СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Функции заголовка в СМИ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект Функции заголовка в СМИ»

МКУ «Районное управление образования»

Администрации МО «Кабанский район»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Степно-дворецкая основная общеобразовательная школа»

Секция: русский язык















Функции заголовка в СМИ











Выполнила:

Ханхаева Александра,

8 класс

Руководитель:

Кузнецова Виктория Сергеевна,

учитель русского языка

МАОУ «Степно-Дворецкая ООШ»






2020 г.



Оглавление

Оглавление .......................................................................................2

Введение............................................................................................3

Основная часть

Глава 1. К вопросу об определении термина «заголовок». ..........4

Глава 2. Практическое изучение заголовков

газеты «Байкальские огни»..............................................................6

Заключение ..................................................................................... 8

Список используемых источников и литературы...........................9

Приложение I………………………………………………………….10

Приложение II………………………………………………………....12

Приложение III………………………………………………………...13

































Введение

Современный мир, прежде всего, ассоциируется у нас с большим потоком информации. Порой бывает трудно найти то, что интересует именно нас, нелегко выбрать подходящий материал. Приходится использовать множество источников. И в их круговороте мы запоминаем только заголовки, являющиеся неким ориентиром в этом огромном царстве слова. Они не только определяют тему статьи, но и сокращают время, затраченное на поиски нужной информации, что, несомненно, важно для вечно «занятых» людей, для тех, кому дорога каждая секунда. Заголовки также отвечают интересам и увлечениям читателя, привлекают внимание к тексту, который так бережно охраняют. Ни для кого не секрет, что мы в первую очередь обращаем внимание на заголовок, а затем решаем, полезна ли для нас статья и информация, которую она содержит.

Заголовком сопровождались все документы и художественные произведения, так как они обобщали сказанное или написанное, что помогало в систематизации информации. Ныне эта языковая структура применяется не только в печатных СМИ, но и в телевизионных, где она используется для анонса новости или различных передач.

Составление оригинальных, запоминающихся заголовков было, есть и будет одной из главных целей для редакторов печатных изданий, интернет-источников, ведь от того, насколько вызовет интерес предложенный ими материал, насколько он «окупится», зависит уровень читательской заинтересованности, популярность того или иного издания. А «пресные» заголовки, не содержащие в себе никакой искорки, не «цепляют» читателя, а значит, снижают потребность в деятельности средств массовой информации и в представляемом ими материале.

Актуальность данного исследования определяется тем, что значимость заголовков в статье любого печатного издания неразрывно связана со спросом на предложенную печатным изданием информацию. Сейчас у людей все меньше времени искать нужный материал, что уж говорить о прочтении всей газеты ради его поиска. Значит, роль заголовка в печатных СМИ многократно возрастает, ведь только от него и зависит, будет ли прочитана и изучена статья. Так как целью любого издания является его растущая тенденция популярности, рост количества тиражей, то оно, несомненно, должно уметь ярко подать любой материал, несмотря на степень его актуальности. Использование заголовков в качестве средства языковой выразительности в газетных статьях позволяет добиться поставленной задачи и дополнить основной материал.

В нашей работе мы хотим изучить и классифицировать заголовки, содержащихся в статьях районной газеты «Байкальские огни» и сравнить с республиканской газетой «Традиция». Эти печатные издание привлекли нас тем, что та информация, которую они публикуют, охватывает все сферы жизни нашего района и республики. Проблемы, поднятые в статьях, актуальны, «яркость» письма их авторов увлекает нас, читателей, всегда позволяет самим поразмыслить над описанным событием, узнать последние новости.

Цель - проследить, как осуществляется главная функция заголовков современных СМИ: привлечь внимание читателя, заинтересовать его и вызвать желание продолжать чтение.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  1. представить определение заголовков;

  2. выявить их функциональность в составе статьи;

  3. провести анализ заголовков статей «Байкальские огни», «Традиция»

  4. классифицировать их.

  5. сравнить заголовки

Объект исследования: газеты «Байкальские огни» и «Традиция».

Предмет исследования: заголовки, встречающиеся в статьях данного печатного издания. Нами применялись общеизвестные методы и приемы исследования:

✓ систематизация заголовков газеты

✓ сравнение и сопоставление названий статей,

✓ классификация заголовков в соответствии с выбранной типологией,

✓литературный обзор используемых источников для написания исследовательской работы.

