СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Зона смешанных лесов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: « Зона смешанных лесов»

Урок окружающего мира в 4-м классе

Цель: 1.Сформировать у учащихся представление о лесной зоне;

   2.Познакомить с растительным животным миром; 

I. Мотивация к учебной деятельности

Прозвенел звонок Начинаем мы урок Слушаем и рассуждаем Ни минуты не теряем!

Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

 

II . Оргмомент

 -Садитесь  поудобнее.

-Закройте глаза, прислушайтесь.!

 «Музыка леса»

III. Определение темы и постановка учебной проблемы

-Что вы слышите?

-Где можно слышать эти звуки?

-Мы продолжаем изучать природные зоны на территории  России.

- сегодня мы познакомимся ещё с одной лесной зоной России.

-Давайте попробуем сформулировать тему урока.

- У вас на партах лежат конверты с заданием.

Назовите правильно тему нашего урока.

(лес, и, зона, смешанные , широколиственные)

- Правильно ! Сегодня речь пойдет о смешанных и широколиственных лесах.

- Почему лес называют смешанным?

Демонстрация веток деревьев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

(смеш.лес)

IV. Актуализация знаний.

-О какой природной зоне мы говорили на прошлом уроке?(тайга)

-Покажите природную зону тайги  на карте природных зон.

- Каким цветом обозначена тайга на карте?

-Что вы знаете о тайге?

-Какой климат?

-Какие растения растут в тайге?

-Какие животные обитают в тайге?

 

 

 

 

 (гербарий с хвойными растениями)

 

 

V. Открытие новых знаний

Сегодня мы продолжаем работать над  изучением  лесной зоны.

-Её можно разделить на  подзоны.

Зона лесов

I                         I                          I

Тайга       смеш.леса          широк.леса

-Что мы должны знать о природной зоне?

1) Климат и расположение.

2) Растительный мир.

3) Животный мир.

- Сегодня мы с вами побудем исследователями.

- Для этого мы сейчас разделимся на три  группы.

1-географы (расположение и климат, почвы)

2-ботаники (растения, как располагаются)

3-зоологи (животный мир)

- А поможет нам в этом наш учебник.

-Открываем учебники.с.26-29

1) Географы

(показать на карте место расположения зоны, каким цветом она обозначена)

-Климат здесь умеренный .  В этой зоне  теплое лето и долгая холодная зима.

Почвы здесь  дерново-подзолистые, подзолистые  серые лесные.

-Работаем с контурными картами. Давайте  закрасим зону смешанных и широколиственных лесов. Каким цветом будем закрашивать ?(светло-зеленым )

 

 

 

 

 

 

 Слайд2

(таблица)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Работа в группах

 (работа с уч.)

с.26-29

 

Слайд3

(карта и климат)

 

 

 

 

Работа с контурными картами

VI.  физкультминутка

Если я называю деревья , то поднимаем руки вверх.

-Кустарники- на пояс.

-Травы – присядем.

(берёза, малина,  Иван-да-марья,  дуб, калина ,иван-чай, ель, шиповник)

 

VII. Продолжение работы над новым материалом

- А теперь послушаем ботаников.

- -Они исследовали растительный мир.

2) Ботаники (растительность зоны)

- Действительно растения располагаются ярусами .самый высокий – деревья, кустарники, травы и последний мхи , лишайники.

- Какие растения встречаются в лесной зоне кроме этих.?

 

-Работа в парах- распределить  растения  по лесным зонам.

 -Проверим ,что у вас получилось.

 

3) Зоологи  исследовали  животный мир .

А теперь послушаем их.

-Какие животные населяют зону смешанных и широколиственных лесов?

- На какие  группы по питанию можно их  разделить?

(травоядные, хищники, зерноядные – мелкие  грызуны)

- Почему зона лесов так густо населена различными животными?(благоприятные условия, много корма)

-Объясните фразу «Лес – это жилой дом для живых организмов?» Всё в лесу взаимосвязано. Растения служат животным в качестве пищи и защиты. В ответ звери и птицы распространяют растения.

 

Поработаем  в группах – составить цепь питания.

-Посмотрите , какую  цепь питания    составила я.

Сообщение

-Р., а в какой природной зоне живем мы с вами?

-Кто может показать на карте?

(находят на карте Н.Новгород)

- По этому вопросу ответит Т. Бурдина.

(На территории Нижегородской области встречаются три природные зоны: тайга, широколиственные и смешанные леса,  и лесостепи. Зоны сменяют друг друга с севера на юг области. И так, северная часть Нижегородской области  относится к зоне тайги .Далее зона тайги постепенно переходит  в зону смешанных и широколиственных лесов , южная часть области находится в зоне лесостепей.

Среди ученых идет спор  о проведении границ между природными зонами Нижегородской области до сих пор.)

 

-Наш район находится в зоне  лесостепей.

 Слайд 4

(растения)

Гербарий с растениями

 

В какой зоне могут расти эти деревья.

(дуб,липа,клён)

 

 

Работа по карточкам

( соединить зоны и растения)

 

 

 

 

Слайд 5

(животные)

 

 

 

Слайд 6

( цепь питания)

 

 

 

 

 

Слайд 7(карта Нижегородской области)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Значение леса для человека

-- Послушайте стихотворение и подумайте , о чем говорится  в нём?

- Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться –

И видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность он шумит.

(В стихотворении говорится о значении леса для человека)

Подумайте, какое значение имеет лес  для человека?

Значение леса.

1. Место отдыха.

2. Аптека.

3. Источник чистой воды и пищи.

4. Источник древесины.

5. Источник топлива.

6. Дом для растений, животных, грибов.

7. Защитник воздуха, водоёмов, почв.

 

-Что мы должны знать, когда отправляемся в лес?

-Читают правила поведения в стихах.

 Посмотрите на карту. Какую часть  территории России занимает лесная зона?

-Нашу страну называют великой лесной державой.

-Так давайте относиться  к природе бережно с любовью!

«Какое великое счастье быть в лесу и общаться с природой- писал не раз в своем дневнике Л.Н.Толстой.»

 

Об отношении к лесу хочется сказать словами пословицы.

 

- Чтобы сохранить богатство лесных просторов люди создали заповедники

(заповедники  России: Баргузинский, Приокско-Террасный, Волжско-Камский  заповедники, национальный парк Нижняя Кама)

- Что такое заповедники?

(Животные и растения, взятые под охрану)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд8

(правила поведения)

Экологическая проблема

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

(пословицы)

 

 

 

Слайд 10

(заповедники)

IX. Рефлексия учебной деятельности.

 

- Молодцы! Очень хорошо работали.

У вас лежат  оценочные листы. Оцените свою работу.

Критерии

Оценка  (1-5 баллов)

Готовность к уроку

 

 

Активность на уроке

 

 

Личный вклад в работу группы

 

 

 

Х. Домашнее задание.

 Подготовить  сообщении  я о заповедниках  зоны смешанных  и  широколиственных  лесов.

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!