СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока "Изобразительно - выразительные средства языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Для воспитания интереса к обуче­нию принципиально важна деятель­ность учащихся с языковым мате­риалом — наиболее эффективный путь воспитания такого интереса. Многочис­ленные психологические исследования показали, что возникновение интереса можно программировать через тип уче­ния. Так, если содержание обучения строится как система задач для уча­щихся, если ученики подводятся к са­мостоятельному обнаружению теорети­ческих положений учебного курса, если учебная деятельность складывается как движение от задачи к способу дейст­вия и потом — к результату, то у школьников возникает внутренняя мотивация  к учению. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока "Изобразительно - выразительные средства языка"»

МБОУ «Иртышская средняя общеобразовательная школа» Черлакского муниципального района Омской области Учитель русского языка и литературы Дорошенко Н.Н. 2017

МБОУ «Иртышская средняя общеобразовательная школа»

Черлакского муниципального района Омской области

Учитель русского языка и литературы Дорошенко Н.Н.

2017

 творческая л..б..р..тория

творческая л..б..р..тория

Урок – творческая лаборатория    Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение.  А. Блок

Урок – творческая лаборатория

Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение.

А. Блок

ТЕМА:  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ  СРЕДСТВА ЯЗЫКА

ТЕМА:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ

СРЕДСТВА ЯЗЫКА

ЦЕЛИ: Исследовать СЛОВА - языковой материал ;  Повторить и обобщить сведения о тропах;  Развивать умения и навыки определять тропы; Готовиться к ЕГЭ по заданию № 24 ; Формировать навыки культуры речи.

ЦЕЛИ:

  • Исследовать СЛОВА - языковой материал ;
  • Повторить и обобщить сведения о тропах;
  • Развивать умения и навыки определять тропы;
  • Готовиться к ЕГЭ по заданию № 24 ;
  • Формировать навыки культуры речи.
План – маршрут исследования: ЧТО?   Объект    Предмет  стихи слово - языковой  проза материал    ГДЕ?  Лексика КАК?  ГИПОТЕЗА:  если есть тропы, то определить и назвать их  ДА  НЕТ  ВЫВОД

План – маршрут исследования:

  • ЧТО?

Объект Предмет

стихи слово - языковой

проза материал

  • ГДЕ?

Лексика

  • КАК?

ГИПОТЕЗА:

если есть тропы, то определить и назвать их

ДА НЕТ ВЫВОД

Узелок на память: 120.000 слов в словаре - 56.000 А.С. Пушкин - 21.000  ВУЗ - 12.000  5 класс - 4.000

Узелок на память:

120.000 слов

в словаре - 56.000

А.С. Пушкин - 21.000

ВУЗ - 12.000

5 класс - 4.000

Распределительный диктант  с взаимопроверкой словосочетания слова  близкие по значению из рук вон слова  противоположные по смыслу прикусить язык авгиевы конюшни со всех ног спустя рукава

Распределительный диктант с взаимопроверкой

словосочетания

слова

близкие

по значению

из рук вон

слова

противоположные

по смыслу

прикусить язык

авгиевы конюшни

со всех ног

спустя рукава

Распределительный диктант Фразеологизмы Синонимы Из рук вон Антонимы плохо Прикусить язык замолчать хорошо Авгиевы конюшни Со всех ног заговорить грязное место быстро чистое Спустя рукава медленно халатно  плохо засучив рукава хорошо

Распределительный диктант

Фразеологизмы

Синонимы

Из рук вон

Антонимы

плохо

Прикусить язык

замолчать

хорошо

Авгиевы конюшни

Со всех ног

заговорить

грязное место

быстро

чистое

Спустя рукава

медленно

халатно

плохо

засучив рукава хорошо

Узелок на память: И.С.Тургенев употребил  в романе «Отцы и дети» более  160 глаголов говорения

Узелок на память:

И.С.Тургенев употребил

в романе «Отцы и дети» более 160 глаголов говорения

Синтаксический эксперимент 1. Позолотчик сентябрь прикатил с позолотой , засучив рукава, взялся за работу.    2 . Задремали золотые пряди в пышных волосах лесов , притихнувших вдали .    3 . Через пальцы ивняка бежит чутко и пугливо жёлтолистая река   

Синтаксический эксперимент

1. Позолотчик сентябрь прикатил с позолотой , засучив рукава, взялся за работу. 

 

2 . Задремали золотые пряди в пышных волосах лесов , притихнувших вдали .

  

3 . Через пальцы ивняка бежит чутко и пугливо жёлтолистая река 

 

Стилистический эксперимент  Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна , как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела……  А С.Пушкин  Луна – небесное тело, спутник Земли  Ты что, Федя, с луны свалился ?