Глава 1. К вопросу об определении термина «заголовок». Изучение заголовков в лингвистике.

    1. Понятие «заголовок»

Газета, как и любое печатное издание, с начала своего появления была призвана распространять информацию, рассказывать о новостях, произошедших в тот или иной период времени. Для любого журналиста суметь «подать» свою статью – главная цель, поэтому от точности заголовка зависит многое.

Существует множество определений слова «заголовок», отражающие разные значения этого слова, раскрывая тем самым его смысл. Чтобы достигнуть наиболее полного понимания, мы обратились к нескольким источникам.

Лингвист Т. Федорова датирует появление слова «заголовок» XVII веком. Происходило оно от слова русского «глава, что значило «раздел рукописи», первоначально «начало рукописи или книги», позднее «заголовок».

ЗАГОЛОВОК, заглавие ср. – выходной лист, первый листок книги или сочинения, где означено название его; самое название это. Заголовком называют также название отдела, главы книги. Заголовок – головяшка, передняя и загнутая кверху часть санного полоза. [1]

Различные издания по-разному трактуют смысл термина «заголовок», что говорит об уникальности данного слова, но все же их объединяет мысль о том, что заголовок – это название чего - либо. В своей работе мы склоняемся ко второму определению, так как оно раскрывает значение «заголовка» как названия статьи.

    1. Роль заголовков в печатных изданиях

Заголовок содержит ту информацию, которая, находясь в начале текста, будет прочитана первой, значит, он является самым важным элементом статьи. Он привлекает внимание читателя к тексту и является его стержнем. Успех и популярность статей, которые публикует то или иное издание, зависит от заголовка, от того, насколько он метко подобран. Заголовок может состоять из одного, пяти и более слов, но он должен быть эмоциональным, мощным по воздействию и ясным по смыслу. Это самый важный элемент текста рекламы, поэтому обычно набирается более крупным шрифтом, чем остальная часть статьи. Люди порой бегло просматривают прессу, замечая только заголовки, поэтому им должен быть понятен смысл всего обращения, передаваемый либо одним заголовком, либо комбинацией заголовка и изображения.

При первом знакомстве с заголовком реализуется также номинативная функция. Заглавия называют текст, представляя краткий обзор лиц того или иного события.

Заголовок участвует в формировании эмоционального воздействия на читателя, выполняя экспрессивную функцию. Её значимость для газеты определяется тем, что статья должна убедить читателя в тех положениях, которые защищает автор. Заголовок нередко включается в создание стилистических текстовых эффектов. Это возбуждает эмоции читателей, активизирует его фантазию, акцентирует внимание на отдельных смысловых и оценочных частях публикации.

Название материала помогает осознать смысл публикации, понять журналистскую мысль. В этом процессе участвует заглавие в своей информативной функции.

Таким образом, заголовок должен отражать сущность освещаемого события кратко, но ёмко.

    1. Обзор истории газеты «Байкальские огни» от самого появления до наших дней.

«Байкальские огни» — общественно-политическая газета Кабанского района. Историю Кабанского района можно изучить, листая подшивки районной газеты. На протяжении 80 лет журналистам удается охватить весь спектр политической, экономической и социально-культурной жизни. Газета была и остается надежным источником информации, оперативно отражающей жизнь района и республики во всем её многообразии. Публикации газеты отличаются объективностью, компетентностью и уважением к своему читателю.

Менялось название. 17 сентября 1934 г. начала выходить «Путь к социализму». Затем — «Сталинский путь», продолжавшийся в течение 40-50-х гг. В 1957 г. появился «Забайкалец». С 1962 г. газета стала называться «Прибайкалец», так как стала выходить для всего Прибайкалья, после объединения Кабанского, Баргузинского, Кударинского, Прибайкальского, Тункинского и Окинского районов. В 1965 г. «районка» вернулась в Кабанский район под названием «Байкальские огни», под которым выходит и в настоящее время.

Первым редактором газеты была В. И. Тимошина. Затем редакционный коллектив возглавляли В. Н. Корнеев, Е. С. Красинская, Н. К. Попков, В. С. Вегера, П. И. Григорьев. С 1986 г. работала редактором Л. И. Черкашина. С апреля 2004 г. газету возглавил С. В. Боровик. Отметим ежедневный труд и профессионализм коллектива, у которого цель — создание объективного, свободного, информационного пространства на благо общества.

