Урок по Основам безопасности жизнедеятельности
Урок-игра
Тема: «Здоровый образ жизни»
«Мы и природные растения»
6класс
Методическая разработка:
Л.К.Илларионова
Преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «СОШ№18» г.Калуга
Тема урока:
«Здоровый образ жизни и природные растения»
Цели:
1.Показать значимость лекарственных растений в поддержании здоровья людей.
2.Научиться использовать лекарственные растения для помощи людям.
Вид урока:
Интеллектуальная игра-викторина
Порядок проведения урока.
I.Организация класса:
1.Выбрать комиссию (жюри)
2.Разбить класс на команды
3.Команда выбирает капитана
II.Инструктирование:
1.Игра продолжается до побед одной из команд, каждая победа оценивается в один балл.
2.О готовности к ответу вы должны сигнализировать поднятием красного кружка.
3.Время на обсуждение – 1 минута.
4.Начало и конец обсуждения вопроса определяется сигналом учителя.
5.Вопросы прослушиваются до конца, ответы даются полными
6.Отвечающего назначает капитан команды.
7.В спорных случаях учитель обращается к жюри.
8.В случае неправильного ответа одной из команд, слово предоставляется другим командам.
9. В нашей игре предусмотрены такие учебные вопросы как;
отрицательное воздействие растений на организм человека
лесная аптека
фитотерапия
Так же в нашей игре предусмотрен
суперблиц-три вопроса, обсуждение, 20 сек на каждый вопрос.
при неправильном ответе на один из 3х вопросов, суперблиц считается проигранным.
в суперблице участвует один игрок.
черная маска
черный ящик
дегустация отваров искусственных трав
11.В конце игры комиссия называет команду победителя, а сама команда выделяет лучших знатоков этой игры для поощрительной отметки.
2
Всё готово к игре, и я объявляю 1-й раунд.
ВОПРОС: Что изучает наука - фитотерапия?
ОТВЕТ: Наука о лечении лекарственными растениями.
ИНФОРМАЦИЯ УЧИТЕЛЯ: Первая китайская книга о лечебных травах написана в 2600 г.до н.э. В ней дана характеристика более 1500 средств лечения лекарственными растениями.
Сейчас в нашей стране используется для лечения около 300 веществ из лекарственных растений. Лечебные растения действуют на организм человека мягче, менее токсичны, не являются допингами.
2 раунд. Внимание, черный ящик!
ВОПРОС: Это растение используют в кулинарии и в то же время при специфической обработке, оно, попадая в организм, приводит к психической и физической зависимости, какое растение в черном ящике?
ОТВЕТ: Мак.
3 раунд. Внимание, черная маска!
Под этой черной маской вы должны узнать человека и назвать фамилию, которому принадлежит следующее высказывание ( в классе на переднем плане висит высказывание )
МАСКА: « В большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек, чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности» ( академик Н.Амосов).
4 раунд. И вновь черный ящик.
ВОПРОС: Угарный газ (оксись углерода), образующийся при горении этой травы, растворяется в крови быстрее, чем кислород в 300 раз.
Что находится в черном ящике?
ОТВЕТ: сигарета (табак)
ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Не зря мы заключили эти растения в черный ящик. От неразумности, от неправильного образа жизни, люди, употребляющие никотин и наркотик, намного сокращают свою жизнь. А именно эти растения помимо положительных сторон имеют и отрицательные.
5 рануд.
ВОПРОС: Назвать одно из растений, которое можно использовать, чтобы заварить чай на природе?
а) листья березы
б) бузину
в) полынь
г) Иван-чай
ОТВЕТ: Иван-чай.
3
6 раунд.
ВОПРОС: Помимо чая это растение используют в медицинских целях. В качестве чего используют растение Иван-чай в природных условиях.
ОТВЕТ: В качестве ваты.
7 раунд.
Уважаемые знатоки, посмотрите на доску (на доске прикреплены гербарии растений)
ВОПРОС: Дать название этим растениям по порядку в письменном виде.
8 раунд.
ВОПРОС: Какое растение здесь лишнее и почему?
ОТВЕТ: Ландыш. Это растение используют в медицине, но не используют как народное средство в виде настоя, отвара.
Пользуясь правом ведущего, я объявляю МУЗЫКАЛЬНУЮ ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ (включается музыка, и учитель проводит ритмическую разминку)
Ну, что же, игроки отдохнули, восстановили свои силы, мы продолжаем нашу игру.
9 раунд.
Обратите внимание на фотообои –пейзаж леса. Представим, что мы идём по лесу после тёплого грибного дождя и собираем грибы. На дороге нам встречается гриб, который имеет лечебное свойство- заживление тканей.
ВОПРОС: Какой гриб я имею в виду?
ОТВЕТ: Гриб- дождевик.
10 раунд.
А сейчас мы садимся на поляну, разводим костер, чтобы сварить грибной суп. Кто чистит картошку, кто режет грибы. И вдруг один из ребят сильно порезал палец. Чем мы обработали бы ранку в домашних условиях? (Йодом). Аптечку взять с собой не предусмотрели, но природа одарила вас лекарственными растениями. (учитель раздает карточки с названиями растений - медуница, подорожник, камыш, молодая ель, крапива, молодая сосна, зверобой…)
ВОПРОС: Какое из этих растений может быть использовано в качестве йода?
ОТВЕТ: Сок медуницы.
11 раунд.
Помимо порезов в походе мы можем получить ожоги от костра, и аллергию от укусов насекомых, можем отравиться и простудиться.
ВОПРОС: Все те же карточки, но с другой стороны.
Соотнесите названия растений и его предназначение.
ОТВЕТ: 1-1 5-5 9-8 3-2 7-6
2-4 6-7 10-9 4-3 8-10
4
12 раунд.
Немного развлечемся. Немного песен. Немного веселья.
У ведущего и комиссии возникло желание послушать в вашем исполнении песни, в которых звучат названия лекарственных растений.30 сек.на обсуждение. Кто пропоет больше песен.
13 раунд.
Внимание, Суперблиц из 3-х вопросов. Назначается один игрок от каждой команды.
ВОПРОС 1: У какого растения молодые листья используются для приготовления салатов, цветки – для варки варенья, а корни используются как заменитель натурального кофе.
ОТВЕТ: Одуванчик.
ВОПРОС 2: Перечислите съедобные растения, ягоды которых похожи на ягоды ядовитого растения. Или цветы лекарственных на цветы ядовитых. Или семена съедобного растения на семена ядовитого.
ОТВЕТ: черника-вороний глаз
брусника-ландыш
коробочки белены-семена мака
ягоды белодонны -ягоды вишни
семена клещевины- пестрые орешки
ВОПРОС 3: Какое одно схожее предназначение у следующих растений:
мята
клевер луговой
пижма
полынь
боярышник
валериана
пустырник
ОТВЕТ: Успокаивающие.
14 раунд.
Наступил последний раунд. И этот раунд очень ответственный- Дегустация отваров лекарственных растений (выносятся подносы со стаканчиками настоев)
ВОПРОС: Продегустировать и дать название лекарственного растения.
Перечислить его свойство.
ОТВЕТ: Мята- применяют как успокаивающее и добавляется в микстуры при кашле. Как витамины в чай.
Зверобой- обладает противомикробным действием. Применяют в небольших количествах при гастритах. Полоскание полости рта.
Валериана лекарственная- успокаивающее действие, сердечно- сосудистые заболевания.
Наша игра закончилась. Я прошу комиссию назвать команду -победительницу и лучшего знатока этой игры.
5