СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Признаки, по которым можно определить наличие случаев насилия над детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале рассматриваются признаки физического, сексуального, психического насилия над ребёнком по его поведению. Также материал знакомит с признаками "заброшенности оебёнка.

Просмотр содержимого документа
«Признаки, по которым можно определить наличие случаев насилия над детьми.»

Признаки, по которым можно определить наличие случаев насилия над детьми.

Физическое насилие можно распознать по особенностям внешнего вида ребенка и характеру травм:

  • внешние повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретные ожоги и т.п.);

  • повреждения внутренних органов или костей, которые не могли бы быть следствием несчастных случаев.

Физическое насилие, имеющее систематический характер, можно распознать по особенностям психического состояния и поведения ребенка:

  • боязнь физического контакта со взрослыми;

  • стремление скрыть причину травмы;

  • плаксивость, одиночество, отсутствие друзей;

  • раздражительное поведение;

  • негативизм, агрессивность, жестокое обращение с животными;

  • суицидальные попытки.

Сексуальное насилие можно заподозрить при следующих особенностях внешнего вида, заболеваний и травм ребенка:

  • повреждение областей половых органов;

  • заболевания, передающиеся половым путем;

  • беременность.

Сексуальное насилие позволяет распознать особенности состояния и повреждения ребенка:

  • ночные кошмары, страхи;

  • несвойственные характеру сексуальные игры, несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении;

  • стремление полностью закрыть свое тело;

  • депрессия, низкая самооценка;

  • отчужденность;

  • проституция, беспорядочные половые связи;

  • эротизированное поведение

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме;

  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка;

  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;

  • ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;

  • однократное грубое психологическое воздействие, вызывающее у ребенка психологическую травму.

Психологическое насилие позволяет заподозрить следующие особенности состояния и развития ребенка:

  • задержка физического и умственного развития ребенка;

  • нервный тик, энурез;

  • проблемы с едой;

  • постоянно печальный вид;

  • различные соматические заболевания.

Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:

  • беспокойство, тревожность, нарушения сна;

  • длительно сохраняющееся подавленное состояние;

  • агрессивность;

  • склонность к уединению, неумение общаться;

  • излишняя уступчивость или осторожность;

  • плохая успеваемость.

Признаки, по которым можно заподозрить «заброшенность» ребенка:

  • утомленный, сонный вид;

  • санитарно-гигиеническая запущенность;

  • отставание в физическом развитии;

  • частая вялотекущая заболеваемость;

  • задержка речевого и моторного развития;

  • постоянный голод;

  • кража пищи;

  • низкая самооценка, низкая успеваемость;

  • агрессивность и импульсивность;

  • антиобщественное поведение вплоть до вандализма.

Информацию о случаях насилия надо получать, опираясь на такой метод, как наблюдение, возможно, даже интуицию. Очень часто в силу ряда причин (чувства собственного достоинства жертвы, страха, робости, зависимости от агрессора, кровного родства с ним и др.) возникают трудности при получении информации, подтверждающей наличие ситуации насилия (даже если факт насилия уже не является тайной), и расследование становится проблематичным. Для решения данной задачи и повышения эффективности деятельности можно использовать тактику ведения интервью-расследования, согласно которой возможно посещение семьи, при котором обязательно разъясняется цель визита; итервьюирование жертвы и обидчика проводится строго индивидуально; во время беседы создается спокойная и расслабляющая атмосфера.

Что делать если ребенок сообщает нам о насилии.

  1. Отнеситесь к ребенку серьезно.

  2. Попытайтесь оставаться спокойными.

  3. Выясните, насколько сильна угроза для жизни ребёнка.

  4. Успокойте и поддержите ребенка словами.

    • «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал».

    • «Я тебе верю».

    • «Ты в этом не виноват».

    • «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми».

    • «Мне жаль, что с тобой это случилось».

    • «Мне надо поговорить о том, что случилось с ...(юристом, учителем). Они захотят задать тебе несколько вопросов. Они постараются сделать так, чтобы ты чувствовал себя в безопасности. Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».

  5. Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика или сердится на него.

  6. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

  7. Следите за тем, чтобы не давать обещаний, которые вы не можете исполнить.

Если ребенок говорит об этом в классе.

  1. Покажите, что вы приняли это к сведению (например: «Это очень серьезно. Давай мы с тобой поговорим об этом позже») и смените тему.

  2. Организуйте разговор с ребенком наедине и чем скорее, тем лучше.

Если в вашем классе есть ребёнок, подвергающийся домашнему насилию, то Вы можете ему помочь, обеспечивая следующее:

  1. Поддерживайте нормальный статус ребенка в классе.

  2. Не решайте за ребенка, что он хочет и чего не хочет. Спрашивайте! Это поможет вам проявить теплое отношение на уровне, комфортном для ребенка.

  3. Используйте нормальное выражение теплого отношения, пусть в вашем голосе звучит тепло.

  4. Поддерживайте привычный образ жизни в классе. Не обсуждайте детали случившегося с ребенком с кем бы то ни было. Переживания ребенка не предназначены для окружающих. Ищите подходящую поддержку для себя, чтобы воздержаться от обсуждений.

  5. Демонстрируйте работу ребенка с положительной ее стороны, вовлекайте его в дискуссии и т.д.

  6. Вначале ребенок может хотеть, чтобы ему говорили, что он должен делать и как реагировать, пока он не сможет мобилизовать собственные ресурсы.

  7. Деструктивное и антисоциальное поведение должно быть твердо и постоянно пресекаться.

  8. Обеспечить доступность полезного материала для чтения и художественное творчество – это возможности выразить для ребенка свои чувства.