Среди внештатных авторов газеты и библиотечные работники района: Л. Журнист, О. Коршунова, Г. Орлова, С. Залуцкая и др. В частности они активно сотрудничают с редакцией в освещении вопросов охраны природы, Байкала.

Кабанская центральная межпоселенческая библиотека в 2010 г. начала оцифровку газеты «Байкальские огни» в рамках проекта «Периодика Бурятии», целью которого является создание универсальной информационной системы, представляющей совокупность полнотекстовых электронных ресурсов об истории, развитии и современном состоянии государственности, экономики, науки и культуры Республики Бурятия, что даёт возможность повысить сохранность краеведческих документов за счет предоставления пользователям их электронных копий.

Глава 2. Практическое изучение заголовков газеты «Байкальские огни»

    1. Изучение и классификация заголовков лингвистами

Вопросы, связанные с изучением специфики заголовка, неоднократно привлекали внимание лингвистов. Ученый Г. Г. Хазагеров обращает внимание на то, что заглавие является самостоятельной единицей, которая сама по себе выполняет информативную и экспрессивную функции.

Многообразие заголовков и их функциональность требовали создания их определенной классификации. Различные исследователи предлагают разные типологии и классификации заголовков печатных СМИ. Мы рассмотрели представленную типологию и проиллюстрировали ее часть примерами заголовков статей «Байкальские огни».

В своей работе мы придерживались типологии М. Шостака, так как предложенная им классификация прослеживает связь заголовков и текста, что, по нашему мнению, повышает заинтересованность читателя в представленной статье, не обманет его. Мы классифицировали заголовки газеты в разные годы (2018,2019,2020) по 5 группам:

  • 1 группа: «Заголовок-хроника» содержатся слова, которые передают краткий обзор новости.

  • 2 группа: «Заголовок - «бегущая строка»» входят заголовки, являющиеся началом статьи.

  • 3 группа: «Заголовок-резюме» содержит заглавия, характеризующие события, описанные в статье.

  • 4 группа «Заголовок-цитата» состоит из заголовков, передающих мнение героя или общеизвестную фразу.

  • 5 группа «Заголовок-интрига» возглавляют слова, ставшие заголовками и увлекающие читателя своей оригинальностью.

    1. Анализ и систематизация заголовков по классификации М. Шостака

Изучив несколько изданий газет, мы классифицировали 74 заголовка (50 – «Байкальские огни» и 19 -«Традиция») по 5 группам. (Приложение I)

Заголовки газеты «Байкальские огни»

В группе «Заголовок – хроника» содержится 8 заголовков (14%), которые кратко «пересказывают» новость. Это объясняется тем, что автор, используя такого рода заглавия, стремится больше придать написанному законченность, чем сделать его оригинальным, так как информация, изложенная в тексте, не требует особого волшебства для привлечения к себе внимания.

«Исполнил свой долг» (№49, 2019), «Бюджет принят»(№1, 2020)

Смысловая группа «Заголовок - «бегущая строка» представляет 14 заголовков (26%), которые начинают статью и сливаются с ней. Эффективность подобных заглавий невелика, так как они не вызывают внимания читателей из-за простоты своего оформления.

«Жизнь прожить…» (№46, 2018), «Любимой маме посвящается…» (№49, 2019)

В группу «Заголовок – резюме» входят 12 заголовков (22%), описывающих главную мысль статьи, потому что автор создает неповторимую оболочку тексту, используя литературные тропы, и тем самым заинтересовывает читателя, что и является его главной целью.

«Наши проблемы – нам и решать» (№46, 2018), «Аптека будет» (№3, 2019)

Группа «Заголовок – цитата» состоит из 11 заголовков (20%), содержащих известную фразу или реплику героя. Так как их напевность и близость к душе аудитории повышает интерес к статье, возникает желание познакомиться со статьей, которую они возглавляют и даже разузнать, почему подобрано такое высказывание, как оно соотносится с темой текста.

