Социальный проект «Танцы без границ»
Выполнила: студент 1 курса ЯПК
Попова Айыллаана
Краткое описание
«Танцы без границ» – социальный проект, направленный на привлечение внимания студентов ЯПК – будущих педагогов, учителей физкультуры – на проблемы создания системы доступного дополнительного образования детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), для их эффективной адаптации и социализации.
Постановка проблемы
- В современном мире существует множество социальных проблем. Так, одной из важнейших социальных проблем в России, на данный момент является проблема детской инвалидности. Количество данной категории ( лиц с ограниченными возможностями здоровья), имеющих проблемы в физическом или психическом плане постоянно увеличивается.
Дети с ОВЗ
Среди детей с отклонениями в развитии выделяют следующие группы:
- глухие и слабослышащие;
- слепые и слабовидящие;
- с недоразвитием речи;
- с нарушением опорно–двигательного аппарата;
- с задержкой психического развития;
- с первыми признаками шизофрении, невозможностью общения, с ранним аутизмом;
- дети с нарушениями в развитии.
Почему танцы?
- Вовлеченность детей в танцевальную деятельность позволит обеспечить процесс их реабилитации, заряд положительных эмоций, общение с новыми людьми и сверстниками.
- Танцевально-двигательная терапия – это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства.
- Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология (наука о двигательных возможностях человека), нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д.
- Я сама очень люблю танцевать, есть маленький опыт – в 10 классе по дисциплине «Индивидуальный проект» я написала проект «Танцы в стиле K-pop» и успешно реализовала его с подругами в школе.
Танцевальная терапия
- Танцевальная терапия для лиц с ОВЗ заключается в том, чтобы человек мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения. Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.
Цель проекта
- Создание условий для творческой социализации, социальной адаптации, социального взаимодействия детей с ОВЗ, развитие у ребенка творческого потенциала, психологической уверенности в собственной социальной значимости.
Задачи проекта
- Определить необходимость разрабатываемого проекта для конкретной целевой группы в условиях конкретной организации (колледж, школа), провести диагностирование;
- Составить теоретическую и методологическую основу для реализации проекта;
- Апробировать, реализовать проект в условиях конкретной организации (колледж, школа);
- Проанализировать результаты проведенной работы для дальнейшей реализации проекта с учетом предпочтений и ожиданий целевой группы, а также общественного мнения.
Организационная и теоретическая часть
- Организация деятельности рабочей группы по реализации проекта из числа студентов и преподавателей ЯПК – апрель-май 2024г. ;
- Разработка методических рекомендаций по реализации проекта – 2024-2025 учебный год (2-й курс) ;
- Изучение теоретических и практических основ социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, особенностей освоения танцев детьми с различными проблемами – 2024-2025 учебный год (2-й курс) ;
- Разработка образовательных курсов согласно заявленной тематике «Танцы для детей с ОВЗ» - 2024-2025 учебный год (2-й курс) .
Практическая часть
- Организация и проведение учебных занятий, мастер-классов для детей с ограниченными возможностями здоровья педагогами ЯПК – 2025-2026 учебный год (3-й курс) ;
- Апробация проекта в образовательных учреждениях г.Якутск, с.Малыкай в рамках прохождения педагогической практики студентами – 2025-2026 учебный год (3-й курс) .
Социологическое исследование востребованности социального проекта «Танцы без границ»
Можно провести такой опрос для целевой группы (студентов, преподавателей, учащихся):
1. Как вы считаете, нужна ли дополнительная помощь и поддержка лицам с ограниченными возможностями здоровья?
2. На, Ваш взгляд нужно ли разработать социальный проект для категории лиц с ограниченными возможностями здоровья?
3. Может ли разрабатываемый социальный проект решить социальную проблему, связанную с самореализацией творческих способностей инвалидов?
Анкетирование
1. Каким Вам видится ваше будущее?
- а) я думаю, что мое будущее будет достаточно хорошим
- б) трудно сказать
- в) я не уверен/а, что у меня будет хорошее будущее
2. Что является для Вас главным в жизни?
- а) успешная работа
- б) хорошее здоровье
- в) семья
- г) любовь, дружба
- д) свобода
- е) материальное благополучие
3. Кто должен заботиться о вашем здоровье?
