Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида города Бокситогорска»
Работа специалиста в условиях логопедического пункта ДОУ
Тема: «Коррекционно-развивающая работа с детьми с речевыми нарушениями в условиях логопедического пункта ДОУ посредством применения Су-Джок терапии, как инновационной здоровьесберегающей технологии в соответствии с ФГОС ДО».
Учитель-логопед
I квалификационной категории
Тимофеева Виктория Алексеевна
2017-2018 год
Инновационный опыт в моём понимании - это «держать руку на пульсе» современной педагогики, а у моих дошколят, посещающих занятия в логопункте нашей ДОО, особые образовательные потребности.
«Создавайте идеи и развивайте их. И тогда вас можно будет назвать современным педагогом» - отмечает доктор педагогических наук,
профессор Е.Н. Смирнов
Владение инновационными педагогическими здоровьесберегающими технологиями - это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века! В деятельности учителя-логопеда современные здоровьесберегающие технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, я используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для моей работы технологии, помогающие оптимизировать мою коррекционно-развивающую работу.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Из всего многообразия инновационных технологий, применяемых мной в собственной логопедической практике, я выделяю технологию пальцевого и кистевого массажа: Су - Джок терапию. Су-Джок терапия - основана на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоровления. Для лечебного воздействия данной технологией используются только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски - кисть, “Джок” - стопа.)
Су-Джок терапия - это высокая эффективность, безопасность и простота.
Цель использования Су-Джок терапии в собственной логопедической практике:
Особенно важно воздействие на большой палец, отвечающий за голову человека.
Задачи:
Нормализовать мышечный тонус стимулировать речевые области в коре головного мозга.
Использовать элементы Су-Джок терапии на различных этапах коррекционно-развивающей работы и этапах занятий по коррекции речи.
Содействовать снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, нормализовать тонус.
Совершенствовать навыки пространственной ориентации, развивать, память, внимание.
Применение данной технологии в процессе автоматизации поставленных звуков речи родного языка путём воздействия на биологически активные точки по системе Су-Джок способствует стимуляции речевых зон коры головного мозга.
Инструменты Су-Джок терапии, применяемые мной в коррекционно-развивающей работе:
Массажный шарик;
Кольцевые пружины.
На ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж колючим шариком и кольцевыми пружинами:
Кистевая гимнастика с применением Су - Джок шарика. Прокатывая шарик между ладошками от их основания до кончиков пальчиков, дети массируют мышцы обеих ладоней. Шарик можно прокатывать между двумя ладошками, или катать на какой-либо одной ладошке.
Пальчиковая гимнастика с применением Су - Джок шарика. Перебирая шарик пальчиками, ребенок учится контролировать свои действия, переключаться с одного движения на другое. Подобное упражнение способствует снятию повышенного тонуса в кистях или, наоборот, укрепляет его. Массаж кончиков пальчиков вначале выполнения упражнений вызывает у ребёнка ощущения «колется». Но именно эти ощущения особенно важны, т.к. именно они вызывают у ребёнка стойкое ощущение тепла на кончиках пальчиков.
Пальчиковая гимнастика с применением Су - Джок кольцевых пружин. С помощью кольцевых пружин удобно массировать пальцы – это оказывает благотворное влияние на весь организм.
Пути реализации Су-Джок терапии:
Работа с педагогами по знакомству с Су-Джок терапией, приемами работы.
Работа с детьми (организация деятельности на занятиях, в индивидуальной деятельности, в повседневной жизни).
Работа с родителями (практикум по использованию Су-Джок терапии, консультирование)
Создание развивающей среды (приобретение массажных шариков, составление картотек игр и упражнений).
Применение Су-Джок инструментов в собственной практике в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий
Кистевая гимнастика с применением Су - Джок шарика при выполнении следующих дидактических упражнений и игр:
Примеры упражнений и игр:
«Слоговая разминка»,
«Повтори слова»,
«Повтори чистоговорку»,
«Повтори предложение».
Пальчиковая гимнастика с применением Су - Джок шарика при выполнении следующих дидактических упражнений и игр:
Примеры упражнений и игр:
Пальчиковая гимнастика с применением Су - Джок кольцевых пружин при выполнении следующих дидактических упражнений и игр:
Примеры упражнений и игр:
«Посчитай предметы от одного до пяти»,
«Посчитай предметы от пяти до одного»,
«Посчитай предметы от одного до десяти»,
«Посчитай предметы от десяти до одного».
Вышеперечисленные упражнения пальчиковой гимнастики с применением Су-Джок кольцевых пружин использую в соответствии с индивидуальными возможностями детей и их представлений прямого и обратного счёта.
Дополнительные приёмы применения Су-Джок инструментов
для коррекции зрительно-пространственной ориентации,
высших психических функций (памяти, внимания)
Ребёнок выполняет инструкцию учителя-логопеда или взрослого:
надень колечко на мизинец левой руки,
возьми шарик в правую руку,
спрячь шарик за спину и т.д.;
ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на палец ребёнка, ребёнок по просьбе взрослого отгадывает, на какой палец надето кольцо.
Неоспоримыми достоинствами Су - Джок терапии являются:
Эффективность - при правильном применении наступает выраженный эффект в коррекции звукопроизношения.
Безопасность - неправильное применение никогда не наносит вред - оно просто неэффективно.
Универсальность - Су - Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
Простота применения - для получения результата достаточно проводить целенаправленную стимуляцию биологически активных точек с помощью Су - Джок инструментов. Су-Джок наборы свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.
Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный способ коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда. Воздействие на активные точки, расположенные на кистях, специальными массажными шарами и кольцевыми пружинами, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы в условиях логопедического пункта ДОО, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Вышеперечисленные приемы применения Су-Джок инструментов я рекомендую родителям во время проведения индивидуальных консультаций, педагогам нашей ДОО с целью повышения результативности коррекционно-развивающей работы, укрепления физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.
Следовательно, применение Су-Джок терапии способствует продуктивной коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Приятно, когда дети с радостью и желанием идут на занятия к «логопеду», в предвкушении того, что же ждёт их сегодня. А что же может их ждать? Привлекательная окружающая обстановка рабочего пространства учителя-логопеда, эстетическое оформление, игровые дидактические пособия. Только так можно ребёнка заинтересовать, пригласить к диалогу. И, конечно, улыбка! Улыбка располагает к желанию общаться, к доверию, создаёт доброжелательный эмоциональный фон.
Спасибо за внимание!