Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Детско–юношеский центр»
Рассмотрен на заседании педагогического совета МАУ ДО ДЮЦ протокол №2 от 13 января 2023 года | Согласован на заседании совета учреждения МАУ ДО ДЮЦ протокол №2 от 13 января 2023 года | Утвержден приказом директора МАУ ДО ДЮЦ №17–о от 13 января 2023 года |
МИР КОНЧИКАМИ ПАЛЬЦЕВ
создание коллекции тактильных книг
Салехард, 2023
1. Название проекта
«Мир кончиками пальцев» - создание коллекции тактильных книг
2. Введение
Соискателем гранта является муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр» города Салехарда (далее – МАУ ДО ДЮЦ), студия «Юный модельер».
Актуальность, инновационная значимость проекта
Проблема социализации детей и подростков с ОВЗ является одной из остро стоящих в настоящее время. По официальным данным статистики ЯНАО, на 1 января 2020 года в Салехарде количество детей и подростков с ОВЗ патологией органов зрения составляет более 13,5 %. На сегодняшний день в МАУ ДО ДЮЦ воспитывается 22 ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (в.т.ч. 5 с нарушением зрения). К сожалению, многие из них не имеют патологии нарушения зрения (это связано с характером заболеваний). 22% - дети с патологией зрения.
Известно, что 90% информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор. Возникает проблема: а что делать тем, у кого есть проблемы со зрением? Необходимо с первого года жизни формировать возможности, компенсирующие природный недостаток зрительной системы. Очень важным этапом развития компенсаторных возможностей слепых и слабовидящих детей является восполнение недостатка зрения тактильными ощущениями.
Главная функция тактильных книг - помощь слепому или слабовидящему ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира. Причем такие книги востребованы не только у детей слабовидящих, но и у зрячих.
Уникальность проекта заключается в создании фонда тактильных книг, с помощью которых ребенок получает знания не только о форме предмета, но и его фактуре. Кроме того, тактильная книга способствует формированию у ребенка интереса к чтению, и она становится для него «своей» книгой, и это обретение позволяет ему быть равным, то есть не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником. Центр даёт детям возможность общения со сверстниками, привлекая к посильному участию в различных мероприятиях.
Предполагается оформить экспозицию, одной из важных задач которой является содействие ребенку в обследовании и восприятии окружающего мира, формированию интереса к чтению, грамотности. В МАУ ДО ДЮЦ, таким образом, будет создано оптимально организованное пространство, предназначенное для развития творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и детей младшего школьного возраста, организации их содержательного досуга.
2. Цели и задачи проекта
Цель: создание коллекции тактильных книг для использования их при обслуживании детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста
Задачи:
Создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ОВЗ по зрению в сотрудничестве со здоровыми детьми.
Формирование культуры сотрудничества, толерантных отношений, чувства милосердия и сострадания, коммуникативных и информационных компетенций.
Развитие детей-инвалидов и детей с ОВЗ по зрению в условиях систематического общения со здоровыми детьми.
Изготовление информационных продуктов: тактильных книг, дидактических материалов и пособий для незрячих детей.
Обеспечение доступа детей и их родителей к фонду тактильных книг.
3. Основная идея проекта
Основная идея проекта заключается в создании места в МАУ ДО ДЮЦ для отдыха и приятного времяпровождения для детей с ограниченными возможностями здоровья с приобретением специального оборудования.
Проект направлен на создание коллекции тактильных книг, при этом предполагается оптимально организованное пространство, имеющее не только рекреационный аспект, но также предназначенное для развития творческого потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья, организации их содержательного досуга.
4. Новизна проекта
Тактильная книга – это рукодельная книга с мягкими страницами и объемными разнофактурными «иллюстрациями», которые выполняются в самых разных техниках – шьются, вяжутся, валяются из шерсти, делаются из полимерной глины, ракушек и т.д.
Новизна проекта заключается в создании фонда тактильных книг, с помощью которых ребенок получает знания не только о форме предмета, но и его фактуре. Кроме того, тактильная книга способствует формированию у ребенка интереса к чтению, и она становится для него «своей» книгой, и это обретение позволяет ему быть равным, то есть не ущемленным по сравнению со зрячим сверстником.
Благодаря тактильной книге незрячий ребенок может получить представление об объектах и явлениях окружающего мира. У него развивается осязание, мелкая моторика, обогащается словарный запас. Кроме того, наши книжки снабжены текстом, выполненным рельефно-точечным шрифтом (по Брайлю), а значит, вашему ребенку будет интересно и легко научиться читать самому.
