Рабочая программа по русскому языку 5 класс
Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку и литературе»
Автор:
Фамилия, И.О. __Воловенко В. А.
Должность: учитель русского языка и литературы
Место работы: МКОУ Недокурская СОШ
Структура программы
Рабочая программы содержит:
- 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
- 2) общую характеристику учебного предмета;
- 3) описание места учебного предмета, в учебном плане;
- 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета;
- 5) содержание учебного предмета;
- 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
- 7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- 8) планируемые результаты изучения учебного предмета.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС: основное общее образование// ФГОС. М.: Просвещение, 2008.)
- Примерной программы по русскому (родному) языку для основной школы (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: М.: Просвещение, 2010.)
- Авторской программы по русскому языку М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.Н. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной
- УМК под редакцией Т.А. Ладыженской
- Базисного учебного плана
Концепция (основная идея) программы.
Русский язык — язык русского народа. Он служит ему средством:
- общения во всех сферах жизни (в быту, между гражданами и учреждениями, в научном и художественно-словесном творчестве);
- хранения и передачи информации;
- связи поколений русских людей, живущих в разные эпохи.
Целями и задачами изучения русского (родного) языка в основной школе являются:
- воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности;
- овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками;
- освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- совершенствование коммуникативных способностей;
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.
- В школе изучается современный русский литературный язык; поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода , который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной , языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции .
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
- В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход , предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
III. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
- Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч (в неделю 5 часов), в 6 классе — 210 ч(в неделю 6 часов), в 7 классе — 140 ч(в неделю 4 часа), в 8 классе — 105 ч(в неделю 3 часа), в 9 классе — 105 ч. (в неделю 3 часа)
- Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч и формируется авторами рабочих программ.
IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
- 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
- 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
- 1) владение всеми видами речевой деятельности:
- 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
- Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются;
- 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
- 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- 7) проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
V. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Язык - важнейшее средство общения
- Повторение пройденного в I – IV классах
- Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
- Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
- Лексика. Культура речи
- Морфемика. Орфография. Культура речи
- Морфология. Орфография. Культура речи
- Повторение и систематизация пройденного в V классе
VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема. Раздел.
№
1
2
Кол-во часов
Вводный урок. Язык и общение. Язык и человек. Общение устное и письменное.
Контрольные работы
Повторение изученного в начальных классах
3
2
4
17
Развитие речи
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
1
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи.
5
23
1
2
3
12
Лексика. Культура речи.
6
1
Морфемика. Орфография. Культура речи.
7
6
3
1
18
1
2
4
7
Морфология. Орфография. Культура речи.
8
56
Повторение и систематизация изученного.
4
Итого:
5
14
2
170
2
36
VII. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Организация процесса обучения предполагает применение:
- Программы общеобразовательных учреждений «Русский язык». 5- 9 классы;
- учебников:
- 1) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
- 2) Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
- 3) Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 7 класс. Научный редактор — акад. РАО Н. М. Шанский.
- 4) «Русский язык». 8 кл. авторы Бархударов С.Г. Крючков С.Е., Максимов Ю.Л. и др.
- 5) «Русский язык». 9 кл. авторы Бархударов С.Г. Крючков С.Е., Максимов Ю.Л. и др.
-
Перечень учебно-методического обеспечения
Для учителя
- 1. Тростенцова Л.А. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 5 кл. Просвещение.
- 2. Ладыженская Т.А. и др. Обучение русскому языку в 5кл.
- Методические рекомендации Просвещение.
- 3. Тростенцова Л.А., Стракевич М.М. Дидактические материалы по русскому языку. 5 кл. Книга для учителя. Просвещение.
- 4. Тростенцова Л.А. и др. Дидактические материалы по русскому языку. 6 кл . Просвещение
- 5. Ладыженская Т.А. и др. Обучение русскому языку в 6кл.
- Методические рекомендации. Просвещение.
- 6. Ладыженская Т.А. и др. Обучение русскому языку в 7кл.
- Методические рекомендации. Просвещение.
- 7. Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 8кл.
- Методические рекомендации. Просвещение.
- 8. Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 9 кл.
- Методические рекомендации. Просвещение.
Для учащихся
- Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 5 кл.
- Коробкина В.А. Русский язык 5 класс. Тетрадь с печатной основой. – Тобольск: Лава, 2000
- Шанский Н.М. В мире слов. - М.: «Просвещение», 1985
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
- Мультимедийные пособия :
- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
Средства обучения
- 1. Печатные пособия (таблицы, схемы, репродукции картин, плакаты, демонстрационные карточки, альбомы демонстрационного и раздаточного материала)
- 2. Информационно-коммуникативные средства (электронные библиотеки, игровые программы)
- 3. Экранно-звуковые пособия (слайды, диафильмы, видеофильмы)
VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА РУССКИЙ ЯЗЫК
- Речь и речевое общение
- Выпускник научится:
- • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
- • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
- • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
- • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
- • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
Аудирование
- Выпускник научится:
- • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
- • передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого).
Чтение
Выпускник научится:
- • понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
- • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
- • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
- • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
- • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Говорение
Выпускник научится:
- • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
- • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
- • извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
- • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
Письмо
Выпускник научится:
- • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
- • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
- • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Текст
Выпускник научится:
- • анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
- • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
- • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Функциональные разновидности языка
Выпускник научится:
- • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);
- • различать и анализировать тексты разных жанров научного (учебно-научного), публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, статья, интервью, очерк как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи);
- • создавать устные и письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи (отзыв, сообщение, доклад как жанры научного стиля; выступление, интервью, репортаж как жанры публицистического стиля; расписка, доверенность, заявление как жанры официально-делового стиля; рассказ, беседа, спор как жанры разговорной речи; тексты повествовательного характера, рассуждение, описание; тексты, сочетающие разные функционально-смысловые типы речи);
- • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
- • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;
- • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными
Фонетика и орфоэпия. Графика
Выпускник научится:
- • проводить фонетический анализ слова;
- • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;
- • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности
Морфемика и словообразование
Выпускник научится:
- • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- • различать изученные способы словообразования;
- • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.
Лексикология и фразеология
Выпускник научится:
- • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова, принадлежность слова к активной или пассивной лексике, а также указывая сферу употребления и стилистическую окраску слова;
- • группировать слова по тематическим группам;
- • подбирать к словам синонимы, антонимы;
- • опознавать фразеологические обороты;
- • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;
- • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;
- • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение);
- • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.
Морфология
Выпускник научится:
- • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;
- • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;
- • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;
- • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.
Синтаксис
Выпускник научится:
- • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
- • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
- • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
- • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
- • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
Правописание: орфография и пунктуация
Выпускник научится:
- • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
- • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов);
- • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Язык и культура
Выпускник научится:
- • выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;
- • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
- • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.