МБОУ «Иртышская средняя общеобразовательная школа»
Черлакского муниципального района Омской области
Учитель русского языка и литературы Дорошенко Н.Н.
2017
творческая л..б..р..тория
Урок – творческая лаборатория
Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение.
А. Блок
ТЕМА:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ЯЗЫКА
ЦЕЛИ:
- Исследовать СЛОВА - языковой материал ;
- Повторить и обобщить сведения о тропах;
- Развивать умения и навыки определять тропы;
- Готовиться к ЕГЭ по заданию № 24 ;
- Формировать навыки культуры речи.
План – маршрут исследования:
Объект Предмет
стихи слово - языковой
проза материал
Лексика
ГИПОТЕЗА:
если есть тропы, то определить и назвать их
ДА НЕТ ВЫВОД
Узелок на память:
120.000 слов
в словаре - 56.000
А.С. Пушкин - 21.000
ВУЗ - 12.000
5 класс - 4.000
Распределительный диктант с взаимопроверкой
словосочетания
слова
близкие
по значению
из рук вон
слова
противоположные
по смыслу
прикусить язык
авгиевы конюшни
со всех ног
спустя рукава
Распределительный диктант
Фразеологизмы
Синонимы
Из рук вон
Антонимы
плохо
Прикусить язык
замолчать
хорошо
Авгиевы конюшни
Со всех ног
заговорить
грязное место
быстро
чистое
Спустя рукава
медленно
халатно
плохо
засучив рукава хорошо
Узелок на память:
И.С.Тургенев употребил
в романе «Отцы и дети» более 160 глаголов говорения
Синтаксический эксперимент
1. Позолотчик сентябрь прикатил с позолотой , засучив рукава, взялся за работу.
2 . Задремали золотые пряди в пышных волосах лесов , притихнувших вдали .
3 . Через пальцы ивняка бежит чутко и пугливо жёлтолистая река
Стилистический эксперимент
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна , как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела……
А С.Пушкин
Луна – небесное тело, спутник Земли
Ты что, Федя, с луны свалился ?
Узелок на память
слово МУЗЫКА имеет
280
эпитетов
Морфемный эксперимент окказианализмы
Напылили кругом . Накопытели.
И пропали под дьявольский свист.
А теперь вот в лесной обители
Даже слышно, как падает лист.
С. А. Есенин
К тому же … я так оравнодушел ко всему, что мне положительно всё равно, куда ехать, в Харьков, а Париж ли, или в Берлин.
А. П. Чехов
Фонетический эксперимент
1 . В ечер. В зморье. В здохи в етра.
В елича в ый в озглас в олн.
Б лизко б уря. В б ерег б ьётся
Ч уждый ч арам ч ёрный ч елн.
К. Бальмонт
2 . Л ю бл ю берё зу р у сск ую ,
То светл у ю, то гр у стн ую
А. Прокофьев
ЗВУКОПИСЬ - БЛАГОЗВУЧИЕ
П. Н. Тихонов: «Русский язык многообразен, щедр, богат звукописью , удивителен по тонкости, музыкальности, задушевности »
Вс ю но ч ь шу р ш ало и шу мело,
Ше птало в темень у х одя,
Текло, с рывало с ь, ше ле с тело
И ч то-то мне с ка з ать х отело
Под шу м до жд я , под шу м до жд я .
Вс. Рождественский
Лингвистический эксперимент:
Определите средства выразительности, используемые поэтом, для создания образа:
- 1 «Рассвет рукой прохлады росно сшибает яблоки зари»
- 2. «Синь то дремлет, то вздыхает»
- 3 «Как серёжки, зазвенит девичий смех»
- 4. «В водах лонных звенящая борозда»
- 5. «Звонко чахнут тополя»
- эпитеты
- звукопись
- метафора
- олицетворение
- метафорическое сравнение
Этап самоконтроля
ОТВЕТЫ:
- 1 метафора
- 2 олицетворение
- 3 метафорическое сравнение
- 4 эпитеты
- 5 звукопись
Рефлексия
- Исследование слов проведено?
- Гипотеза доказана?
Домашнее задание:
Сайт Д. Гущина № 6028500
№ 6028513
Учебник стр. 20 ?
Упр. № 31, № 32
Таблица троп
СПАСИБО ! !!
БАЛЛЫ ?