Мы надеемся, что с этими добрыми книгами мир детей станет интереснее и богаче. И мы будем очень рады, если книги, сделанные нами, помогут детям узнать много нового, пробудят интерес к самостоятельному чтению, а главное, подарят ребенку радость совместного общения, чтения и творчества.
3. Основная часть
Целевая аудитория: дети с проблемами зрения и другими ограничениями здоровья, дошкольного и младшего школьного возраста, педагоги, специалисты и родители детей с ОВЗ.
Разработчики проекта: Каврук Валерий Иванович, директор, Кассис Светлана Николаевна, заместитель директора по учебно–воспитательной работе, Угинова Ольга Сергеевна, педагог дополнительного образования.
Ожидаемые результаты от реализации проекта.
Количественные показатели: | Качественные показатели: |
Повышение читательской активности среди детей с патологией зрения за счёт инновационных форм обслуживания, социального партнерства и организации полноценного культурного досуга. | - обновление кабинета студии «Юный модельер» для создания тактильных книг; -знакомство с фондом тактильных книг способствует развитию сенсорных и умственных способностей ребенка, развитию абстрактного мышления, устной речи, формированию понятийного образного мышления. |
Перспективы развития и распространения проекта
Дальнейшее развитие проекта
После завершения финансирования проекта, созданные условия будут сохраняться и эффективно использоваться по назначению для занятий с обучающимися, а в дальнейшем использоваться для подготовки к по подготовке к чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills».
Для взрослой аудитории (педагоги, учителя, родители) предполагается организация методических семинаров, проведение мастер-классов по швейному делу.
Надеемся, что наш опыт работы поможет педагогам образовательных учреждений нашего города организовать такое обучение в своём учреждении, а детям – получение опыта по швейному делу.
Распространяемые (транслируемые) результаты
Проект «Мир кончиками пальцев» будет размещены в свободном доступе на сайте МАУ ДО ДЮЦ города Салехарда. Статьи, обобщающие педагогический опыт по результатам реализации проекта будут опубликованы в электронных СМИ в сети Интернет. Для ознакомления широко круга общественности деятельностью и результатами работы студии «Юный модельер» будут организованы творческие выставки.
4.План мероприятий по реализации проекта
Наименование этапа, мероприятий | Сроки начала и окончания проекта | Ожидаемые результаты |
Проектировочный (поисково–аналитический) этап |
Создание творческой группы по разработке и реализации проекта | март-май 2021 г. | Создание творческой группы |
Поставка оборудования в МАУ ДО ДЮЦ | Август-сентябрь | Установка оборудования |
«Ориентир на будущее!» (встреча с педагогами и специалистами для разработки содержания деятельности) | Апрель 2021 | Повышение профессионального уровня педагогов. |
Экспериментальный (внедренческий) этап |
Изготовление информационных продуктов: тактильных книг, дидактических материалов и пособий для незрячих детей. | 2021–2022 г.г. | Тактильные книги Изготовленные тактильные книги |
«Умелые руки не знают скуки» (организация работы с целевой аудиторией посредством терапии творчеством) | 2021–2022 г.г. | Изготовленные тактильные книги |
Проведение педагогами мастер–классов, открытых мероприятий, участие в педагогических сессиях и семинарах | постоянно | Обучения педагогов образовательных учреждений методике швейному делу |
Рекламная и PR–кампании объединения «Юный модельер» | 2021–2022 г.г. | Размещение информации в СМИ, создание сообщества в социальных сетях в ВК, встречи с обучающимися школ города |
Организация и проведение мероприятия «День друзей», вечер с презентацией итоговой работы | декабрь 2022 г. | Презентация тактильных книг |
Обобщающий этап |
Диссеминация опыта. Освещение и обобщение результатов проекта с привлечением внимания общественности к проблеме социализации детей и подростков с ОВЗ | 2021–2022 г.г. | Размещение результатов проекта на официальном сайте МАУ ДО ДЮЦ. Выступления педагогов, участвующих в реализации проекта, на секционных заседаниях муниципальных педагогических сессий. |
5.Критерии и показатели эффективности реализации проекта
№ п/п | Наименование мероприятий, номинация | Показатель |
наименование | значение |
Проектировочный (поисково–аналитический) этап |