Стилистический эксперимент

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна , как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела……

А С.Пушкин

Луна – небесное тело, спутник Земли

Ты что, Федя, с луны свалился ?

Узелок на память слово   МУЗЫКА   имеет 280  эпитетов

Узелок на память

слово МУЗЫКА имеет

280

эпитетов

Морфемный эксперимент окказианализмы    Напылили кругом . Накопытели.  И пропали под дьявольский свист.  А теперь вот в лесной обители  Даже слышно, как падает лист.  С. А. Есенин      К тому же … я так оравнодушел ко всему, что мне положительно всё равно, куда ехать, в Харьков, а Париж ли, или в Берлин.  А. П. Чехов

Морфемный эксперимент окказианализмы

  Напылили кругом . Накопытели.

И пропали под дьявольский свист.

А теперь вот в лесной обители

Даже слышно, как падает лист.

С. А. Есенин  

  К тому же … я так оравнодушел ко всему, что мне положительно всё равно, куда ехать, в Харьков, а Париж ли, или в Берлин.

А. П. Чехов

Фонетический эксперимент  1 .  В ечер. В зморье. В здохи в етра.  В елича в ый в озглас в олн.    Б лизко б уря. В б ерег б ьётся   Ч уждый ч арам ч ёрный ч елн.  К. Бальмонт  2 . Л ю бл ю берё зу р у сск ую ,  То светл у ю, то гр у стн ую   А. Прокофьев  А. Прокофьев

Фонетический эксперимент

1 . В ечер. В зморье. В здохи в етра.

В елича в ый в озглас в олн.

Б лизко б уря. В б ерег б ьётся

Ч уждый ч арам ч ёрный ч елн.

К. Бальмонт

2 . Л ю бл ю берё зу р у сск ую ,

То светл у ю, то гр у стн ую

А. Прокофьев

  • А. Прокофьев
ЗВУКОПИСЬ - БЛАГОЗВУЧИЕ  П. Н. Тихонов: «Русский язык многообразен, щедр, богат звукописью , удивителен по тонкости, музыкальности, задушевности »  Вс ю но ч ь шу р ш ало  и шу мело,  Ше птало в темень у х одя,  Текло, с рывало с ь, ше ле с тело  И ч то-то мне с ка з ать х отело  Под  шу м до жд я , под  шу м до жд я .  Вс. Рождественский

ЗВУКОПИСЬ - БЛАГОЗВУЧИЕ

П. Н. Тихонов: «Русский язык многообразен, щедр, богат звукописью , удивителен по тонкости, музыкальности, задушевности »

Вс ю но ч ь шу р ш ало и шу мело,

Ше птало в темень у х одя,

Текло, с рывало с ь, ше ле с тело

И ч то-то мне с ка з ать х отело

Под шу м до жд я , под шу м до жд я .

Вс. Рождественский

Лингвистический эксперимент:  Определите средства выразительности, используемые поэтом, для создания образа: 1 «Рассвет рукой прохлады росно сшибает яблоки зари» 2. «Синь то дремлет, то вздыхает» 3 «Как серёжки, зазвенит девичий смех» 4. «В водах лонных звенящая борозда» 5. «Звонко чахнут тополя»  - эпитеты  - звукопись  - метафора  - олицетворение  - метафорическое сравнение

Лингвистический эксперимент:

Определите средства выразительности, используемые поэтом, для создания образа:

  • 1 «Рассвет рукой прохлады росно сшибает яблоки зари»
  • 2. «Синь то дремлет, то вздыхает»
  • 3 «Как серёжки, зазвенит девичий смех»
  • 4. «В водах лонных звенящая борозда»
  • 5. «Звонко чахнут тополя»

- эпитеты

- звукопись

- метафора

- олицетворение

- метафорическое сравнение

Этап самоконтроля ОТВЕТЫ: 1 метафора 2 олицетворение 3 метафорическое сравнение 4 эпитеты 5 звукопись

Этап самоконтроля

ОТВЕТЫ:

  • 1 метафора
  • 2 олицетворение
  • 3 метафорическое сравнение
  • 4 эпитеты
  • 5 звукопись
Рефлексия Исследование слов проведено?  Гипотеза доказана? Какой вывод?

Рефлексия

  • Исследование слов проведено?
  • Гипотеза доказана?
  • Какой вывод?
 Домашнее задание: Сайт Д. Гущина № 6028500 № 6028513 Учебник стр. 20 ? Упр. № 31, № 32 Таблица троп

Домашнее задание:

Сайт Д. Гущина № 6028500

№ 6028513

Учебник стр. 20 ?

Упр. № 31, № 32

Таблица троп

СПАСИБО ! !! БАЛЛЫ ?

СПАСИБО ! !!

БАЛЛЫ ?