Родительское собрание
декабрь 2014г.
Проблемы подросткового возраста, взаимоотношения с социумом.
Подростковый возраст – стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от 11-12 до 16-17 лет), которая характеризуется качественными изменениями, связанными с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь.
Подросткам свойственны:
тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
Подросток, подростковый возраст – эти понятия на слуху и стали как бы объяснением всех «Странностей», непоследовательности, эгоцентризма, агрессии и многих других проявлений в поведении наших детей. На самом деле, ведь именно в этот период психологические особенности подросткового возраста резко выражены. Подростковый комплекс включает перепады настроения от безудержной радости до уныния без особых на это причин. Главной особенностью подросткового периода является «Кризис идентичности».
Подросток проходит через многие проблемы, которые свойственны этому возрасту, и со временем, когда чувства молодого человека уравновешиваются, сами собой разрешаются. Среди этих проблем есть весьма серьезные, которые многие подростки часто не в состоянии преодолеть. Неудачи могут привести к отчаянию и депрессии.
Причиной неудач могут быть:
1) плохое материальное положение, невозможность продолжать учебу в вузе (могут привести к фрустрации, отчаянию, совершению преступления);
2) холодные отношения с семьей (приводят к возникновению чувства незащищенности и одиночества);
3) беспорядочные половые связи, употребление алкоголя и наркотиков (приводят к зависимости, сексуальной озабоченности, опустошенности, отчаянию).
К основным проблемам подростков можно отнести:
1) заниженную самооценку;
2) вспыльчивость;
3) необщительность;
4) конформизм;
5) употребление наркотических веществ.
Заниженная самооценка. Самооценка – это мнение индивидуума о самом себе. Чаще всего самооценка определяется тем, что другие люди думают о человеке, или тем, что, как кажется человеку, о нем думают. В юности человек переосмысливает свои отношения с друзьями, родителями, учителями и другими людьми. Он заново оценивает самого себя. В этот период очень важно для него иметь адекватную самооценку.
На формирование самооценки в юности влияют следующие факторы:
1) ощущение принадлежности;
2) чувство значимости;
3) компетентность.
Ощущение принадлежности – это осознание того, что твое общество кому-то приятно, нужно, что кто-то готов позаботиться о тебе. Это чувство развивается с младенчества и зависит от того, насколько родители любили и заботились о своем ребенке. В подростковом возрасте это чувство может измениться и закрепиться.
Чувство значимости появляется от осознания человеком того, что он представляет собой какую-то ценность в глазах других людей, что его считают хорошим. Чувство значимости крепнет, когда окружающие высказывают одобрение поступков, а также оказывают моральную и психологическую поддержку.
Компетентность представляет собой уверенность в своих способностях и силах, возможность справиться с возникающими трудностями и задачами, которые ставит жизнь. На развитие компетентности влияет успех.
Ощущение принадлежности, значимости и компетентности необходимо людям любого возраста, но в юности эти проблемы наиболее остры. По данным социологов, именно в возрасте от 15 до 20 лет самооценка человека снижается, хотя именно в этот возрастной период особенно необходима адекватная самооценка при формировании социальных устоев и нравственных убеждений.
Причины низкой самооценки в юношеском возрасте:
1) перенесение любого вида насилия;
2) неправильные социальные установки (мне необходимо одобрение других людей, чтобы чувствовать себя хорошо; меня будут уважать, только если я достигну определенных успехов в жизни, и т. п.);
3) равнодушие родителей.
Самооценка очень важна для физического, интеллектуального и психологического развития подростков.
Последствия низкой самооценки могут быть следующими.
1. Предвзятое отношение к окружающему миру – мир кажется враждебным, любые неожиданности воспринимаются как угроза личному благополучию и безопасности, все события и ситуации в жизни оцениваются как злой рок, поэтому человек даже не пытается что- либо изменить вокруг или в себе.
2. Неспособность на нормальные отношения с другими людьми, что в будущем может вызвать одиночество, проблемы с супругом, неудачи в любой деятельности, трудность в достижении поставленных целей.