1. | «Ориентир на будущее!» (встреча с педагогами и специалистами для разработки содержания деятельности) | Количество участников | До 20 |
Экспериментальный (внедренческий) этап |
2. | Создание тактильных книг | Количество книг | До 10 |
3. | Мастер-класс «Умелые руки не знают скуки» | Количество участников | До 50 |
4. | Участие в мероприятия «День друзей» | Количество участников | До 400 |
6.Оценка рисков проекта и мероприятия по их снижению
Риски | Методы устранения |
Вероятность снижения бюджетного финансирования | Развитие платных образовательных услуг в сфере профессиональной подготовки и дополнительного образования взрослого населения города. |
Игнорирование частью школьников и их родителей идеи проекта | Активизация разъяснительной работы с детьми и родительской общественностью о целях и задачах проекта |
Отсутствие единых подходов в организационном процессе, вследствие не включенности в инновационную работу отдельных педагогов | Формирование стойкой мотивации членов методического объединения осуществлять педагогический процесс с ориентиром на инновационную деятельности |
Недостаток педагогических кадров | Привлечение молодых педагогов, мотивация их деятельности |
7.Смета проекта
Название статьи расходов | Название вида расходов | Количество | Стоимость (руб.) | Общая сумма расходов (руб.) |
средства гранта | Другие источники финансирования |
2. Приобретение учебного оборудования для обеспечения и реализации инновационных проектов (программ), оборудования для внедрения здоровьесберегающих технологий | Швейно-вышивальная машина Janome Memory Craft 9900 (MC 9900) | 1 | 137500 | 137 500 | |
Вышивальная машина Janome Memory Craft 550E | 1 | 111 610 | 111 610 | |
Электромеханическая швейная машина Janome SE 518 | 7 | 16 990 | 118 930 | |
Распошивальная машина Janome Cover Pro Lux | 2 | 29 990 | 59 980 | |
Оверлок Brother 4234D | 2 | 35 990 | 71 980 | |
Фетр разных цветов | 100 листов | 1 лист -35 руб | | 3 500 |
Вельвет | 2 метра | 1 мер – 500 руб | | 1 000 |
Бархат | 2 метра | 1 метр – 400 руб | | 800 |
Плюш | 3 метра | 1 метр – 440руб | | 1 320 |
Байка | 2 метра | 1 метр – 500 руб | | 1 000 |
Фланель | 3 метра | 1 метр – 230 руб | | 690 |
Ситец | 5 метров | 1 метр – 250 руб | | 1 250 |
Нитки | 30 мотков | 1 моток – 20 руб | | 600 |
Мулине | 30 шт | 1 шт – 10 руб | | 300 |
Фурнитура | 30 шт | 1шт – от 20 -50 руб | | 1 500 |
Итого: | | | 500 000 | 11 960 |
Заключение
Таким образом, проект «Мир кончиками пальцев» является актуальным и целесообразным. В результате реализации проекта, дети и подростки с ОВЗ разовьют творческий потенциал, преодолеют психологические трудности, приобретут навыки общения, что будет способствовать их успешной социализации и откроет им новые пути для дальнейшего развития.
При условии грантовой поддержки проекта, МАУ ДО ДЮЦ будет приобретено необходимое оборудование для функционирования студии «Юны модельер». В ходе реализации проекта будут достигнуты следующие социальные эффекты:
1. Для системы образования города Салехарда:
увеличение охвата детей и подростков дополнительным образованием согласно Концепции развития дополнительного образования детей в РФ;
понимание проблем детей-инвалидов по зрению.
2. Для детей и родителей:
адаптация и социализация детей и подростков с ОВЗ.
развитие интеллектуального потенциала незрячих и слабовидящих детей;
развитие навыков общения;
воспитание толерантного отношения обучающихся к детям с ограниченными возможностями;
повышение степени мотивации обучающихся к занятиям дополнительным образованием.
3. Для МАУ ДО ДЮЦ города Салехарда:
создание условий для успешной адаптации и социализации детей и подростков с ОВЗ в сотрудничестве со здоровыми детьми;
проведение совместных познавательных, интеллектуальных мероприятий путем интеграции ресурсов МАУ ДО ДЮЦ и привлечения внешних ресурсов для обеспечения успешной реализации проекта.
создание информационных продуктов для слабовидящих детей путем организации проектной деятельности на занятиях в студии «Юный модельер»;
создание методической базы по тематической направленности проекта;
повышение эффективности использования материально-технической базы учреждения для подготовке к чемпионатам Молодые профессионалы «WorldSkills»;
повышение уровня профессионализма педагогического коллектива и создание конкурентоспособной организации.