бы навестил.    1)двоеточие 3)запятую 2)тире 4)точку с запятой

Какой знак нужно поставить в предложении вместо

скобок?

Знал бы твой адрес ( ) давно бы навестил.

1)двоеточие 3)запятую

2)тире 4)точку с запятой

  Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок?    Толстые сосульки, небрежно свисавшие с крыш, оттаивали, радуясь теплу и солнцу ( ) капли, падая с них, звонко ударяли о лёд. 1)двоеточие 3)запятую 2)тире 4)точку с запятой

Какой знак нужно поставить в предложении вместо скобок? Толстые сосульки, небрежно свисавшие с крыш, оттаивали, радуясь теплу и солнцу ( ) капли, падая с них, звонко ударяли о лёд.

1)двоеточие 3)запятую

2)тире 4)точку с запятой

      Работа с текстом

Работа с текстом

Итоги занятия Что я знаю? Что я умею? Над чем надо поработать?

Итоги занятия

  • Что я знаю?
  • Что я умею?
  • Над чем надо поработать?
 Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.  Н.В.Гоголь

Перед вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его.

Н.В.Гоголь