Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Калинка»
МБДОУ ДС «Калинка»
Проект
«Моя семья».
Название проекта: «Моя семья».
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.
Участники проекта: дети среднего возраста, воспитатели, родители, изо руководитель, муз.работник, физ. Руководитель, психолог.
База, реализации проекта: МБДОУ ДС «Калинка» г. Волгодонска.
Актуальность темы:
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
В современных условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша- это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы.
В Семейном кодексе говорится: «Родители являются первыми педагогами». Это действительно так. Воспитательное влияние семьи велико и, к сожалению, не всегда позитивно. От того, каков психологический климат в семье, какие сложились отношения, традиции, обычаи, во многом зависит личность ребёнка в будущем. Там, где родители в семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев семьи, дети более уверенно входят в мир взрослых, социализируются.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Очень важно в прогрессивную эпоху насыщенную сложными технологиями, информацией, и противоречиями не утратить связь, и ценность поколений. Инстинкт родственности, «голос крови» интенсивно проявляется тогда, когда родители и дети по человечески близки друг другу, связаны узами родословной, и духовной близости. Человек, что дерево, подруби корни, уничтожь живую память – засохнет.
Проблема:В результате работы и диагностики было выявлено, что дети имеют элементарные представления о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей знает своё родословное, уходят в прошлое семейные праздники и традиции. Как изменить такое положение?
Ведь мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.
Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
На наш взгляд, решение проблемы сплочения семьи, сближения взрослых и детей невозможно без участия ребенка и родителей как двух полноправных и равновеликих сторон. Именно поэтому, сегодня необходимо создавать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, семьи. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, членам своей семьи.
Исходя из этой проблемы, возникла необходимость в данном проекте.
Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи.
С помощью данного проекта решено объединить детей и родителей нашей группы в одну большую и дружную семью.
Цель проекта: Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи:
формировать у детей представления о семье;
формировать представления о родственных отношениях;
закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
воспитывать уважение к труду и занятиям членам семьи.
привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
Ожидаемый результат:
воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам,
знать историю своей семьи, семейные традиции и праздники,
повысить педагогическую культуру родителей,
установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
Сроки и этапы реализации проекта
1 Этап – подготовительный (сентябрь–2016)
№ | Содержание работы | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Подбор стихотворений, загадок, рассказов о семье. | сентябрь | воспитатели |
2. | Подбор информации для родителей. | сентябрь | воспитатели |
3. | Изготовление папки – передвижки о семье. | сентябрь | воспитатели |
2 Этап – основной (октябрь 2016 –май 2017)
№ | Содержание работы | Сроки реализации | Ответственные |
1. | Познавательное занятие «Состав семьи» | октябрь | воспитатели |
2. | Чтение произведений; С.Капутикян «Моя бабушка», | октябрь | воспитатели |
3. | Лепка; «Испечём торт для мамы» | октябрь | воспитатели |
4. | Сотворчество детей с родителями: выставка поделок «Дары осени» (из природного материала) | октябрь | воспитатели |
5. | Фотовыставка « Как я провел лето» | октябрь | воспитатели |
6. | Памятка для родителей: «Законы семьи». | ноябрь | воспитатели |
7. | Беседа «Как я помогаю дома», | ноябрь | воспитатели |
8. | Заучивание пословиц семье. | ноябрь | воспитатели |
9. | Продуктивная деятельность: «Дом моей мечты», | ноябрь | воспитатели |
10. | Составление рассказов на тему: «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома» | ноябрь | воспитатели |
11. | Консультация «Можно ли обойтись без наказания?» | ноябрь | психолог |
12. | Презентация для родителей « Правила разумного воспитания». | декабрь | воспитатели |
13. | Папка-передвижка «Тайна моего имени» | декабрь | воспитатели |
14. | Аппликация; «Украсим фартук для мамы», | декабрь | воспитатели |
15. | Фотовыставка «Как мы проводим выходные» | январь | воспитатели |
16. | Встречи с интересными людьми: рассказы родителей о своей профессии. | январь | воспитатели |
17. | Рисование « Милая мамочка моя» | январь | изоруководитель |
18. | Выставка семейных фотографий «Как мы играем дома» | январь | воспитатели |
19. | Рисование по шаблону карандашами «Моя рука - моя семья» | февраль | воспитатели |
20. | Дидактические игры «Кем быть», «Кому что нужно для работы», «Чьи детки?» | февраль | воспитатели |
21. | Консультация «Роль отца в семейном воспитании» | февраль | психолог |
22. | Конкурсная программа «Супер- мама» | февраль | воспитатели |
23. | Родительские собрания: «Семья и детский сад. Роль семьи в воспитании дошкольника», | март | воспитатели |
24. | Беседа на тему «Для чего человеку дано имя» | март | воспитатели |
25. | Консультации «Что такое генеалогическое древо?» | март | воспитатели |
26. | Рисования «Моя семья» | март | изоруководитель |
27. | Выставка «Генеалогическое древо семьи» | апрель | воспитатели |
28. | Конструирование «Мамины косички» | апрель | воспитатели |
29. | Чтение художественной литературы: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Гуси-лебеди» «Синяя чашка» М. Матвеева «Теплый хлеб» К. Паустовский | май | воспитатели |
30. | Консультация «Права ребенка в семье» | Май | Психолог |
31. |
Беседа:«Формирование навыков безопасного поведения детей дома». |
май |
воспитатели |
32. | Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин», «Будем заваривать чай», «Уложить куклу Машу спать», «Шофёр везёт груз». | май | воспитатели |
33. | Аппликация:«Разноцветный коврик для мамы (шарики и кубики) » | Май | Воспитатели |
3 Этап - Заключительный
№ | Содержание работы | Сроки реализации | Ответственные |
1.
2.
| Развлечение «Папа, мама, я – отличная семья» Родительское собрание «Счастливая семья. Какая она?»
| Май
Май | Воспитатели
Воспитатели |