«В замкнутом круге оказались главы поселений»(№49,2019), «Зимовка в нормальном режиме» (№3,2019)

Группа «Заголовок – интрига» содержит 10 заголовков (18%). Это объясняется тем, что ощущение неизведанности и странности всегда побуждает к скорейшему познанию. Так, увидев оригинальный заголовок, читатель не может соотнести его смысл со статьей, не прочитав его, поэтому возникает некая заинтересованность в раскрытии заветной тайны. Конечно, интрига была, есть и будет беспроигрышным вариантом для составителей заголовков, так как именно они вызывают наибольший интерес читателя.

«Кирпичики » (№3, 2019), «Во вред или во благо» (№46, 2018)

Заголовки Газеты «Традиция» (19 заголовков) (Приложение II)

  • 1 группа: «Заголовок-хроника» - 5 заголовков (26%)

  • 2 группа: «Заголовок - «бегущая строка»» - 5 заголовков (26%)

  • 3 группа: «Заголовок-резюме» - 2 заголовка (10%)

  • 4 группа «Заголовок-цитата» - 1 заголовок (5 %)

  • 5 группа «Заголовок-интрига» - 6 заголовков (33%)

Заключение

Заголовок – это неотъемлемая часть любой статьи, которую по праву можно считать некой опорой текста. Эффективность и популярность газетного текста зависит от того названия, который подобрал автор, ведь возможность прочтения того или иного материала определяется тем, понравится ли он читателю. Заголовок – это та же статья, но одновременно краткая и вмещающая в себя суть всего материала.

Заголовок как элемент текста воспринимается, с одной стороны, как самостоятельная языковая единица, с другой стороны, полноценный компонент материала, без которого они оба состояться не могут в полной мере. Его двойственная природа и определяет многие особенности.

Мы решили все поставленные задачи:

  1. представили определение заголовков;

  2. провели анализ заголовков статей «Байкальские огни» и «Традиция»;

  3. классифицировали их.

В своей исследовательской работе мы пришли к выводу о том, что в газете «Байкальские огни» авторы статей используют все виды заголовков, но самым популярным является заголовок «бегущая строка», который, скорее всего, заинтересованностью при прочтении пользоваться не будет. А самые интересные группы заголовков составляют 38% (заголовок – цитата и заголовок - интрига). Это говорит о том, что журналисты районной газеты воздействуют на читателя, и их статьи пользуются спросом у читательской публики. (Приложение III)

В республиканской газете «Традиция» на первом месте группа «Заголовок - интрига - 33%», авторы статей стараются максимально привлечь внимание читателей к своей газете, поэтому создают, в основном, прецедентные заголовки.

В современном мире роль печатных изданий и их востребованность среди разновозрастной аудитории, к сожалению, падает, поэтому стремление редакторов газет, журналов к привлечению читателей, несомненно, возрастает. Использование красочных и оригинальных заголовков дает автору возможность привлечь читательское внимание. Сухие газетные заголовки пусть и имеют право на существование, но их употребление не принесет желаемого успеха статье. Наличие интересных, цепляющих заголовков значительно увеличивает её ценность, что повышает актуальность и значимость печатных изданий среди нас, читателей!


Список используемых источников и литературы

  1. Большой энциклопедический словарь / Мин – во образования и науки Рос. Федерации: Изд. 2-е перераб., допол. / Изд.: Большая Российская энциклопедия, 1997. – 1456 с.

  2. Заголовок – слово главное // Тертычный. А.// Журналист, 2000. Москва.

  3. Лексика русского языка: учеб. Пособие / А.В.Калинин. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 320 с.

  4. Лексикология современного русского языка / Шанский Н. М: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. «Рус. яз. и лит.»: Изд. 2-е, испр. — М.: Просвещение, 1972. — 328 с.

  5. «Муки заголовка» // Блисковский З. Д. // Москва, 1972. – 160 с.

  6. Основы творческой деятельности журналиста. // Г. С Мельник, А. Н. Тепляшина. // СПб., 2004. с. 137.

  7. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманов // Изд. 2-е, стереотип. - Советская энциклопедия, 2001г. – 327 с.

  8. Словарь русского языка. 50000 слов. / Ожегов Сергей Иванович. М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1949. - 968 с.

  9. Сочиняем заголовок»// Шостак М. // Журнал «Журналист», №3, 1998

  10. Этимологический словарь русского языка// Федорова Т. Л., Щеглова О. А// - М.: «Лад-Ком, 2010. -608 стр.