- а) я сам/а
- б) родители (другие родственники)
- в) специалисты
- г) правительство
4. В каком виде вы хотите получать информацию о сохранении здоровья?
- а) от друзей
- б) лекции беседы
- в) телепередачи
- г) газеты и журнальные статьи
- д) специальная литература
5. Знаете ли Вы, конкретных людей кто стал заниматься творчеством, несмотря на инвалидность?
- а) да, узнал/а от друзей
- б) нет, никогда не видел
- в) возможно видел/а
Анкетирование
6. По вашему мнению, Вы ведёте здоровый образ жизни?
- а) да, здоровый образ – моя жизнь
- б) нет, это не про меня
- в) трудно ответить
7. Вы регулярно занимаетесь спортом/танцами?
- а) регулярно занимаюсь спортом
- б) не приемлю никакой формы активности
8. Как Вы, считаете, стоит ли разрабатывать проект «Танцы без границ»?
- а) да, конечно
- б) нет, думаю он не нужен
- в) трудно ответить
9. Укажите, пожалуйста, ваш пол
10. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст
- а) до 18 лет
- б) 18-25 лет
- в) 26-35 лет
- г) 36-45 лет
- д) 46-55 лет
- е) от 56 лет
Практические задачи
- Определить стартовые способности каждого ребенка: чувство ритма, музыкальная и двигательная память, наличие ограничений, и т.д.
- Сформировать творческие рабочие группы (с учетом возрастных и стартовых способностей, ограничений жизнедеятельности, а также притязаний детей).
- Способствовать формированию комфортной обстановки в танцевальных группах через музыкальные танцевальные игры.
- Включить детей в творческую деятельность через:
- сюжетный танец;
- современный танец;
- бальный танец.
Практические задачи
5. Способствовать повышению самооценки у неуверенных в себе детей (ключевая роль в танце, вербальное поощрение и т.д.).
6. Развивать творческие способности детей с ОВЗ в ходе работы над танцами.
7. Закрепить приобретенные умения посредством выступления на различных мероприятиях.
8. Формировать устойчивую мотивацию к самовыражению, как на сцене, так и в жизни путем стимулирования творческой активности.
9. Развивать коммуникативные способности детей через танцевальные игры.
Практические задачи
10. Способствовать приобретению положительного социального опыта в процессе танцевальных занятий и творческой деятельности детей.
11. Развивать у детей с ОВЗ умение творческого взаимодействия со сверстниками и взрослыми (включая их в активную совместную деятельность по подготовке к мероприятиям).
12. Способствовать развитию индивидуальности и креативности.
Особенности освоения танцев детьми с различными проблемами
Используются следующие упражнения:
- на освоение основных движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.);
- на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов;
- на развитие ориентировки в пространстве;
- в танцевальных и плясовых движениях.
- активизирующих внимание;
- развивающих мелкую моторику;
- формирующих музыкально-ритмическое чувство и т.д.
Особенности освоения танцев детьми с различными проблемами
Парные танцы , думаю, использовать будет довольно сложно: они требуют координации движений партнеров в парах, а дети с ОВЗ часто выполняют такие движения каждый в своем темпе. И все же отказаться от них нельзя, так как правильно подобранный танец может многому научить: развить внимание, ориентировку в пространстве, чувство ритма, координацию движений, а еще – механизм подстройки движений к музыке и к движениям партнера.
Особенности освоения танцев детьми с различными проблемами
Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушением речи, поскольку помогают им координировать пение и движение, упорядочивать темп движения.
Особенности освоения танцев детьми с различными проблемами
Танцы - идеальная тренировка для детей с нарушением осанки. Все они отлично укрепляют мышцы. Без сильной и "правильной" спины занятия просто невозможны; ни один преподаватель не позволит ребенку сутулиться, а значит, ему придется "держать спину". Еще танцы развивают творческие способности ребенка и дают свободу, которой нет в спорте.
Заключение
- Физическое развитие – одна из важных задач, решению которой способствуют танцы. У детей формируется правильная осанка, совершенствуются движения, их координация. Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности. Поэтому обучение детей гимнастическим и танцевальным упражнениям под музыку, несложным композициям, развитие двигательных способностей детей является одним из основных условий развития.