СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приёмы и методы активизации учащихся в разнообразной музыкальной деятельности».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы обучения как пути достижения цели представляют собой систему действий учителя, которые направлены на организацию деятельности учащихся в усвоении содержания обучения. Методы музыкального обучения можно рассматривать как способы организации усвоения предмета, отвечающие целям и задачам учебного процесса . Новая программа по музыке с ее тематическим содержанием объединила все формы и виды музыкальной деятельности на уроке. Все они способствуют творческой активности учащихся в музыкальной деятельности.

Просмотр содержимого документа
««Приёмы и методы активизации учащихся в разнообразной музыкальной деятельности».»

«Приёмы и методы активизации учащихся в разнообразной музыкальной деятельности».

Методы обучения как пути достижения цели представляют собой систему действий учителя, которые направлены на организацию деятельности учащихся в усвоении содержания обучения. Методы музыкального обучения можно рассматривать как способы организации усвоения предмета, отвечающие целям и задачам учебного процесса . Новая программа по музыке с ее тематическим содержанием объединила все формы и виды музыкальной деятельности на уроке. Все они способствуют творческой активности учащихся в музыкальной деятельности.

Метод, который направлен на организацию усвоения содержания обучения, в основе которого лежит обобщенное знание о музыке, условно называют методом музыкального обобщения. Его необходимо рассматривать не только как метод организации, но и как стимулирование процесса обучения. Ведь его применение помогает школьникам убедиться в своих возможностях познать музыку. А это способствует воспитанию интереса к искусству.

Содержание новой программы представляет собой систему взаимосвязанных между собой тем. Ни одна из них не может рассматриваться отдельно от других. Метод обобщения помогает устанавливать целостное представление о музыкальном искусстве. Этот метод, разработанный Д.П.Кабалевским, называют методом забегания вперед и возвращения к пройденному.

Исследуя развитие методов активизации в педагогике и музыке обнаружила, что метод обобщения применяют не только в музыкальном воспитании, но и в педагогике. Итак, методы двух дисциплин тесно связаны между собой.

1. Применение метода преемственности и последовательности в процессе обучения детей музыке.

Метод преемственности и последовательности в процессе обучения детей музыке заключается в постепенном переходе усвоения информации от известного к не известному, от общего к конкретному.

Музыкальное воспитание должно составлять единую, целостную систему. В переходный период от детского сада до школы эта система не должна прерываться, методы и формы музыкального развития детей должны меняться плавно, а не скачкообразно. Повторяемость произведений полезна детям , поскольку они прочнее закрепляют определенные навыки, а также имеют возможность на известном материале подробнее и ярче воспроизвести музыкальный смысл этих произведений.

Наиболее эффективными видами музыкальной деятельности детей младшего школьного возраста являются пение, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах, движение под музыку и музыкальное творчество. Научные исследования и педагогическая практика убеждают, что все эти виды музыкальной деятельности в разной степени доступны детям. Современная программа по дошкольному воспитанию уделяет внимание каждому виду. Так как и большое внимание уделяют современной программе по музыке для начальных классов, где и применяют метод преемственности и последовательности в процессе обучения детей музыке.

Рассмотрение тем начальных классов представляет направленность на раскрытие специфики музыкального искусства, особенностей его функционирования в обществе. Каждая тема последовательно, от урока до урока, углубляется и развивается. Критерием успешности обучения становится то, насколько ученики почувствовали и поняли главную тему. Подчинение материала урока его основной теме дает возможность учителю свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими качествами. Свободное маневрирование об ориентации на тематический компас дает учителю возможность согласовать материал программы с конкретными условиями работы, уровнем развития учеников, своими возможностями.

Взаимосвязь между темами четвертей делает возможным обогащение впечатлений учащихся систематизирует полученные знания, развивает музыкальные способности. Внутренняя преемственность устанавливается также между всеми годами обучения. Например, при раскрытии тем 1-го класса "Какие чувства передает музыка", "О чем рассказывает музыка", "Как рассказывает музыка" ученики "забегают" к теме "Три типа музыки--песня, танец, марш", слушая и исполняя произведения этих жанров. В свою очередь тема "Три типа музыки-песня, танец, марш" тесно связана с темами "куда ведут нас песня, танец, марш" и "песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, марш" (2-й класс). Хотя тема "интонация" изучается в 3-м классе, ученики косвенно обращаются к ней при рассмотрении тем " как рассказывает музыка?"(1-й класс), "О чем говорит музыка?"и" что такое музыкальный язык?"(2-й класс). Тема "Музыка моего народа"(4-й класс) в значительной степени является собирательным, поскольку она присутствует в материале всех четвертей предыдущих классов. Такая взаимосвязь тем четвертей всех классов обеспечивает непрерывность развития музыкальной культуры учащихся.

