Насибуллина Елена Мирсатовна
МОУ СОШ № 9 г.Тюмень
Проблемы развития человечества
в контексте взаимодействия цивилизаций и культур
Россия, страна многонациональная по своей структуре на всей территории, что определяет развитие поликультурного образовательного пространства, создает специфическое условие адаптации и социализации подрастающего поколения. В отличие от Запада, где идеи поликультурного образования изучаются уже несколько десятилетий, в России они только начинают получать свое развитие.
Для России – это сравнительно новое явление, оказавшееся в значительной степени альтернативным интернациональному социалистическому воспитанию, которое рассматривалось ранее как условие идеологического единения общества. Сегодня существуют отдельные исследования в этой области (Ю.В. Арутюнян, Н.М. Лебедева, В.В. Макаев, З.А. Малькова, М.Н. Кузьмин. Л.Л. Супрунова). Своеобразие исторической ситуации, сложившейся в России к началу XXI в., определяет перенос акцентов с интересов государства на интересы личности, меняет парадигму воспитания, что требует разработки новой теории и практики образования, в которой межкультурное воспитание детей и подростков, их социально-педагогическая поддержка и защита рассматривались бы как неотъемлемые части целостного поликультурного личностного – ориентированного образования.
Поликультурное образование в своей сущности обращено к здравому смыслу, к человеческой природе, к демократическим ценностям и приоритетам правового, гражданского общества. Оно призвано подвести к диалогу ментальностей, культур на основе гармонии, интеграции и человеческого единения. В условиях поликультурного образовательного пространства человек оказывается на рубеже культур и перед ним возникают две важнейшие личностно значимые проблемы: сохранение своей культурной идентичности и адаптации в поликультурной среде. Поликультурное образовательное учреждение рассматривается, как локальное социальное образование, являющееся модулем целостного поликультурного образовательного пространства, и это не просто институт формирования знаний, умений, навыков и организации воспитательного влияния педагогов на учеников, а пространство их совместной жизнедеятельности, в котором осуществляется соединение общекультурного, социального, собственно образовательного и личностного начал.
Поликультурное образовательное пространство обеспечивает диалог культур, интеграцию знаний в целостную картину мира, культурную рефлексию, саморегуляцию, жизнетворчество, саморазвитие, правильность решений в ситуациях выбора. Адаптационное поликультурное образовательное пространство призвано реализовать: ценностное, бережное отношение к взрослому человеку и к ребенку, гуманизацию отношений между людьми, поддержку и защиту, культурную идентификацию каждой личности, возвращение образования в контекст культуры и его регионализацию, приобщение ребенка к культуре посредством образования, творческий профессионализм и педагогическое мастерство в любой сфере деятельности, повышение педагогической культуры, педагогизацию общества, интеркультурную коммуникацию. Общим, интегрированным направлением совместной деятельности в области поликультурного образования всех видов служб региона, края, города, школы является создание условий для оказания помощи, поддержки жизненного самоопределения личности учащихся и их семей в конкретном социальном пространстве их адаптационной ориентации в новую поликультурную среду общества.
Современная педагогика пока не раскрыла особенности организации педагогического процесса в поликультурном образовательном пространстве. Налицо явное противоречие, которое состоит в том, что, с одной стороны, в отечественной педагогике и образовательной политике активно декларируются приоритет личности ребенка, примат общечеловеческих ценностей и на этой основе осуществляется переход системы образования на принципы «гуманистического личностно-ориентированного образования» (Н.И. Алексеев, Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, Е.В. Бондаревская, А.Н. Вырщиков, О.С. Газман, Ю.З. Гильбух, И.Б. Котова, С.В. Кульневич, З.А. Малькова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и др.), а с другой стороны, резко ухудшилось реальное положение детей в обществе, снизились адаптационные возможности социума и образования, усилились негативные тенденции, способствующие появлению маргинальных детей, детей беженцев, мигрантов.
В современных условиях необходим особый подход к названной проблеме, ориентирующий исследователей на поиск ее решения через диалог национального и общечеловеческого, обеспечивающего интеграцию человековедческих знаний в целях педагогической поддержки и защиты личности. Ученые: Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.Б. Котова, С.В. Кульневич, Е.Н. Шиянов, И.С. Якиманская и другие утверждают, что «философия гуманизма и личностно-ориентированная педагогика должны способствовать созданию такой системы социально-педагогической работы, в которой каждый учащийся сможет реализовать себя, раскрыть все свои потенциальные возможности в своей и иной культурной среде». В современных социально-экономических, геополитических и образовательных условиях вопросы поддержки и защиты личности сохранили свою приоритетность, приобрели новые черты и оттенки. В своей значимости и содержательном наполнении они детерминированы действием ряда фундаментальных факторов интеграции глобального, национального и регионального развития, эпицентром которых выступают личность учащегося, человек, его поддержка и защита.
Сегодня понятие «гуманизм» наполняется новым содержанием, связанным с тем, что актуализируется позиция человека как субъекта гуманных отношений, основанных на принципах соглашения, взаимопонимания, компромисса, сотрудничества и поддержки. В этой связи, сущность гуманизма мы определяем как совокупность объективного и субъективного в отношении к каждому человеку как высшей самостоятельной ценности. Для осуществления педагогической поддержки и защиты детей определены условия, предполагающие: высокий уровень профессионально-личностной культуры педагога, его педагогическую компетентность, атмосферу сотрудничества в педагогическом коллективе, наличие реальной связи семьи, школы и социума.
Анализ развития педагогической теории и практики показывает, что на всех этапах становления многонационального поликультурного общества, проблемы приобщения детей к национальным и общечеловеческим ценностям, воспитания культуры межнациональных отношений подрастающего поколения, поддержки и защиты личности в ее нравственном становлении и самовыражении занимали значительное место в трудах видных отечественных и зарубежных ученых.
Литература
Аракелян О.В. Поликультурное образование как фактор гражданского равновесия//Лучшие страницы педагогической прессы. - №3 – 2002.- С. 84-91
Гукаленко О. В. Концептуальные основы перспективного развития образования и воспитания в поликультурном образовательном регионе: Научное пособие. Тирасполь: РИО ПГУ, 1999. - 64 с.
Гукаленко О. В.Поликультурное образовательное пространство как среда поддержки и защиты личности учащегося: Научно-методическое пособие. Тирасполь: РИО ПГУ, 2000. - 82 с.
Гукаленко О. В.Диагностический инструментарий для изучения особенностей детей-мигрантов и трудностей работы в поликультурном образовательном пространстве: Учебно-методическое пособие. Тирасполь: РИО ПГУ, 2000. - 63 с.
Парагульников М.Б. Межкультурная коммуникация в контексте образовательной системы: формирование поликультурной компетенции педагога//Образование в современной школе. - №3. – 2004. - С.13-15
Поштарева Т.В. Формирование этнокультурной компетентности // Педагогика. - №3. – 2005. – С.35-43
Уланов В. Формирование толерантности в школе: подход, основанный на понимании природы человека // Директор школы. - №2. – 2004. – С. 43-49.
Федоров Г.Бабкин П. Образование – фактор национальной безопасности//Лучшие страницы педагогической прессы. - №6. – 2002. - С. 19- 25