Выполнила: учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 18
Коцюбинская И.А.
Приёмы смыслового чтения: чтение с остановками
Анатолий Алексин «Самый счастливый день»
Сегодня мы с Вами читаем рассказ Анатолия Алексина «Самый счастливый день». Как вы думаете, о чем может быть рассказ с таким названием? (Ответы ребят).
Учительница Валентина Георгиевна сказала:
- Завтра наступают зимние каникулы. Я не сомневаюсь, что каждый ваш день будет очень счастливым. Вас ждут выставки и музеи! Но будет и какой-нибудь самый счастливый день. Я в этом не сомневаюсь! Вот о нем напишите домашнее сочинение. Лучшую работу я прочту вслух, всему классу! Итак, "Мой самый счастливый день"!
Я заметил: Валентина Георгиевна любит, чтобы мы в сочинениях обязательно писали о чем-нибудь самом: "Мой самый надежный друг", "Моя самая любимая книга", "Мой самый счастливый день".
А в ночь под Новый год мама с папой поссорились. Я не знаю из-за чего, потому что Новый год они встречали где-то у знакомых и вернулись домой очень поздно. А утром не разговаривали друг с другом... Это хуже всего! Уж лучше бы пошумели, поспорили и помирились. А то ходят как-то особенно спокойно и разговаривают со мной как-то особенно тихо, будто ничего не случилось. Но я-то в таких случаях всегда чувствую: что-то случилось. А когда кончится то, что случилось, не поймешь. Они же друг с другом не разговаривают! Как во время болезни... Если вдруг поднимается температура, даже до сорока - это не так уж страшно: ее можно сбить лекарствами. И вообще, мне кажется, чем выше температура, тем легче бывает определить болезнь. И вылечить... А вот когда однажды врач посмотрел на меня как-то очень задумчиво и сказал маме: "Температура-то у него нормальная...", мне сразу стало не по себе.
В общем, в первый день зимних каникул у нас дома было так спокойно и тихо, что мне расхотелось идти на елку.
Остановка первая:
Что вы узнали о герое рассказа?
Время, когда происходит действие?
Что мы узнали об обстоятельствах, описанных в рассказе?
Когда мама и папа ссорятся, я всегда очень переживаю. Хотя именно в эти дни я мог бы добиться от них всего, что угодно! Стоило мне, к примеру, отказаться от елки, как папа сразу же предложил мне пойти в планетарий. А мама сказала, что с удовольствием пошла бы со мной на каток. Они всегда в таких случаях старались изо всех сил доказать, что их ссора никак не отразится на моем жизненном уровне. И что она вообще никакого отношения ко мне не имеет...
Остановка вторая:
Какое настроение у мальчика?
Шантажирует ли он родителей?
Как вы думаете, а он будет поступать в своё удовольствие?
Как вы думаете, чем закончится рассказ?
А что будет после?
Но я очень переживал. Особенно мне стало грустно, когда за завтраком папа спросил меня:
- Не забыл ли ты поздравить маму с Новым годом?
А потом мама, не глядя в папину сторону, сказала:
- Принеси отцу газету. Я слышала: ее только что опустили в ящик.
Она называла папу "отцом" только в редчайших случаях. Это во-первых. А во-вторых, каждый из них опять убеждал меня: "Что бы там между нами ни произошло, это касается только нас!" Но на самом деле это касалось и меня тоже. Даже очень касалось! И я отказался от планетария. И на каток не пошел... "Пусть лучше не разлучаются. Не разъезжаются в разные стороны! - решил я, - Может быть, к вечеру все пройдет". Но они так и не сказали друг другу ни слова!
Остановка третья:
Какие слова – главные в этом отрывке?
Как себя чувствует мальчик, когда мама и папа общаются через него?
Касается ли их ссора сына?
Как он себя повёл?
Что подумал?