Приложение I

Заголовки газеты «Байкальские огни»

1 группа «Заголовок- хроника»

1.Праздник комсомола (№46, 2018)

2.Кому достался дальневосточный гектар? (№49. 2019)

3.С победой вернулись домой (№46, 2018)

4.День правовой помощи (№49. 2019)

Исполнил свой долг (№46, 2018)

Не торопись оплачивать штраф! (№49. 2019)

Бюджет принят! (№1,2020)

Четыре лапы, пятый хвост. Как помочь бездомным животным?

2 группа: «Заголовок - «бегущая строка»»

Дружба кадетская, честь офицерская! (№46, 2018)

Жизнь прожить… (№46, 2018)

Высоких гостей принимает жительница Кабанска Н.А.Карпова (№49. 2019)

Любимой маме посвящается (№49. 2019 )

Нам купили пианино (№49. 2019 )

Будущие ветеринары получили современное диагностическое оборудование (№49. 2019 )

В народном Хурале прошла очередная восьмая сессия (№49. 2019)

Наш военкомат - второй

247 браков, 198 разводов (№2, 2019)

Вот это чудеса! (№1, 2020)

Он штурмовал Рейхстаг! (№1,2020)

Добровольческий поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» (№1,2020)

Воплотили идеи в жизнь! (№1, 2020)

Итоги спортивного года. Спортсмены и тренеры Кабанского района встретились на «Золотом олимпе»

3 группа: «Заголовок-резюме»

Наши проблемы – нам и решать (№46, 2018)

Подкидыши… Их социальными мамами становятся медики (№2, 2019)

Аптека работает! (№46, 2018)

Играла «Радуга талантов» (№46, 2018)

С места ДТПскрылись…

Лучший в своей профессии. (№2, 2020)

Жевательный табак – смертельный снюс (№2, 2020)

В «валенках» автостопом до Москвы(№3, 2019)

Я б в рабочие пошел! Пусть меня научат (№49. 2019)

Пусть оживает снег (№49. 2019)

Лучшие в республике (№3, 2019)

Библиотека как новая (№1, 2020)

4 группа «Заголовок-цитата»

Не осталось ничего

Главное - спихнуть товар

Секрет долголетия – труд и любовь

Зима новая – проблемы старые

В замкнутом круге оказались главы поселений

В считанные часы лишились крова

Рождаемость должна расти

Ей теперь есть за кого молиться

В.Путин призвал Единую Россию «терзать и трясти чиновников»

Зимовка в нормальном режиме

А.Сокольников: Движемся вперед!

5 группа «Заголовок-интрига»

С нами правда, закон и оружие (№46, 2018)

Во вред или во благо? (№46, 2018)

Будем здоровы! (№46, 2018)

По следам первопроходцев(№1, 2020)

Связан ли пожар с капремонтом? (№49. 2019)

Добавьте снега и постучите о стол (№49. 2019)

«Кирпичики» (№3, 2019)

Обратная сторона побед (№1, 2020)

Кто не прав, когда все правы? (№1, 2020)



Приложение II



Заголовки газеты «Традиция» (№2 (488) 2019 г)

1 группа «Заголовок- хроника»

В Росси ввели штрафы за неуплату налогов

Тариф на свет снизился

Пенсионная система: что ждет Россиян?

Уход за бровями

Отдых детей военнослужащих

2 группа: «Заголовок - «бегущая строка»»

Дарить радость людям. Это стало традицией для предпринимателя Е.Козулина

Квн-щица из Бурятии участвует на съемках шоу на ТНТ

Мы самые, самые… Согласно русской пословице «Всяк кулик хвалит свое болото»

Как предупредить мочекаменную болезнь?

Предновогодний турнир пенсионеров

3 группа: «Заголовок-резюме»

Верховный шаман из Бурятии предсказал техногенную катастрофу

В Бурятии на лекарство невысокие цены

4 группа «Заголовок-цитата»

Это премия государства

5 группа «Заголовок-интрига»

Стервятники

«Корабль дураков» дал течь

Слом Парадигмы

Новогоднее волшебство

Гуляем до марта

Сто роз для Розы Константиновны











П риложение III

























13