Признаки низкой самооценки:
1) пессимизм;
2) неуверенность в общении с другими людьми;
3) острая реакция на мнение других людей;
4) стеснительность;
5) школьник стыдится своего внешнего вида, социального положения, своих слов, поступков и т. п.;
6) отношение к другим людям скорее как к врагам, нежели как к друзьям;
7) использование секса для утверждения собственной мужественности или женственности;
8) попытки казаться тем, кем ребенок не является;
9) апатия к настоящему, зацикливание на прошлых удачах или мечтах о будущем;
10) копание в прошедших беседах с целью найти скрытый смысл;
11) склонность осуждать других людей;
12) потребительское отношение к людям;
13) настороженность, тревожность, ожидание самого плохого;
14) попытка использовать агрессию для защиты;
15) неспособность принимать похвалу;
16) позволение другим неуважительно относиться к себе;
17) страх как одиночества, так и близости;
18) неспособность выражать эмоции;
19) следование мнению большинства;
20) перекладывание ответственности в трудных ситуациях на других людей;
21) потребность в жестком контроле и др.
Человек, имеющий адекватную самооценку, не будет смотреть на мир настороженно и с опаской. Любые трудности он воспринимает как тест на выносливость, проверку своих способностей и возможность стать сильнее, опытнее, умнее. Такой человек считает, что он может повлиять на окружающий мир, изменить его к лучшему.
Самооценка формируется не за один час и день, этот процесс занимает годы. Соответственно, исправление неадекватной самооценки потребует много времени и терпения.
Вспыльчивость. Причиной повышенной вспыльчивости у юношей и девушек является переходный период. Они находятся как бы между двух стульев: уже не дети, но и взрослые их еще не принимают.
Подросток воспринимается обществом скорее как ребенок, а не как взрослый. Ему нельзя водить машину, жениться, служить в армии, курить и пить спиртное наравне со взрослыми, уезжать из дома, устраиваться на службу. Но самое главное – запрещен секс, в то время как это интересует его сильнее всего.
Все, что взрослые позволяют подросткам – это ходить в школу, учиться и читать. Таково мнение самих юных людей. Оно, конечно же, ошибочно. Но, тем не менее, подростки чувствуют себя несправедливо обиженными обществом. Это чувство несправедливости делает их скорыми на гнев, постоянно готовыми вспылить.
Еще одной причиной повышенной раздражительности подростков являются гормональные изменения, которые, несомненно, сказываются на их психическом состоянии (такое же влияние на психику женщин оказывает менопауза или предменструальный период).
Необщительность. Эта проблема связана с отчуждением. Когда общество друзей отталкивает подростка, он стремится уединиться. Таким образом, ребенок справляется с возникшим чувством неполноценности.
Низкая самооценка возникает из-за того, что подростки в этот период оценивают себя по мнению своего окружения. Между тем подростки могут быть очень жестокими и безжалостными. Они не считаются с чувствами других людей, даже если это их друзья. Плохое отношение сверстников может заставить подростка чувствовать себя неудачником. И это день за днем подтверждается в общении с группой.
Неосознанно подросток начинает искать убежища, защиты. Он как бы прячется в раковину, старясь избавить себя от эмоциональных стрессов. Он избегает общения, чтобы оно его вновь не ранило. Хотя поведение таких детей не вызывает проблем, оно все же таит в себе опасность для самого подростка. Низкая самооценка, которая у него сформировалась под давлением со стороны одноклассников, может закрепиться, и впоследствии ее очень трудно будет изменить. Таким подросткам необходимо уделять больше внимания.
Конформизм. Конформизмом называется стремление быть «как все». Подростки, в частности, стремятся одеваться «как все», говорить «как все» и даже думать «как все». Они принимают определенный образ жизни только потому, что так принято в их окружении, группе, обществе.
Конформизм является «приметой» нашего времени. Хотя он существовал во все времена. Мода – одно из проявлений конформизма. Но только в наше время, с развитием рекламы, которая навязывает вкусы и привычки, конформизм широко распространился, глубоко проникая в наше сознание.
Однако подростковый конформизм – особенное явление. Страх оказаться не таким «как все» у них очень велик, поскольку в этом возрасте очень сильно влияние компании. Подростки чувствуют себя очень неуютно вне группы. Психологически им трудно вынести отвержение друзей.
Фактически поведение подростка диктуется его окружением, что может привести к трагическим результатам. Поэтому очень важно помочь подросткам выработать определенное отношение к конформизму, научить их противостоять этому состоянию.