Если бы бабушка пришла к нам, мама и папа, я думаю, помирились бы: они не любили огорчать ее. Но бабушка уехала на десять дней в другой город, к одной из своих "школьных подруг".Она почему-то всегда ездила к этой подруге в дни каникул, будто они обе до сих пор были школьницами и в другое время никак встретиться не могли. Я старался не выпускать своих родителей из поля зрения ни на минуту. Как только они возвращались с работы, я сразу же обращался к ним с такими просьбами, которые заставляли их обоих быть дома и даже в одной комнате. А просьбы мои они выполняли беспрекословно. Они в этом прямо-таки соревновались друг с другом! И все время как бы тайком, незаметно поглаживали меня по голове. "Жалеют, сочувствуют...- думал я, - значит, происходит что-то серьезное!"
Учительница Валентина Георгиевна была уверена, что каждый день моих зимних каникул будет очень счастливым. Она сказала: "Я в этом не сомневаюсь!" Но прошло целых пять дней, а счастья все не было."Отвыкнут разговаривать друг с другом", - рассуждал я.
Остановка четвёртая:
Как бабушка относится к внуку? Почему она ездит к подруге в каникулы?
Почему мама и папа тайком гладят мальчика по голове? Соревнуются, как бы друг с другом?
Меняется ли ваше отношение к родителям мальчика, к нему самому?
А потом... Мне стало страшно. И я твердо решил помирить маму с напой. Действовать надо было быстро, решительно. Но как? Я где-то читал или даже слышал по радио, что радость и горе объединяют людей. Конечно, доставить радость труднее, чем горе. Чтобы обрадовать человека, сделать его счастливым, надо потрудиться, поискать, постараться. А испортить настроение легче всего! Но не хочется... И я решил начать с радости.
Если бы я ходил в школу, то сделал бы невозможное: получил бы четверку по геометрии. Математичка говорит, что у меня нет никакого "пространственного представления", и даже написала об этом в письме, адресованном папе. А я вдруг приношу четверку! Мама с папой целуют меня, а потом и сами целуются...
Но это были мечты: никто еще не получал отметок во время каникул! Какую же радость можно было доставить родителям в эти Дни? Я решил произвести дома уборку. Я долго возился с тряпками и со щетками. Но беда была в том, что мама накануне Нового года сама целый день убиралась. А когда моешь уже вымытый пол и вытираешь тряпкой шкаф, на котором нет пыли, никто потом не замечает твоей работы. Мои родители, вернувшись вечером, обратили внимание не на то, что пол был весь чистый, а на то, что я был весь грязный.
- Делал уборку! - сообщил я.
- Очень хорошо, что ты стараешься помочь маме, - сказал папа, не глядя в мамину сторону.
Мама поцеловала меня и погладила по голове, как какого-нибудь круглого сироту.
На следующий день я, хоть были каникулы, поднялся в семь утра, включил радио и стал делать гимнастику и обтирание, чего раньше не делал почти ни разу. Я топал по квартире, громко дышал и брызгался.
- Отцу тоже не мешало бы этим заняться, - сказала мама, не глядя на папу.
А папа погладил меня по шее... Я чуть не расплакался. Одним словом, радость не объединяла их. Не примиряла... Они радовались как-то порознь, в одиночку.
Остановка пятая:
Чем мальчик решает помирить родителей?
Что для этого делает?
Сработало?
И тогда я пошел на крайность: я решил объединить их при помощи горя!
Конечно, лучше, всего было бы заболеть. Я готов был все каникулы пролежать в постели, метаться в бреду и глотать любые лекарства, лишь бы мои родители вновь заговорили друг с другом. И все было бы снова, как прежде... Да, конечно, лучше всего было бы сделать вид, что я заболел - тяжело, почти неизлечимо. Но, к сожалению, на свете существовали градусники и врачи. Оставалось только исчезнуть из дому, временно потеряться. В тот же день вечером я сказал: "Пойду к Могиле. По важному делу!". Могила - это прозвище моего приятеля Женьки. О чем бы Женька ни говорил, он всегда начинал так: "Дай слово, что никому не расскажешь!" Я давал. "Могила?" - "Могила!" - отвечал я. И что бы я ни рассказывал Женьке, он всегда уверял: "Никогда! Никому! Я - могила!" Он так долго всех в этом уверял, что его и прозвали Могилой.
В тот вечер мне нужен был человек, который умел хранить тайны!
- Ты надолго? - спросил папа.
