Основная цель системно–деятельностного подхода в обучении: научить не знаниям, а способам самостоятельной деятельности по развитию познавательных и творческих способностей. Главная задача системно–деятельностного подхода состоит в организации учебной деятельности т.о., чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. При этом организация учебной деятельности на уроке включает в себя значительно возросшую долю самостоятельной познавательной деятельности учащихся по разрешению проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы. Учащиеся совершают такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, что в итоге даёт положительные результаты обучения.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ действия.
Проблемная ситуация в обучении - спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме.
Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами закономерность.
Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения.
Активность мышления и интерес учащихся к изучаемому вопросу возникает в проблемной ситуации, даже если проблему ставит и решает учитель. НО!
Высшая степень проблемности присуща такой учебной ситуации, в которой ученик:
1) сам формулирует проблему (задачу);
2) сам находит ее решение;
3) решает и
4) сам контролирует правильность этого решения.
Проблемные ситуации на уроке
– проблемные задачи с недостающими, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;
– поиск истины (способа, приема, правила решения);
– различные точки зрения на один и тот же вопрос;
– противоречия практической деятельности.
Условия использования проблемных ситуаций
Учитель
– умение планировать, создавать на уроке проблемные ситуации и управлять этим процессом;
– умение формулировать возникшую проблему
Учащиеся
– новая тема
– умение использовать ранее усвоенные знания и переносить их в новую ситуацию;
– умение определить область “незнания” в новой задаче;
Пути к проблемной ситуации
побуждающий диалог, который помогает формулировать учебную задачу
подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, помогающая прийти к новым знаниям
применение мотивирующих приёмов: сообщение интригующего материала, обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.
Приемы создания проблемных ситуаций
Подвести школьников к противоречию и предложить найти способ его решения. Столкнуть противоречия теоретических знаний и практической деятельности Предлагаю детям выполнить практическое задание, для выполнения которого у них недостаточно знаний и нужно узнать что-то новое. Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить их можно только после определённой теоретической подготовки
Побуждать делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты, то есть задавать проблемные вопросы. Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний, применение знаний в практической деятельности.
Предложить рассмотреть проблему с различных позиций. Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос. Данный приём широко использую на уроках литературы. Это позволяет осмыслить произведение, высказать и защитить свою точку зрения. Мнения могут быть самыми противоречивыми, но необходимым условием является защита и аргументирование своей позиции.
Постановить проблемную задачу. Широко использую такой приём: проверь, как выполнил задание твой сосед. Дети любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Подведение к противоречию, вызывающему удивление или затруднение
побуждающий диалог, который помогает формулировать учебную задачу
Склонение существительных на -ия, -ий, -ие
Запись на доске:
Мальчик любит читать книги о войн.. и революци..
Задание: найти существительные единственного числа, стоящие в косвенном падеже.
Ответ: о войн.. и революци..
Задание: определите их род и падеж
Ответ: женский род, предложный падеж
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ: вставьте окончания в этих словах
Учащиеся интуитивно вставляют окончания и убеждаются, что они разные, хотя эти слова женского рода, одного склонения и стоят в одном падеже…
Вопрос: Где мы могли ошибиться?
Вывод: наверное, в склонении.
Запись на доске:
Во время отдыха в санатории.. мальчик плавал на теплоход..
В сочинении.. школьника была допущена фактическая ошибка.
Замечаем, что в словах мужского и среднего рода окончания и, что противоречит ранее изученному.
Вопрос: что же мы будем изучать на уроке? Чему учиться?
Ответ: существительные особого типа склонения. Будем учиться определять падежные окончания в таких существительных.
Существительные общего рода
При анализе домашней работы учителем произносится фраза: «Какой же ты неряха, Кирилл!»
Вопрос: А правильно ли я построила фразу? Может, надо было сказать «какАЯ неряхА Кирилл? Какого рода слово «неряха»
Это проблемная ситуация. Дети обсуждают и приходят к выводу, что это слово может характеризовать как мальчика, так и девочку. Оно ОБЩЕЕ.
Вопрос: а есть в русском языке еще подобные ОБЩИЕ слова?
Ответ: задира, сирота, плакса
Вопрос: что мы будем изучать на уроке? Какова наша сегодняшняя цель?