Опасность конформизма для подростков заключается в том, что он заставляет их делать то, чего они не хотят, а также то, что, как они прекрасно знают, является неправильным, незаконным, вредным. Одно дело – следовать моде в одежде и совсем другое – курить, пить пиво, иметь беспорядочные половые связи, как это делают некоторые знакомые. Существуют моменты, когда подросток должен суметь сказать «нет», не побоявшись быть не таким «как все». Для этого нужны смелость и психологическая подготовка. Взрослые должны помочь в этом своим подопечным.
Противостоять давлению общества очень нелегко, тем более подростку. Для этого надо быть уверенным в себе. Кроме того, потребуется мужество. Взрослые должны объяснить ребятам, что отстаивание своей позиции, когда друзья хотят увлечь в неверном направлении, достойно уважения. Компания не отвергает таких ребят, а, напротив, высоко ценит. Именно тот, кто умеет быть твердым и оставаться самим собой, даже когда другие насмехаются над ним, очень часто становится лидером группы.
Причиной неуверенности подростка является комплекс неполноценности, присущий этому возрасту. Переживая определенные физические и психологические изменения, подростки, как правило, перестают нравиться сами себе. Им противно смотреть на себя в зеркало, они постоянно измеряют свой вес. Подростки недовольны тем, как они двигаются, говорят и т. д. Они во всем усматривают недостатки. Самооценка очень занижена, как рассматривалось выше.
Когда подросток не нравится сам себе, то он очень остро реагирует на мнение других людей. Поэтому, стараясь быть «как все», подросток пытается заработать расположение, хорошее мнение своего окружения или большинства из них. Так, он начинает одеваться и думать «как все», боится сделать что-то не так или не вовремя, отказывается от собственной независимости в угоду группе. Подросток считает такое поведение более безопасным, чем иметь собственное мнение. Он боится психологического давления больше, чем физического насилия.
В последнее время отмечается неуклонный рост численности у подростков различных нарушений поведения, проявляющихся в агрессивности, жестокости, негативизме, враждебности, алкоголизации, наркотизации, совершении противоправных действий и др. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития и нарушений социализации подростка.
Одним из главных источников проблем взаимоотношений подростков с социумом является непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т.п. Как уже было отмечено, взрослые явно недооценивают значение сферы общения со сверстниками для подростка.
Конфликты бывают разных видов. Один подразумевает бунт против чего-то или кого-то, неповиновение кому- либо. Подростки проявляют непослушание, резко реагируют на любые замечания и т. п.
Другой вид мятежа подразумевает восстание против чего-нибудь или кого-нибудь, преступление границ, нарушение правил. При этом виде мятежа подростам свойственно лгать, воровать, затевать ссоры, приходить в ярость по пустякам.
Третий вид мятежа подразумевает уклонение от каких-либо действий. Это связано с моралью. Подростки сознательно вместо хорошего делают что-то плохое, непристойное, пошлое.
Четвертым видом мятежа является поведение подростка, руководимое его упрямством. По этой причине они отказываются подчиняться учителям на уроках и родителям дома.
Еще одной формой мятежа является открытая вражда, непризнание авторитета взрослых, восстание против чьих-либо законных полномочий.
Мятеж подростка чаще всего обусловлен его ложными убеждениями и эмоциональной неуравновешенностью, резкие скачки которой подталкивают его на совершение отчаянных, действий. Хотя иногда мятеж может быть спровоцирован жестокостью или равнодушием как родителей, так и учителей. Вполне естественно, что дети, начиная взрослеть, восстают против всякого рода тирании.
Подростки постоянно испытывают волю взрослых и границы дозволенного, но в юности они могут решиться на открытое противостояние. В этом случае воля ребенка противостоит воле взрослого. Такие отношения могут перерасти в настоящую войну. Если взрослые проявят слабость и воля подростка окажется сильнее, тот пойдет дальше – будет попирать авторитет взрослых.
Противостояние подростка выражается по-разному – от жалоб и ворчания до отрицания всякой власти. Начинается мятеж с неприязни к взрослым и с неприятия их мировоззрения, жизненных принципов, ценностей. Подростки отказываются жить по советам родителей и учителей. Появляется раздражение, стоит им напомнить о каких-либо правилах. Отвергая авторитет взрослых, молодой человек может полностью обособиться от их мира, создать собственный, чтобы отгородить себя от влияния неприятных ему людей. В крайнем случае подросток начинает отвергать всякое требование взрослого.
