СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект «Мир кончиками пальцев»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект «Мир кончиками пальцев»

Просмотр содержимого документа
«Проект «Мир кончиками пальцев»»

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детско–юношеский центр»


Рассмотрен на заседании

педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ

протокол №2

от 13 января 2023 года

Согласован на заседании

совета учреждения

МАУ ДО ДЮЦ

протокол №2

от 13 января 2023 года

Утвержден

приказом директора

МАУ ДО ДЮЦ

№17–о

от 13 января 2023 года









МИР КОНЧИКАМИ ПАЛЬЦЕВ

создание коллекции тактильных книг




Салехард, 2023

1. Название проекта

«Мир кончиками пальцев» - создание коллекции тактильных книг


2. Введение

Соискателем гранта является муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» города Салехарда (далее – МАУ ДО ДЮЦ), студия «Юный модельер».


Актуальность, инновационная значимость проекта


Проблема социализации детей и подростков с ОВЗ является одной из остро стоящих в настоящее время. По официальным данным статистики ЯНАО, на 1 января 2020 года в Салехарде количество детей и подростков с ОВЗ патологией органов зрения составляет более 13,5 %. На сегодняшний день в МАУ ДО ДЮЦ воспитывается 22 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (в.т.ч. 5 с нарушением зрения). К сожалению, многие из них не имеют патологии нарушения зрения (это связано с характером заболеваний). 22% - дети с патологией зрения.

Известно, что 90% информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. Возникает проблема: а что делать тем, у кого есть проблемы со зрением? Необходимо с первого года жизни формировать возможности, компенсирующие природный недостаток зрительной системы. Очень важным этапом развития компенсаторных возможностей слепых и слабовидящих детей является восполнение недостатка зрения тактильными ощущениями.

Главная функция тактильных книг - помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. Причем такие книги востребованы не только у детей слабовидящих, но и у зрячих.

Уникальность проекта заключается в создании фонда тактильных книг, с помощью которых ребенок получает знания не только о форме предмета, но и его фактуре. Кроме того, тактильная книга способствует формированию у ребенка интереса к чтению, и она становится для него «своей» книгой, и это обретение позволяет ему быть равным, то есть не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником. Центр даёт детям возможность общения со сверстниками, привлекая к посильному участию в различных мероприятиях.

Предполагается оформить экспозицию, одной из важных задач которой является содействие ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира, формированию интереса к чтению, грамотности. В МАУ ДО ДЮЦ, таким образом, будет создано оптимально организованное пространство, предназначенное для развития творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и детей младшего школьного возраста, организации их содержательного досуга.

2. Цели и задачи проекта


Цель: создание коллекции тактильных книг для использования их при обслуживании детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста

Задачи:

  • Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ по зрению в сотрудничестве со здоровыми детьми.

  • Формирование культуры сотрудничества, толерантных отношений, чувства милосердия и сострадания, коммуникативных и информационных компетенций.

  • Развитие детей-инвалидов и детей с ОВЗ по зрению в условиях систематического общения со здоровыми детьми.

  • Изготовление информационных продуктов: тактильных книг, дидактических материалов и пособий для незрячих детей.

  • Обеспечение доступа детей и их родителей к фонду тактильных книг.


3. Основная идея проекта

Основная идея проекта заключается в создании места в МАУ ДО ДЮЦ для отдыха и приятного времяпровождения для детей с ограниченными возможностями здоровья с приобретением специального оборудования.

Проект направлен на создание коллекции тактильных книг, при этом предполагается оптимально организованное пространство, имеющее не только рекреационный аспект, но также предназначенное для развития творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, организации их содержательного досуга.


4. Новизна проекта

Тактильная книга – это рукодельная книга с мягкими страницами и объемными разнофактурными «иллюстрациями», которые выполняются в самых разных техниках – шьются, вяжутся, валяются из шерсти, делаются из полимерной глины, ракушек и т.д.

Новизна проекта заключается в создании фонда тактильных книг, с помощью которых ребенок получает знания не только о форме предмета, но и его фактуре. Кроме того, тактильная книга способствует формированию у ребенка интереса к чтению, и она становится для него «своей» книгой, и это обретение позволяет ему быть равным, то есть не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником.