- Нет. Минут на двадцать. Не больше! - ответил я. И крепко поцеловал папу. Потом я поцеловал маму так, будто отправлялся на фронт или на Северный полюс. Мама и папа переглянулись. Горе еще не пришло к ним. Пока была лишь тревога. Но они уже чуть-чуть сблизились. Я это почувствовал. И пошел к Женьке. Когда я пришел к нему, вид у меня был такой, что он спросил:
- Ты убежал из дому?
- Да...
- Правильно! Давно пора! Можешь не волноваться: никто не узнает. Могила!
Остановка шестая:
Как выражается тревога у мамы и папы?
Почему тревога?
Как мальчик почувствовал это?
Женька понятия ни о чем не имел, но он очень любил, чтобы убегали, прятались и скрывались.
- Каждые пять минут ты будешь звонить моим родителям и говорить, что очень ждешь меня, а я еще не пришел... Понимаешь? Пока не почувствуешь, что они от волнения сходят с ума. Не в буквальном смысле, конечно...
- А зачем это? А?! Я - никому! Никогда! Могила!.. Ты знаешь...
Но разве я мог рассказать об этом даже Могиле?
Женька начал звонить. Подходили то мама, то папа - в зависимости от того, кто из них оказывался в коридоре, где на столике стоял наш телефон.
Но после пятого Женькиного звонка мама и папа уже не уходили из коридора.
А потом они сами стали звонить...
- Он еще не пришел? - спрашивала мама.
- Не может быть! Значит, что-то случилось...
Я тоже волнуюсь, - отвечал Женька, - Мы должны были встретиться по важному делу! Но, может быть, он все-таки жив?..
- По какому делу?
- Это секрет! Не могу сказать. Я поклялся. Но он очень спешил ко мне... Что-то случилось!
- Ты не пережимай, - предупредил я Могилу.
- У мамы голос дрожит?
- Дрожит.
- Очень дрожит?
- Пока что не очень. Но задрожит в полную силу! Можешь не сомневаться. Уж я-то...
- Ни в коем случае!
Мне было жалко маму и папу. Особенно маму... Папы в таких случаях бывают как-то спокойнее. Я давно это заметил. А мама... Но я действовал ради высокой цели! Я спасал нашу семью. И нужно было переступить через жалость!
Остановка седьмая:
Почему у мамы задрожал голос?
Почему папа выглядит более спокойным?
А можно ли ради высокой цели – спасения семьи – действовать так. Как мальчик?
Меня хватило на час.
- Что она сказала? - спросил я у Женьки после очередного маминого звонка.
- "Мы сходим с ума"! - радостно сообщил Женька. Он был в восторге.
- Она сказала: "Мы сходим..."? Именно - мы? Ты это точно запомнил?
- Умереть мне на этом месте! Но надо их еще немного помучить, - сказал Женька, - Пусть позвонят в милицию, в морг...
- Ни за что!
Я помчался домой!.. Дверь я открыл своим ключом тихо, почти бесшумно. Я на цыпочках вошел в коридор. Папа и мама сидели по обе стороны телефона, бледные, измученные. И глядели друг другу в глаза... Они страдали вместе, вдвоем. Это было прекрасно!
Вдруг они вскочили... Стали целовать и обнимать меня, а потом друг друга. Это и был самый счастливый день моих зимних каникул.
От сердца у меня отлегло, и назавтра я сел за домашнее сочинение. Я написал, что самым счастливым днем был тот, когда я ходил в Третьяковскую галерею.
Хоть на самом деле я был там полтора года назад.
Вопросы после завершения чтения:
Почему мама и папа были бледные и измученные?
Они страдали вместе, вдвоём?
Для кого это был самый счастливый день?
Почему мальчик об этом не написал?
Понравился ли вам рассказ?
Так о чём же он?
Мысли для обсуждения:
Легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются. Александр Дюма-отец
Добраться до мечты — значит пройти тест на выносливость. Эльчин Сафарли
Мечты — это краеугольные камни нашего характера. Генри Торо
Чтобы привести в движение все свои силы, человеку нужно поместить впереди себя какую-нибудь благородную цель, способную его воодушевить. Жозеф Эрнест Ренан