Если между подростком и учителем или родителем идет непрерывная война, то стоит уступить ему в нескольких битвах, как мятеж глубоко укоренится в его душе. Но и насильственное подавление воли молодого человека не даст положительного результата. Оно лишь заставит его выполнять определенные действия, но мятежный дух останется и обязательно будет проявлять себя в дальнейшем.
Как решать конфликты? Как остановить развитие мятежа.
Мятеж подростков глубоко ранит как их самих, так и людей, которым они противостоят. Первыми признаками возникновения Конфликтной ситуации является непонимание друг друга, трудности в общении. В отношениях между подростком и взрослым возникает натянутость. Они могут вообще перестать разговаривать друг с другом. Попав в такое положение, родитель или учитель должен приложить все усилия, чтобы восстановить отношения с ребенком. Необходимо разъяснить подростку, чего от него ожидают, и в то же время постараться дать понять, что его уважают и ценят и не отвергают из-за плохого поведения.
Налаживать отношения с подростком, который постоянно раздражается и выходит из себя, очень трудно. Главное – не закрываться от него. Сколько бы битв ни было пройдено, надо быть всегда готовым сделать шаг навстречу в общении с подростком. Его можно вызвать на откровенный разговор, но делать это надо осторожно, с большим тактом и терпением.
Преодоление неприятия. Очень важным моментом в налаживании отношений с подростком является преодоление чувства боли и огорчения, которое причиняет его враждебное поведение. Видя, как ребенок отвергает все, что ему говорят и делают, взрослые порой просто отчаиваются. Чтобы справиться с этим состоянием, надо подумать о том, что на самом деле отвергает подросток.
Он отвергает, во-первых, заботу и хорошее расположение. Это проявляется в его холодности, грубости, открытой ненависти.
Во-вторых, подросток намеренно отвергает моральные принципы и жизненные ценности взрослого. Обычно человек отождествляет себя со своими жизненными убеждениями, поэтому их отрицание воспринимает как личное оскорбление.
В-третьих, подросток может отвергать стиль жизни взрослого – это не только одежда и интерьер, но также образование, музыкальные и литературные вкусы, круг общения, увлечения, работа и т. д.
Несмотря на то что резкое отвержение причиняет боль, необходимо научиться терпеть ее и не терять благорасположения к ребенку. Это очень тяжело, но необходимо. Взрослым стоит подумать о том, что подросток не обязан принимать нашу заботу, имеет право иметь собственную систему ценностей и собственные принципы, а интересы – всего лишь дело вкуса. Требовать от подростка определенного отношения к перечисленным вещам – такого права у взрослых нет.
Признание ограниченности своих возможностей. Взрослые могут допустить ошибки в воспитательной работе, но ведь не только они влияют на подростка. Следует помнить, что не все в нашей власти, сфера нашего влияния на детей данного возраста довольно ограничена.
Вместо того чтобы винить себя и пересматривать ошибки, допущенные в воспитании, нужно задать себе следующие вопросы:
Различение настоящей и ложной вины. Анализируя проделанную работу по воспитанию подростков, каждый взрослый найдет целый список неправильных действий и ошибок. После этого он может начать терзать себя мыслями: «Если бы я сделал так-то...» или «Если бы я не сказал того-то...» и т. п. Но далеко не всегда поведение ребенка является прямым следствием именно того или иного действия. Поэтому, даже если бы вы поступили иначе, более правильно, это не удержало бы ребенка от бунта. Излишние и ненужные обвинения приведут только к унынию и отчаянию. Следует реально оценивать свои недочеты и продолжать работать.
Как дать подросткам свободу. Как уже было сказано выше, в юности дети стремятся к большей свободе. Но мир, которым руководят взрослые, полон ограничений, особенно дома и в школе. Зачастую из-за этого возникает множество конфликтов и противостояний между подростком и взрослыми. Чтобы ослабить напряженность в отношениях, вызванную этими конфликтами, необходимо уметь давать подросткам свободу. Однако следует знать, когда и как можно предоставлять им эту свободу.
В первую очередь необходимо освободиться от иллюзии власти над ними. Нам, взрослым, дана определенная власть, но она очень ограниченна и узка. Не стоит самовольно расширять ее границы.
Во-вторых, подросткам необходимо дать возможность делать что-то самостоятельно. Ничто не подходит для этого лучше, чем мероприятие, которое готовят и проводят сами ребята.
