СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема прав человека в нашей стране и в мире

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:    

Показать значение Конституции, как документа, определяющего принципы устройства общества, воспитывать сознательное уважение к праву, к основному закону государства.

Просмотр содержимого документа
«Проблема прав человека в нашей стране и в мире»










Проблема прав человека в нашей стране и в мире






Разработка занятия кружка по дополнительному образованию ( 9 кл.)

учитель Карамнова Светлана Евгеньевна








Цель: Показать значение Конституции, как документа, определяющего

принципы устройства общества, воспитывать сознательное уважение к праву, к основному закону государства.

Задачи: - Освоение учащимися причин появления Конституций;

  • освоение основных понятий государственного права;

  • отработка навыков групповой работы и планирования;

  • формирование осознанного отношения к совместному решению общих дел и к своему участию в их решении;

Предварительное (домашнее) задание: (задание группам)

  • проработать Преамбулу и содержание Конституции РФ;

  • найти в Конституции норму о прямом действии Конституции, о высшей юридической силе Конституции (гл. 15 КРФ);

  • порядок изменения Конституции (гл. 9 КРФ);

  • свобода и равенство (ст. 19, 22 КРФ);

  • участие в референдуме (ст. 32 КРФ).

На доске:

  1. Тема урока;

  2. Эпиграф;

«Какая конституция самая лучшая? Та, которая лучше всего исполняется».

Людвиг Берне

  1. Правовые понятия: государственное право, декларация, конституция, общество;

  2. План урока;

  3. Схемы.

Вводное слово учителя: Обратить внимание на «дерево» с цитатами. Прочитать некоторые из них.

- Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Познакомить учащихся с темой урока (записать тему урока в тетради).

- Что вы хотели бы узнать на уроке? (план урока)

  1. Конституция - основной закон государства;

  2. Составляем Конституцию.

-Мы продолжаем изучать тему «Конституция - основной закон государства». У вас было домашнее задание. Проверим, как вы с ним справились.

Вопросы:

  • Как в нашей Конституции отражены основные признаки Конституции?

  • Как Преамбула Конституции РФ описывает наше общество? Что бы вы изменили или добавили к этому описанию?

Проводим «мозговой штурм» по вопросу на полях стр. 148 книги для ученика (Какие блага ты получаешь от государства как гражданин Российской Федерации?). Поясняем ученикам, что к благам относится не только прямая материальная помощь, которую обеспечивает государство (могут быть названы муниципальное жилье, детские пособия и т.д.). Это и гарантии безопасности, условия для труда, предпринимательской деятельности, отдыха, культурного развития и т.д., а также «бесплатные услуги» (за которые вместо граждан платят государственные органы из денег, собранных с граждан и организаций в виде налогов): образование, здравоохранение и т.п. (подведение итогов социологического опроса. Выступление ученика)

-Какие еще блага вы хотели бы получать от государства? Что для этого необходимо? Как зависит обеспечение этими благами от самих граждан?

Попросить вспомнить определение гражданского общества (стр. 151 книги для ученика) (Гражданское общество - союз свободных и равных людей, которые активно сотрудничают друг с другом в решении общих дел). Попросить занять позицию и аргументировать свое мнение по вопросу: -Есть ли в России гражданское общество?

-Есть ли в нашем городе элементы гражданского общества? (в качестве примеров могут быть приведены деятельность общественных организаций, политических партий, профессиональных ассоциаций, реализация социальных проектов, проведение гражданских акций, любая совместная деятельность граждан, осуществляемая по их собственной инициативе для решения их общих дел).

-Вспомните, выполнение каких правил из первой главы Конституции Российской

Федерации вы наблюдали в жизни.

-Приведите примеры невыполнения правил из первой главы Конституции.

-Почему они не всегда выполняются?

-Какие существуют уже известные учащимся способы обеспечения выполнения

конституционных норм? (вспомните беседы 5 о государственных процедурах и

ненасильственных методах).

Дискуссия по вопросу: -Насколько хорошо «государственные люди», профессионально занимающиеся решением общих дел, выполняют свои функции в России, в городе. Приведите примеры.

-Что может сделать гражданское общество, чтобы государство работало более эффективно?

(Примерный ответ) Принимать законы. Главное место в системе законодательства занимает Конституция. Она решает огромное количество вопросов.

-Какая Конституция самая лучшая? Людвиг Берне считал «та которая лучше всего исполняется». Законотворчество дело сложное. Сегодня на уроке мы попробуем создать Конституцию.

2. «Создаем Конституцию».

Деловая игра «Необитаемый остров».

Рассказать о ситуации, описанной в домашнем задании, - класс оказался на необитаемом острове (см. книга для ученика стр. 165).

-Можно ли считать группу людей на острове обществом и почему? (да, можно, так как люди на острове объединены общей судьбой, на общей земле, у них общая история, культура, язык и другие объединяющие их связи).

-Должно ли на острове возникнуть государство, и какова будет главная задача государства, возникшего на острове? (решение общих дел, так как государство -это способ организации общества для решения общих дел - см. беседу 1 Главы 1).