В школьных программах предпочтение справедливо отдается пению и слушанию музыки. Такие же формы музыкальной деятельности, как игра на детских инструментах, движения под музыку, к которым дети прибегают каждое утро, выполняют зарядку под музыкальный аккомпанемент радио или телевидение, и которые эффективно способствуют музыкально - эстетическому воспитанию, не отражены в программах общеобразовательной школы. Но наряду с пением и слушанием музыки искренним признанием детей пользуются игра на музыкальных инструментах, танцы, игры под музыку, - они создают благоприятные условия для развития творческих способностей и музыкального мышления детей.

Возможность проявить себя в музыкальной деятельности создает атмосферу радости, увлеченности и закладывает прочный фундамент музыкальности ребенка.

2. Межпредметные связи - одно из средств творческой активности учащихся в разнообразной музыкальной деятельности.

Неотъемлемую составную часть всего учебно - воспитательного процесса в школе составляют межпредметные связи.

Так в 1классе особое внимание при разучивании музыкальных произведений необходимо обращать на словарную работу. Ведь ученики получают разнообразную информацию и случается, что много слов, терминов, выражений не понимают. Каждый раз после показа новой песни, следует подробно выяснять с учащимися значение слов. Такая проработка текста произведения помогает детям быстрее его запоминать, глубже понимать смысл; пение становится более эмоциональным, выразительным. В этом случае в системе музыкальных понятий играет важную роль межпредметная связь по дисциплине "чтение и письмо".

Для примера: в "Песне о школе" осмысливаем слова: "самый светлый край у нас, самая светлая школа."- Дети должны понять, что главное здесь - не только свет в школах, а светлый, мажорный настрой, который там царит, счастливое и радостное детство детворы. Следует разобрать и объяснить некоторые слова и выражения в шутливой песни "Почему медведь зимой спит " Л.Книппера, которая изучается во 1 классе:

Подняла лисица крик

Зашумел темный лес.

Здесь можно сказать так: от шума, который подняла лисица, даже темный лес проснулся и недовольно зашумел; или:

На сосне веселый дятел

Белке домик конопатил.

Порой дети не понимают слова "конопатил" и удивляются, узнав, что оно означает - шпаклевал, то есть заделывал щели, сквозь которые дует ветер.

По программе по музыке в каждом классе изучаются песни обрядового цикла. Разучивая их, необходимо рассказать детям о назначении этих песен, их роль в жизни, а именно труда людей.

Итак, перед разучиванием каждой из песен необходимо проводить с детьми беседу: какое он имеет направления, которые он вызывает чувство.

По изучению музыкальной грамоты, то здесь стоит объяснять материал на конкретных примерах, прибегая к сопоставлению и сравнений, в доступной детям форме.

Во время чтения или пересказывания рассказов, после знаков препинания необходимо останавливаться, чтобы не только набрать воздуха в легкие, а и для того чтобы лучше передать и понять смысл прочитанного. В музыке в определенных местах тоже есть остановки - перерывы, которые называются паузами. Таким образом первоклассники лучше запоминают неизвестное им слово пауза и ее значение в музыкальных произведениях.

Чтобы ученики имели конкретное представление о длительности нот, во 2 классе примером послужит получение и сравнение частей по математике. Рисуем 3 одинаковых прямоугольника, делим половину ноту и второй - на четыре части и рядом - четвертную ноту; третий - на восемь частей рядом - восьмую ноту.

Так ученики получают наглядное представление о соотношении длительности.

Важную роль в воспитании детей играет слушание музыки.

В начальной школе слушают гимн России. Представление этого произведения способствует развитию у детей чувства патриотизма, любви к родной России.

Слушая произведение «Птичка» и «Медведь" , вспоминается с детьми, каких птиц и животных они знают, какие из них проживают в их местности.

Музыка очень тесно связана с изобразительным искусством. На закрепление песни или прослушанного произведения ставится домашнее задание нарисовать то, о чем говорится в музыкальном произведения ставится домашнее задание нарисовать то, о чем говорится в музыкальном произведении. Из этих рисунков учитель в классе делает выставку на данную тематику под названием "Как мы видим музыку?"

Но не следует увлекаться чрезмерно межпредметными связями. На уроке музыки должно доминировать пение и слушание произведений (в зависимости от темы урока).

Применение межпредметных связей способствует расширению кругозора, формированию умений и навыков самостоятельного мышления, развития представления.

3. Музицирование - необходимый этап формирования активной музыкальной деятельности.

Одним из важных средств самостоятельной творческой деятельности есть музицирование на детских инструментах. Так одни дети играют на металофонах, маракасах, колокольчикахи других инструментах, а другие – исполняют песенки. Ученики музицируют на детских инструментах, импровизируя различные ритмы, музыкальные обороты; они воспроизводят воспринятое, подбирают разученные мелодии, ритмичное сопровождение к исполняемым песням.