В-третьих, предоставление свободы означает дать возможность подростку учиться на собственных ошибках, позволив ему пострадать, если нужно, пожав плоды, которые он посеял. Пусть они столкнутся с последствиями своих поступков. При этом взрослый должен объяснить ребятам, что когда они принимают решения самостоятельно (не слушая советов взрослых), то несут полную ответственность за последствия таких решений.
В-четвертых, взрослые должны отказаться от права на спокойную жизнь. Они должны смириться с тем, что у подростков будут возникать множество проблем, причем довольно серьезных (например, наркомания, беременность, хулиганство с причинением вреда, травмы, попытки самоубийства и многое другое). Никуда от этого не деться. Взрослый должен быть готов немедленно реагировать на существующие проблемы. Допускать, что такое возможно, и быть готовым всегда прийти на помощь тоже означает дать свободу.
Проявить любовь. Все дети должны быть любимы, даже если они мятежники, и это очень трудно. Несмотря на плохое поведение, можно пытаться оказывать внимание такому ребенку. Очень важно уметь слушать. У подростков есть что сказать, порой это неприятные слова. Но следует запастись огромным терпением. Надо дать понять ему, что его не просто слушают, но и слышат.
В разговоре с мятежным подростком важно постараться дать ему понять, что вам небезразличны его внутренние переживания, что вы принимаете искреннее участие в нем. Дети должны знать, что взрослым небезразлично, что с ними происходит, что все наши слова и действия продиктованы только лишь заботой о них.
В юношеском возрасте нуждаются в большем участии и заботе, чем в детстве, потому что в этом переходном периоде подростки чувствуют себя растерянными, слабыми и беспомощными. Им еще не хватает смелости и твердости в принятии решений, необходимы поддержка и помощь взрослых, в том числе и преподавателей.
Детей надо хвалить. Мятежники не всегда во всем плохи. Наверняка найдется что-то, что они делают хорошо. Важно замечать это и говорить об этом. Кроме того, следует проявлять одобрение во всех хороших начинаниях. Надо уметь по-доброму говорить с подростками, когда они осознают, что поступили плохо.
Быть миротворцем. Взрослый не просто должен утешать, успокаивать или говорить приятные слова. Чтобы устанавливать мир, надо иметь его в собственной душе. Невозмутимость взрослого очень важна. Его спокойствие должно быть заразительным. Если в ответ на выходки ребят мы сами начинаем раздражаться, сердиться, гневаться, то не сможем утихомирить бурю чувств в душах других. Между тем сохранение спокойствия в ответ на проявление ярости со стороны подростков поможет умерить их гнев.
Быть миротворцем — значит, не отвечать оскорбительными или гневными словами в ответ на оскорбления и ругань подростков, не поддаваться тем же эмоциям, что владеют их сердцами в моменты мятежа.
Если у вас поднялся мятеж, это еще не означает, что вы плохо справляетесь со своими обязанностями. Следует относиться к этому как к проблеме во взаимоотношениях. А таких проблем с подростками никто не может избежать.
Замечая негативное в характере подростка и в их поведении, мы не должны отчаиваться и падать духом. Необходимо понимать, что такое состояние свойственно данному возрасту. Не надо смущаться, встречаясь лицом к лицу с раздражением или гневом ребят. Надо понимать, что это естественно для их эмоциональности.
Несмотря на советы и замечания, подростки будут продолжать делать ошибки и плохие поступки. У каждого из них будут свои слабости. Взрослые не в состоянии управлять решениями, которые они будут принимать. Поэтому вы можете быть расстроены, огорчены поведением ребят, но это не должно вас удивлять, а тем более приводить в отчаяние.
Если у вашего ребенка возникли проблемы не спешите отмахнуться – вникните, поймите, выслушайте, постарайтесь настроить свои души на один лад. Внимание к ребенку – это не слабость воли взрослых, а сила их авторитета; проявите участие к возникающим проблемам подростков и окажите им поддержку. Взросление – это еще незавершенный этап, он требует постоянного контроля и помощи.
Как следует обращаться с подростком:
помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
выделяйте деньги на карманные расходы;
в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.
Никогда
не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях;
не ревнуйте сына или дочь к друзьям, привечайте их в своем доме и старайтесь познакомиться поближе;
не давайте негативную оценку объекту внимания подростка, даже если выбор пришелся Вам не по душе.
Успехов Вам,
уважаемые родители!