Организация летнего отдыха как одна из форм повышения уровня спортивного мастерства обучающихся
В Российской Федерации проживают 38,8 млн. детей, что составляет 26,2 % общей численности населения страны. В последние годы социально-экономические показатели положения детей по ряду параметров оказались неблагоприятными, при этом некоторые негативные тенденции продолжают нарастать.
Увеличилось число хронически больных детей, особенно с болезнями нервной системы, органов пищеварения, онкологическими заболеваниями, заболеваниями крови, эндокринной системы, опорно-двигательного аппарата. Специальные исследования показывают, что 15-20 % детей дошкольного возраста имеют хронические заболевания, более чем у 50 % школьников зафиксировано ослабленное здоровье, до 40 % детей к окончанию школы ограничены в выборе профессии по состоянию здоровья. Существующая в стране сеть санаторно-курортных учреждений не обеспечивает в необходимых объемах потребности населения в соответствующих услугах, особенно детей дошкольного возраста. Не хватает санаториев для родителей с детьми, происходит сокращение; числа детских санаториев. За последние годы идет сокращение и учреждений дошкольного, дополнительного школьного образования и оздоровительного отдыха детей.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Поэтому лето для них – это разрядка накопившейся за год напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в лично значимых сферах деятельности, развлечений, свободы выбора занятий.
Проблема организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в каникулярный период всегда была и остается в центре внимания учреждений дополнительного образования детей. Однако основной особенностью организации деятельности детского оздоровительного лагеря в нашем учреждении дополнительного образования является постоянное совершенствование спортивного мастерства, что в значительной мере обеспечивается непрерывностью тренировочного процесса.
Трудно представить летний отдых в летнем лагере без спорта: без состязаний по бегу, прыжкам, метаниям, многоборьям, без сражений на футбольном поле, борьбы на волейбольных и баскетбольных площадках. Массовые спортивные мероприятия – неотъемлемое содержание двигательного режима и в учебном году. Спорт укрепляет здоровье ребят, закаляет их, делает сильными, выносливыми, смелыми, ловкими.
Лагерные условия очень содействуют занятиям спортом; здесь физкультурная и спортивная работа планируется так, чтобы ежедневно проводить интересные физкультурные занятия или 1-2 спортивных мероприятий: конкурсы, соревнования по подвижным играм, метанию, эстафетам и т. п. И главная задача здесь – придать двигательной деятельности детей стройность, превратить в увлекательный, организованный процесс физического развития.
Оздоровительный отдых детей является мощным аккумулятором "зарядки", и "разрядки": психической, нравственной, этической, эстетической, физической. Ибо в системе организованного отдыха осуществляется принцип преемственности и непрерывности общения, воспитания, содействуя всестороннему раскрытию и развитию личности детей и подростков, что не только выполняет компенсаторную функцию по отношению к школе, позволяет детям отдохнуть, снять физическую и психологическую перегрузки, но и создает новые условия для обогащения опыта, проверки, применения и получения новых знаний и умений в различной практической коллективной работе, окрашенные игрой, способствует развитию ребячьей самореализации, инициативы и самодеятельности.
Организованный отдых позволяет одновременно реализовать развивающую, оздоровительную, образовательную, культурологическую, психотерапевтическую, коммуникативную функции, что свидетельствует о его несомненной пользе в общей системе воспитания, развития и социализации детей и подростков.
В различных видах спорта в течение одного календарного года может быть один или два спортивных сезона, характеризующихся относительно самостоятельной системой соревнований. Подготовка к ним составляет один тренировочный цикл, обеспечивающий достижение высокого уровня готовности спортсменов. Каждый из них строится с учетом фазового характера приобретения спортивной формы. Управление приобретением спортивной формы положено в основу периодизации тренировочного процесса.
Структура годичной подготовки может быть различной. В футболе, хоккее она одноцикловая. В большинстве же видов она строится по принципу сдвоенного полуцикла, т. е. двух тренировочных циклов — осенне-зимнего и весенне-летнего. При такой структуре тренировочного процесса создаются наилучшие условия для перехода количественных изменений в качественные.
Каждый тренировочный цикл складывается из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. Внутри отдельного периода выделяют этапы, в которых решаются частные задачи подготовки. Приобретение спортивной формы — это задача подготовительного периода. В соревновательном - спортивная форма достигает своего максимума и стабилизируется. Переходный период связан с необходимостью ее временной утраты.
Переходный период заканчивает тренировочный цикл. Его назначение — восстановление затраченных нервных и физических сил и подготовка спортсменов к новому циклу тренировки. Продолжительность периода — 2—6 недель. Его основные задачи — постепенное снижение нагрузок и переход к активному отдыху, дальнейшее совершенствование техники и физической подготовленности. После окончания соревнований не следует резко прекращать тренировку. Восстановление проходит более успешно, если некоторое время нагрузки сохраняются, но снижаются как по объему, так и по интенсивности. Только во второй половине периода можно перейти к активному отдыху, выполнению упражнений, способствующих устранению выявившихся недочетов в физической подготовке. Тем самым обеспечивается сохранение достаточно высокого уровня подготовленности, что позволяет начать новый цикл без длительного втягивания, быстро восстановить двигательные возможности и использовать привычные объемы тренировочных нагрузок.
В заключение данной работы необходимо отметить, что организация системы летнего отдых детей – это неотъемлемая составляющая всей жизнедеятельности ребенка, где гармонично сочетаются духовно-эстетические, рационально-познавательные, идейно-нравственные начала. Это освоение жизни ребенком самым непосредственным естественным образом.
Летний лагерь, спортплощадка, поэтому рассматриваются не только как временное местонахождение ребенка, где он приобретает те или иные навыки и знания, где занимательно проводит свое свободное время, но как необходимое бытие, позволяющее раскрыться всем его потенциальным, скрытым духовным и физическим возможностям. Ведь лето в лагере равняется иногда году в жизни ребенка, кроме него он и на год, и на класс старше и взрослее.