Модель работы с
одарёнными детьми
Владимир Путин, президент Российской Федерации
Мы должны, наконец, создать основы для прорывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы.
Это важно знать
Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети.
Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети.
В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Детский возраст – период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления – одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.
Виды одаренности
Психологи выделяют несколько видов одаренности:
- академическую (способность к обучению в широком смысле слова),
- интеллектуальную , творческую (умение мыслить оригинально, создавать новое),
- психомоторную (способность к спорту или прикладным видам искусства),
- художественную и лидерскую.
Неверно мнение, что одаренные люди способны ко всему, - обычно их талант проявляется больше, чем в одной области, но и не во всех сра зу
Актуальность на уровне ОУ
- Раннее выявление , обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей – одна из главных проблем совершенствования системы образования.
- Необходимость разработки системы взаимосвязанных мероприятий, направленных на стимулирование учебной и научной активности обучающихся, становление и укрепление в соответствующей социальной среде ценностей науки, культуры и образования, создание среды творческого общения.
Цели:
- Определение стратегии педагогического взаимодействия в работе с одаренными детьми.
- Создание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей в условиях ОУ.
- Создание условий и равных возможностей для развития интеллектуально, художественно и спортивно одаренных детей.
Задачи:
- Проведение диагностических обследований детей на предмет выявления одаренности, определение их творческого потенциала, интересов и способностей.
- Создание условий для развития разносторонней одаренности:
- кадровых ,
- материально-технических,
- разработка нормативно-правового обеспечения.
- Разработка системы мер мотивации, морального и материального стимулирования труда обучающихся и педагогов.
Подходы и механизмы работы с одаренными детьми
К числу стратегий, основных ценностно-целевых ориентаций в работе с одаренными детьми, можно отнести следующие:
- выявление и развитие потенциальных возможностей;
- активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка;
- преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей;
- поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком.
Стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся
Ускорение обучения
(раннее поступление в школу, институт, «перепрыгивание» через класс, частные школы и др.).
Углубление обучения
( школы с углубленным изучением математики, физики, иностранных языков и др.)
Обогащение обучения
( научно-исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; учебные миникурсы, кружки, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.)
Проблематизация обучения
( использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)
Наиболее известные подходы к развитию одаренных детей
- изменения в содержании образования (изменения в учебной программе и учебном материале) и технологиях работы с ним;
- изменения в организации учебной, познавательной деятельности;
- развитие личностных особенностей;
- преодоление личностных проблем одаренных.
психолог учителя Обмен опытом, мониторинг Разработка программ Уроки творчества Уроки творчества Праздники Викторины Круглые столы Родительские собрания наблюдения Анкеты творческие Спортивные секции Определение интересов и способностей тесты дети Педагогический коллектив интеллектуальные Олимпиады Уроки Предметные недели Выставки Проекты Конкурсы методы и приемы Кружки по интересам Банк данных «Одаренные дети» Банк данных родители сотрудничество помощь портфолио
Формы и методы организации работы с одаренными детьми
- Интеллектуальные марафоны
- Участие в олимпиадах, конкурсах и интеллектуальных играх различного уровня;
- Предметные недели (декады).
- Развитие системы дополнительного образования: кружки, секции, объединения.
- Ученические научно-практические конференции
- Организация и работа профильных классов
- Организация работы творческих лабораторий и клубов для одаренных детей по предметам;
- Элективные и специальные курсы
- Занятия в профильных классах
- Индивидуальная работа с интеллектуально и творчески одаренными детьми
Направления работы с одаренными детьми:
Эксклюзивное
Образование
одаренных детей
Культивирование
одаренностей
и талантов из
общей школьной среды
Постшкольное
сопровождение
одаренных детей
в их профессиональном
самоопределении
Создание
многоуровневой
обогащенной
образовательной среды
для развития
одаренных детей
Инклюзивное образование
одаренных детей
в условиях
общеобразовательной
школы
Ожидаемые результаты:
Создание в ОУ специальных программ и условий для инклюзивного образования одаренных детей
Полный охват одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах деятельности состязательного и творческого характера
Увеличение доли педагогических работников ОУ, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимыми навыками для организации работы с одаренными детьми
Наличие пакета документов, регламентирующих работу с одаренными детьми в ОУ
Основой взаимоотношений между родителями и школой должно стать сотрудничество
Спасибо за внимание.