Благодаря тактильной книге незрячий ребенок может получить представление об объектах и явлениях окружающего мира. У него развивается осязание, мелкая моторика, обогащается словарный запас. Кроме того, наши книжки снабжены текстом, выполненным рельефно-точечным шрифтом (по Брайлю), а значит, вашему ребенку будет интересно и легко научиться читать самому.

Мы надеемся, что с этими добрыми книгами мир детей станет интереснее и богаче. И мы будем очень рады, если книги, сделанные нами, помогут детям узнать много нового, пробудят интерес к самостоятельному чтению, а главное, подарят ребенку радость совместного общения, чтения и творчества.



3. Основная часть

Целевая аудитория: дети с проблемами зрения и другими ограничениями здоровья, дошкольного и младшего школьного возраста, педагоги, специалисты и родители детей с ОВЗ.


Разработчики проекта: Каврук Валерий Иванович, директор, Кассис Светлана Николаевна, заместитель директора по учебно–воспитательной работе, Угинова Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования.


Ожидаемые результаты от реализации проекта.


Количественные показатели:

Качественные показатели:

Повышение читательской активности среди детей с патологией зрения за счёт инновационных форм обслуживания, социального партнерства и организации полноценного культурного досуга.

- обновление кабинета студии «Юный модельер» для создания тактильных книг;

-знакомство с фондом тактильных книг способствует развитию сенсорных и умственных способностей ребенка, развитию абстрактного мышления, устной речи, формированию понятийного образного мышления.


Перспективы развития и распространения проекта


Дальнейшее развитие проекта


После завершения финансирования проекта, созданные условия будут сохраняться и эффективно использоваться по назначению для занятий с обучающимися, а в дальнейшем использоваться для подготовки к по подготовке к чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills».

Для взрослой аудитории (педагоги, учителя, родители) предполагается организация методических семинаров, проведение мастер-классов по швейному делу.

Надеемся, что наш опыт работы поможет педагогам образовательных учреждений нашего города организовать такое обучение в своём учреждении, а детям – получение опыта по швейному делу.

Распространяемые (транслируемые) результаты


Проект «Мир кончиками пальцев» будет размещены в свободном доступе на сайте МАУ ДО ДЮЦ города Салехарда. Статьи, обобщающие педагогический опыт по результатам реализации проекта будут опубликованы в электронных СМИ в сети Интернет. Для ознакомления широко круга общественности деятельностью и результатами работы студии «Юный модельер» будут организованы творческие выставки.


4.План мероприятий по реализации проекта


Наименование этапа, мероприятий

Сроки начала и окончания проекта

Ожидаемые результаты

Проектировочный (поисково–аналитический) этап

Создание творческой группы по разработке и реализации проекта

март-май 2021 г.

Создание творческой группы

Поставка оборудования в МАУ ДО ДЮЦ

Август-сентябрь

Установка оборудования

«Ориентир на будущее!» (встреча с педагогами и специалистами для разработки содержания деятельности)

Апрель 2021

Повышение профессионального уровня педагогов.

Экспериментальный (внедренческий) этап

Изготовление информационных продуктов: тактильных книг, дидактических материалов и пособий для незрячих детей.

2021–2022 г.г.

Тактильные книги Изготовленные тактильные книги

«Умелые руки не знают скуки» (организация работы с целевой аудиторией посредством терапии творчеством)

2021–2022 г.г.

Изготовленные тактильные книги

Проведение педагогами мастер–классов, открытых мероприятий, участие в педагогических сессиях и семинарах

постоянно

Обучения педагогов образовательных учреждений методике швейному делу

Рекламная и PR–кампании объединения «Юный модельер»

2021–2022 г.г.

Размещение информации в СМИ, создание сообщества в социальных сетях в ВК, встречи с обучающимися школ города

Организация и проведение мероприятия «День друзей», вечер с презентацией итоговой работы

декабрь 2022 г.

Презентация тактильных книг

Обобщающий этап

Диссеминация опыта.

Освещение и обобщение результатов проекта с привлечением внимания общественности к проблеме социализации детей и подростков с ОВЗ

2021–2022 г.г.

Размещение результатов проекта на официальном сайте МАУ ДО ДЮЦ. Выступления педагогов, участвующих в реализации проекта, на секционных заседаниях муниципальных педагогических сессий.



5.Критерии и показатели эффективности реализации проекта

№ п/п

Наименование мероприятий, номинация

Показатель

наименование

значение

Проектировочный (поисково–аналитический) этап

1.