Одновременно, попросить нескольких учеников написать короткие определения следующих понятий: государственное право, декларация, конституция, референдум, общество, гражданское общество. Можно раздать карточки - по одному понятию для каждого ученика.

Мозговой штурм «Список общих дел».

Попросить учеников по очереди назвать те дела, которые не могут быть выполнены в одиночку и которые лучше, эффективнее делать вместе. Записываем ответы-предложения на доске или плакате (могут быть названы: строительство жилищ, сбор плодов, рыбная ловля, земледелие, охота, охрана, снабжение водой, изготовление различных орудий и инструментов, строительство корабля и т.п.).

Определить самые важные дела, которые нужно решать в первую очередь. Можно быстро проголосовать, чтобы распределить дела по степени значимости. Спросить, какой способ непосредственного участия граждан в управлении, в определении главных направлений развития страны, в принятии законов напомнило это голосование. (Оно похоже на референдум - всенародное голосование по каким-либо общественным проблемам, результат которого является обязательным.)

2. Работа в группах над планами действий.

Каждая группа составляет план действий (максимум на один месяц) по выполнению одного из общих дел. Для составления плана надо ответить на вопросы (запишите их на доске или плакате):

  • Что должно быть сделано на острове для решения этого общего дела? Почему это важно сделать? Послужит ли выполнение этого дела всем людям на острове? Если нет, почему это дело является важным и общим делом?

  • В какой последовательности нужно действовать (что нужно сделать в первую очередь, что потом)?

  • Кто это будет делать? Кто будет руководителем, ответственным? Кто будет помогать руководителю?

  • Какие права и обязанности будут у руководителя? Какие права и обязанности будут у жителей?

• Каковы будут у руководителей ограничения, пределы деятельности, свободы действий?

• Кто и как будет разрешать конфликты, если они возникнут?

Попросить каждую группу написать план действий в виде таблицы на плакате:

Попросить каждую группу выбрать ответственного (секретаря), который запишет план действий в виде такой же таблицы на листочке и сдаст вам вместе с именами членов группы.

Переходить от группы к группе. Помогать ученикам высказываться конкретно и реалистично, задавать наводящие вопросы: -А что для этого нужно сделать? А что необходимо иметь? А как будут распределяться обязанности? А кто будет принимать решения? А может ли руководитель принять любое решение, отдать любую команду, или что-то его ограничивает?

Выступления от групп (подведение итогов работы).

-Сейчас вы выступали в роли людей, определяющих то, как пойдет жизнь на острове, вы определяли общие дела, которые должны быть сделаны а первую очередь, и главные «правила игры» - кто и как будет выполнять эти общие дела.

Сказать, что такую работу выполняют представители народа во время разработки новых конституций, для чего созываются специальные органы -Учредительное Собрание, Конституционное Совещание, Конституционная Ассамблея, Конституционное Собрание.

[ Над проектом нынешней Конституции Российской Федерации трудилось Конституционное Совещание, имевшее статус лишь консультативного органа при Президенте России, который и вынес проект на референдум в декабре 1993 года.

Действующая Российская Конституция предусматривает в случае необходимости разработки нового проекта Конституции созыв Конституционного Собрания, но федеральный конституционный закон о составе, порядке формирования и работы такого органа пока не принят.

Возможно, в будущем именно созванное в соответствии с Конституцией и федеральным конституционным законом Конституционное Собрание и выполнит миссию Учредительного собрания, положив конец спорам о легитимности существующего строя, власти законодательства России. ]

Попросить представителя каждой группы ответить по очереди на один из вопросов:

Первая группа: Какие роли руководителей или руководящих органов могут быть описаны в конституции?

Вторая группа: Какие права могут войти в конституцию?

Третья группа: Какие обязанности могут войти в конституцию?

Четвертая группа: Какие ограничения могут войти в конституцию?

Представители других групп могут дополнять ответы.

Вывод:

В конституцию мог бы войти перечень главных прав и обязанностей граждан и государственных органов, или, как это сделано в Конституции России, а в остальных главах описано устройство государства - структура, состав и полномочия государственных органов (Президента, Федерального Собрания - Парламента, Правительства, судов); полномочия - это то, что государственные органы могут и должны делать, это их права и обязанности.

Подведение итогов. Спросить:

  • Каковы будут главные правила, принципы нового общества и государства? (возможно, будут названы уважение прав человека, выполнение всеми основных обязанностей и т.п.)

  • Для чего новому обществу нужна конституция? (чтобы в главном юридическом документе страны были закреплены эти главные правила, принципы жизни общества и государства; чтобы все законы и решения соответствовали этим правилам; чтобы у людей было юридическое основание для защиты своих прав и принуждения других к выполнению обязанностей; чтобы власть не превратилась в тиранию отдельных государственных лиц и органов).

  • Какие разделы должны составить содержание конституции? (например, Основные принципы, Основные права и обязанности, Органы власти).

  • Спросить, какие успехи и проблемы были у ребят при работе в группах по составлению плана действий. Все ли смогли высказаться в группе? Все слушали друг друга? Как принимались решения? Как лично каждый мог бы улучшить свою работу в группе?

Составление синквэйна «Конституция»

Домашнее задание:

Беседа №6, прочитать беседу №7.