Первый период развития самостоятельной музыкально-ритмической деятельности определяется в пяти этапах, связанных в логической последовательности с учетом соответствующих дидактических принципов и методов. Ритмичное сопровождение, организованное на слуховом контроле, что имеет место в работе с детьми в до нотный период, не только дает возможность учителю привлекать младших школьников к активной деятельности, но и способствует развитию чувства музыкального времени – «переживание» изменяемых длительностей, ровного темпа и метрической пульсации.

В 1 этапе занятий по формированию чувств ритма у детей целесообразнее проводить как ритмичные игры, которые бы имели конкретную цель и четкую связь. Так, повторение на слух ритма, предлагаемого учителем или учениками, ритмичная игра "Вопрос – ответ"; окончание ритмических фраз, специально оборванных учителем на слабых долях такта.

Во 2 этапе – навыки воспроизведения ритмического текста желательно осуществлять на логически – законченных ритмических мотивах, поскольку такие занятия на элементарных ударных инструментах через слухо-зрительный контроль создает дополнительную опору закрепление слухо-ритмического воображения и ускоряет музыкальное развитие детей.

Перенос графического изображения ритмических структур на элементарные инструменты, что происходит в 3 этапе, и в то же время самоконтроль за качеством выполнения является существенным фактором развития самостоятельной музыкальной деятельности.

Он стимулирует развитие музыкально-слуховых способностей учащихся, помогает им сосредоточиться, без чего трудно научить детей следить за музыкальными мотивами и нотной записью. Поскольку младшим школьникам воспроизведение на ударных инструментах нотного текста дается трудно, на начальном этапе можно делать вид к воспроизведению ритмических рисунков с предметно-графическими партитурами. Принципы количественного соотношения рисунков и воспроизведения длительности (четвертных, восьмых) остается тот же:

В 4 этапе это обеспечивает функцию плавного перехода зрительного восприятия от художественно изображенной партитуры к обще принятой нотной: Если в первой фазе двигательную реакцию вызвал ритм, воспроизводимый на слух, то в четвертой-это фиксированная на плакате графическая запись.

5 этапе развития самостоятельной музыкальной деятельности предполагает ритмическое сопровождение по нотной записи.

Внедрение этапно-фазовой последовательности использования на уроке музыки ритмических и звуковысотных инструментов делает возможным органическое сочетание теоретических знаний учащихся с музыкально-практической деятельностью, повышая качество уроков музыки.

В процессе музицирования дети учатся элементам музыкальной грамоты, в них развивается слух (звуковысотный, ритмичный, тембровый, динамичный, творческие музыкально-сенсорные способности.)

4. Активизация восприятия музыки – важный фактор развития музыкальных способностей и творческой активности учащихся.

На современном этапе в связи с развитием и распространением средств массовой коммуникации, восприятие музыки стало важной формой удовлетворения духовных запросов школьников. Ведь музыка сегодня очень распространена, фактически духовное развитие молодежи происходит под непосредственным ее воздействием.

Младший школьный возраст – это период накопление эстетической информации, появления первых навыков эстетической культуры восприятия и деятельности.

Восприятие музыки нашими воспитанниками, как и другие виды музыкальной деятельности, охватывает широкий круг понятий (познания, созидания, преобразования, воспроизведения, оценивания, общения).

Важными условиями развития восприятия считают такие:

слушание высокохудожественных музыкальных произведений;

многократное их прослушивание с последующим анализом – от выявления общего характера к осознанию музыкальных средств выразительности;

постановка вопросов, обостряющих и направляющих слуховое внимание, акты узнавания,

сравнение и сопоставление музыкальных произведений и формирование системы ключевых знаний в области музыкального искусства;

соотношение на основе этих знаний социального опыта, заложенного в музыкальном произведении, с индивидуальным опытом учащихся;

соотношение обобщенных знаний детей с музыкальными умениями и навыками.

Необходимо поддерживать активность учащихся во время слушания музыки. До недавнего времени этот вид музыкальной деятельности считался пассивным. Для того, чтобы дети были активны во время слушания необходимо создать проблемную ситуацию: предложить детям вслушаться в музыку и попробовать определить ее характер, о чем она рассказывает, какие мысли и чувства вызывает, с помощью каких средств музыкальной выразительности. Целесообразно практиковать коллективные ответы за дирижерским жестом учителя, если они несложные, однословные (жанр произведения, его характер). Это экономит время и нравится детям.

Прежде чем приучать детей слушать музыку в исполнении симфонического оркестра, нужно продемонстрировать им вблизи скрипку, виолончель, флейту, трубу, фагот, показать их звучание, рассказать о каждом из них. Это возбуждает у детей интерес. Им и самим хочется послушать симфонический оркестр, попробовать отличить звучание инструментов. Поэтому целесообразно проводить экскурсии в филармонию, театр оперы и балета, чтобы послушать концерты, выступления мастеров художественной самодеятельности. Чтобы развивать эстетическое чувство детей следует не терять возможности непосредственного общения с природой, а особенно слушание голосов птиц, узнавание их, понимание.