«Ориентир на будущее!» (встреча с педагогами и специалистами для разработки содержания деятельности)

Количество участников

До 20

Экспериментальный (внедренческий) этап

2.

Создание тактильных книг

Количество книг

До 10

3.

Мастер-класс «Умелые руки не знают скуки»

Количество участников

До 50

4.

Участие в мероприятия «День друзей»

Количество участников

До 400


6.Оценка рисков проекта и мероприятия по их снижению


Риски

Методы устранения

Вероятность снижения бюджетного

финансирования

Развитие платных образовательных услуг в сфере профессиональной подготовки и дополнительного образования взрослого населения города.

Игнорирование частью школьников и их родителей идеи проекта

Активизация разъяснительной работы с детьми и родительской общественностью о целях и задачах проекта

Отсутствие единых подходов в организационном процессе, вследствие не включенности в инновационную работу отдельных педагогов

Формирование стойкой мотивации членов методического объединения осуществлять педагогический процесс с ориентиром на инновационную деятельности

Недостаток педагогических кадров

Привлечение молодых педагогов, мотивация их деятельности













7.Смета проекта



Название статьи расходов

Название вида расходов

Количество

Стоимость

(руб.)

Общая сумма расходов (руб.)

средства гранта

Другие источники финансирования

2. Приобретение учебного оборудования для обеспечения и реализации инновационных проектов (программ), оборудования для внедрения здоровьесберегающих технологий

Швейно-вышивальная машина Janome Memory Craft 9900 (MC 9900)

1

137500

137 500


Вышивальная машина Janome Memory Craft 550E

1

111 610

111 610


Электромеханическая швейная машина Janome SE 518

7

16 990

118 930


Распошивальная машина Janome Cover Pro Lux

2

29 990

59 980


Оверлок Brother 4234D

2

35 990

71 980


Фетр разных цветов

100 листов

1 лист -35 руб


3 500

Вельвет

2 метра

1 мер – 500 руб


1 000

Бархат

2 метра

1 метр – 400 руб


800

Плюш

3 метра

1 метр – 440руб


1 320

Байка

2 метра

1 метр – 500 руб


1 000

Фланель

3 метра

1 метр – 230 руб


690

Ситец

5 метров

1 метр – 250 руб


1 250

Нитки

30 мотков

1 моток – 20 руб


600

Мулине

30 шт

1 шт – 10 руб


300

Фурнитура

30 шт

1шт – от 20 -50 руб


1 500

Итого:



500 000

11 960

Заключение


Таким образом, проект «Мир кончиками пальцев» является актуальным и целесообразным. В результате реализации проекта, дети и подростки с ОВЗ разовьют творческий потенциал, преодолеют психологические трудности, приобретут навыки общения, что будет способствовать их успешной социализации и откроет им новые пути для дальнейшего развития.

При условии грантовой поддержки проекта, МАУ ДО ДЮЦ будет приобретено необходимое оборудование для функционирования студии «Юны модельер». В ходе реализации проекта будут достигнуты следующие социальные эффекты:

1. Для системы образования города Салехарда:

  • увеличение охвата детей и подростков дополнительным образованием согласно Концепции развития дополнительного образования детей в РФ;

  • понимание проблем детей-инвалидов по зрению.

2. Для детей и родителей:

  • адаптация и социализация детей и подростков с ОВЗ.

  • развитие интеллектуального потенциала незрячих и слабовидящих детей;

  • развитие навыков общения;

  • воспитание толерантного отношения обучающихся к детям с ограниченными возможностями;

  • повышение степени мотивации обучающихся к занятиям дополнительным образованием.

3. Для МАУ ДО ДЮЦ города Салехарда:

  • создание условий для успешной адаптации и социализации детей и подростков с ОВЗ в сотрудничестве со здоровыми детьми;

  • проведение совместных познавательных, интеллектуальных мероприятий путем интеграции ресурсов МАУ ДО ДЮЦ и привлечения внешних ресурсов для обеспечения успешной реализации проекта.

  • создание информационных продуктов для слабовидящих детей путем организации проектной деятельности на занятиях в студии «Юный модельер»;

  • создание методической базы по тематической направленности проекта;

  • повышение эффективности использования материально-технической базы учреждения для подготовке к чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills»;

  • повышение уровня профессионализма педагогического коллектива и создание конкурентоспособной организации.