Применение активных методов в обучении, как способ достижения планируемых результатов на уроках начальной школы
В последние годы в нашем обществе созрело чёткое понимание главной роли образования в развитии всех составляющих нашей жизни. Безусловно, образование должно быть качественным и эффективным. Об этом говорится в обновленном ФГОС, где чётко расставлены приоритеты общего среднего образования. Целями, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей.
Я считаю, что естественная активная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. В игровой деятельности происходит изменение позиции ученика. Из пассивного слушателя ученик превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.
Опираясь на то, что обучение должно быть построено как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания, я использую технологию активных методов обучения.
Эта технология даёт мне инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию на уроке и во внеурочное время.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Наши дети смогут получить прочные знания только тогда, когда сами будут активными участниками образовательного процесса. Это подтверждают исследования немецких ученых. Они считают, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Современная жизнь предъявляет высокие требования к интеллектуальному и социальному развитию личности. Однако существует опасность психологической перегрузки детей, которые обязаны усвоить большой объем информации. И только через активные методы обучения они способны к активному усвоению знаний без ущерба своему здоровью. Поэтому актуальность темы не вызывает сомнений. Эта общественная проблема является одной из важнейших в педагогике. Практика показала, что большинство дошкольников, отправляясь в 1 класс, имеет большое желание учиться. Но за годы обучения в школе интерес к учёбе постепенно угасает. Чтобы занятия не стали пыткой, скучным времяпровождением, нужно учебный процесс организовать таким образом, чтобы учение было в радость. Поэтому в современной школе просто необходимо внедрение активных методов и форм обучения, позволяющих осуществлять системно - деятельностный подход, в результате которого развиваются личностные качества учащихся, их метапредметные и предметные умения.
Я считаю, что именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся. Поэтому использование разнообразных активных методов обучения – один из важнейших путей в решении данной проблемы. А для того, чтобы дети смогли проявить свои способности и таланты, нужно умное и умелое руководство взрослых.
В кабинете, в котором я работаю, созданы все условия, необходимые для развития познавательной деятельности учащихся. Имеются интерактивная доска и проектор, наглядные и демонстрационные пособия, дидактический материал, методическая и справочная литература. Изучив материалы по данной теме, я собрала целую копилку активных методов обучения. Я изучила все их тонкости и особенности своего класса. Методом проб и ошибок нашла новые интересные формы работы с детьми. Благодаря этому, получаю хорошие результаты. Мне эта деятельность нравится, а мои ученики не боятся решать любую проблему. Буду рада, если мой опыт поможет коллегам в работе.
Как донести учебный материал до учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет?
Эти «вечные» вопросы мне приходится решать каждый раз при подготовке урока. Я разработала целую систему своих активных методов, использую их на уроках и во внеурочной деятельности, но не останавливаюсь на достигнутом и продолжаю работу в этом направлении. О некоторых изюминках своей работы я хочу рассказать.
К активным методам обучения относятся различные формы организации обучения, такие, как интерактивный семинар, тренинг, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, проектное обучение, обучающие игры, а также отдельные приёмы, решающие конкретные задачи.
В данной технологии можно выделить две составляющих – структуру и содержание.
По содержанию все используемые методы обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности на протяжении всего урока. Такая организация учебного процесса позволяет получить качественные результаты обучения, развития и социализации обучающихся.
Урок, построенный по технологии активных методов обучения (АМО), содержит в себе несколько особенностей:
Игровая деятельность
Практическая направленность используемых методов
Высокая мотивация и интерес
Постоянная смена различных видов деятельности
Наличие этапа разминки для снятия усталости и напряжения
Обязательная рефлексия
Все это позволяет получить качественные результаты обучения. На протяжении всего урока происходит развитие различных видов УУД (регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных), что, в конечном счете, способствует развитию ключевых компетентностей учащихся. Деятельностный подход, системная работа на предыдущих и последующих уроках, регулярное использование активных методов обучения обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету, развивают ключевые компетенции, повышают собственную значимость, обеспечивают позитивную самооценку, мотивируют на приобретение познавательного опыта. А это все вместе соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС к образовательной системе.