Ответ: слова общего рода. Будем учиться использовать их в речи, составлять с ними словосочетания и предложения.
Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности
подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, помогающая прийти к новым знаниям
Правописание безударных окончаний глаголов с приставкой вы-
Актуализация знаний о правописании безударных окончаний глаголов в форме словарного диктата. Вспоминаем алгоритм определения спряжения и выбора окончания.
Запись на доске: вылет..т
Проблемная ситуация:
по правилу – это глагол 1 спряжения, значит, окончание -ет, но интуитивно дети чувствуют, что здесь не может быть окончания –ет.
Вывод: есть глаголы, которые не подчиняются данному правилу.
Записываем еще несколько глаголов: выспишься, выглядишь, выбежишь
Вопрос: что объединяет эти глаголы?
Ответ: приставка вы-
Вопрос: Может она и мешает? Попробуем ее убрать? Что получается?
Ответ: окончание становится ударным, значит, ставить в неопределенную форму не надо.
Формулируем правило для определения окончания глаголов с приставкой вы-
Постановка проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.
подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, помогающая прийти к новым знаниям
Виды глагола. Причастия как часть речи
На доске таблица. Учащимся предлагается заполнить примерами: встречать, встретить, записать, записывать. Первую пару слов делаем вместе, обсуждая каждую форму. Вторую пару слов дети делают сами. Проверяем.
Проблемная ситуация, связанная с невозможностью придумать форму, возникает при заполнении второго столбика.
Вывод: глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени, т.к. они обозначают законченное действие.
Тот же прием используется при изучении причастий, которые не имеют будущего времени.
Постановка проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.
подводящий диалог: логически выстроенная цепочка заданий и вопросов, помогающая прийти к новым знаниям
Морфемный разбор
Разбор по составу слова «стекла»
Ученица выделяет окончание, основу и корень.
Спрашиваю у класса, все ли согласны. Все согласны.
Говорю, что поставить отличную оценку за этот разбор не могу.
Учащиеся пытаются понять, что в этом разборе неправильно. В ходе рассуждений выясняется, что можно разобрать это слово и по-другому: окончание, основа, корень, приставка, суффикс прошедшего времени.
Делается вывод: при анализе морфемного состава слова начинать необходимо с определения морфологической принадлежности слова.
Исправляем разбор на доске: рядом с каждым словом пишем часть речи
Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.
применение мотивирующих приёмов: сообщение интригующего материала, обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся
Литература
5-11 классы
Подготовка к сочинению-рассуждению на ЕГЭ и ГИА
Умение определять свою позицию по проблеме и аргументировать ее
Примеры проблемных вопросов на уроках литературы
«Горе от ума». Действительно ли умен Чацкий? (анализ статьи Гончарова «Мильон терзаний»)
«Имущему дастся, а у неимущего отнимется». О ком из героев «Войны и мира» это сказано? «Самка» и «пустоцвет». Почему Толстой так снисходителен к Наташе и жесток к Соне? (тема предназначения женщины в романе «Война и мир»)
Почему на самом деле умирает Базаров? (крах теории Базарова)
Иисус Христос = Иешуа Га Ноцри? (образ главного героя романа Булгакова)
Технологию проблемного обучения считаю результативной и здоровьесберегающей, ее применение способствует формированию более прочных знаний, умений и навыков, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения. Дети активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Решив проблемную задачу, ответив на проблемный вопрос, найдя выход из проблемной ситуации, ребёнок совершает открытие, а это приводит к более прочным знаниям, т.к. нельзя не понимать того, что открыл сам.
Работая в парах, группах, коллективе дети умеют сотрудничать при решении учебных задач, оказывают помощь друг другу, высказывают личное мнение.
Дети овладевают навыком планирования учебной деятельности по разрешению затруднительных ситуаций; умеют проводить первичные исследования, анализировать, сравнивать, выделять главное, классифицировать, обобщать.
Проблемная учебная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которую органично включен ученик как субъект деятельности.
Умелое использование проблемно-поисковых методов на уроках русского языка и литературы позволяет создать систему работы, направленную на воспитание у школьников познавательного интереса к изучаемому материалу, активизацию их мыслительных способностей, на поиск и нахождение ответов на вопросы, возникающие в ходе усвоения новых знаний.