СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Народная игрушка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Патриотическое воспитание играет важную роль в воспитании дошкольников в современном обществе. Поэтому данный проект будет интересен тем педагогам-дошкольникам, которые плотно занимаются народной игрушкой.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Народная игрушка"»

Актуальность темы:


Родина, Отечество.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении “Родина” пишет:

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Вид: творческий, долгосрочный (один год)

1 этап - Информационно-накопительный

  • Подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта

  • Пополнение предметно-развивающей среды

  • Изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта

  • Подбор диагностического материала для выявления знаний детей

2 этап - Организационно-практический

  • Подбор программно-методического обеспечения для реализации проекта

  • Пополнение предметно-развивающей среды

  • Изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта

  • Подбор диагностического материала для выявления знаний детей

3 этап - Презентационно – завершающий

  • Коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте

  • Определение содержания работы

  • Реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, внедрение нетрадиционных форм работы

  • Обобщение и распространение опыта работы

  • Защита проекта

4 этап - Контрольно-рефлексивный

  • Анализ достижения целей и полученных результатов

  • Определение дальнейших направлений реализации рассматриваемой в проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

Применение проектной технологии в изобразительной деятельности детей старшего возраста

Цели:

  • Систематизировать работу по развитию художественно-творческих способностей детей 5-6 лет в процессе обучения

  • Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством на примере народных игрушек

  • Повысить стремление родителей дать необходимые знания детям о русском народном творчестве

Задачи

  • Разработать перспективный план занятий по ознакомлению и обучению детей 5-6 лет с народной игрушкой

  • Учить видеть предмет, выделяя его основную форму, строение, пропорции, уметь передавать эти особенности

  • Развивать декоративное творчество детей, чувство цвета и чувство прекрасного

  • Подобратьпроизведения по народного искусству с учетом основных требований ФГОС

  • Дать представление родителям о значимости совместной деятельности с детьми

  • Приобщать дошкольников к изобразительному искусству, продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством

  • Формировать у детей эмоционально-личностное отношение к искусству, деятельности, окружающему

  • Использовать создание проблемных ситуаций, методы мотивации деятельности, интерактивные формы работы, ИКТ технологии с целью предупредить потерю интереса дошкольников к занятиям изобразительной деятельностью

  • Гармонично сочетать обучение и развитие творчества, акцентируя внимание ребенка на ощущениях, эмоциях и чувствах



Ожидаемые результаты

  • Результатом работы над данным проектом является сохранение наследия и использования его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения, что приведёт к улучшению качества социальной среды

  • Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании здоровой личности ребёнка

  • Проект активизирует участие воспитанников в творческих конкурсах и акциях патриотического направления

  • Произойдёт позитивное изменение в отношениях поколений, проявление сострадания, отзывчивости, толерантности

  • Сформируется умение доводить начатое дело до конца, повысится самооценка, появится уверенность в своих способностях

  • Создать художественную предметную среду, активизирующую самостоятельную изобразительную деятельность детей

  • Обеспечить на занятиях смену видов деятельности

  • Установить доверительные отношения с родителями воспитанников, по возможности привлекать их к образовательному процессу. 

Участники проекта

  • Дети старшей группы

  • Воспитатели группы старшего возраста

  • Специалисты дошкольного учреждения: психолог, логопед, музыкальный руководитель

  • Родители детей

Направления работы

  • Взаимодействие с детьми: дать представления о народной игрушке

  • Взаимодействие с педагогами: повышение педагогической компетентности в данном направлении.

  • Взаимодействие с родителями: педагогическое просвещение, анкетирование

Методы

  • Наглядные

  • Практические

  • Исследовательские

Работа с родителями

Ожидаемые результаты у педагогов

  • Повышение профессиональной компетентности в вопросах художественно-эстетического воспитания детей

  • Развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников

  • Углубление представлений о народном декоративно-прикладном искусстве

  • Наработка практического опыта и внедрение его в деятельность педагогов и специалистов ДОУ с целью индивидуализации педагогического процесса

Ожидаемые результаты у родителей

  • Появится заинтересованность и желание видеть в своих детях маленьких «художников»

  • Повысится уровень имеющихся искусствоведческих познаний в области изобразительного искусства

  • Проявится интерес и активность к совместной деятельности с детьми и педагогами ДОУ


Деятельность педагога

по изо

Деятельность детей

Деятельность

группы

сопровождения

ребенка

Взаимодействие

с родителями

*Входящая диагностика

Критерии:

- характеристика интереса по данной теме

- характеристика качества творческой деятельности

- характеристика качества продукции



* Календарно-тематическое планирование:

Сентябрь

- беседа на тему «Перед экскурсией в музей народной игрушки»

О. Куревина №1



Октябрь

-лепка на тему «Дымковский петушок»

И. Лыкова №2



Ноябрь

-декоративное рисование на тему «Украсим свитер»

Т. Комарова



Декабрь

- аппликация на тему «Ваза» И. Маслова №7





Январь

- декоративное рисование на тему «Украсим платочек»

Т. Комарова





Февраль

- рисование по замыслу на тему «Народная игрушка»



Март

- лепка на тему «Писанки»

И. Лыкова



Апрель

- аппликация на тему «Узор на квадрате»

И. Лыкова №14



Май

-развлечение на тему «Дымковская карусель»





*Итоговая диагностика

Критерии:

- характеристика интереса по данной теме

- характеристика качества творческой деятельности

- характеристика качества продукции

Дети выполняют задания педагога, проявляя свои знания, умения и навыки





















Дети слушают рассказ педагога, отвечают на вопросы, рассуждают, выражают собственные чувства.



Дети выполняют работу по образцу, используют пластилин нужного цвета, лепят



Дети оформляют свою работу в правильной последовательности, сортируя по цвету и форме



Дети оформляют свою работу в правильной последовательности, сортируя по цвету и форме



Дети оформляют свою работу в правильной последовательности, сортируя по цвету и форме



Дети рисуют, используя полученные навыки и умения, проявляют самостоятельность

Дети лепят, используя полученные навыки и умения, проявляют самостоятельность и фантазию

Дети складывают и вырезают из бумаги по образцу, сортируют по размеру и цвету



Дети рассуждают, высказывают своё мнение, показывают предметы по описанию, классифицируют, лепят, украшают объёмные предметы, проявляют самостоятельность.



Дети выполняют задания педагога, проявляя полученные знания, умения и навыки


*Создание развивающей среды в групповом помещении



*Разработка совместного плана



*Осуществление совместного проекта по теме «Право на семью и знания истории славянской культуры»



*Анализ результатов совместной деятельности.



*Использование продуктивной деятельности по изобразительному искусству в играх и оформлении группового помещения.

*Консультация на тему: «Декоративно-прикладное искусство – как средство развития моторики рук у детей»



*Анкетирование

«Что Вы можете рассказать своему ребенку про декоративно-прикладное искусство?»



*Выполнение творческих задач с детьми, участие в выставках детского творчества на базе детского сада



*Участие в праздниках и открытых мероприятиях детского сада






Мониторинг

Мониторинг данного проекта показал эффективность проводимой работы по обучению детей 5-6 лет с народным декоративно-прикладным искусством. Выявленное процентное соотношение наглядно демонстрирует положительные результаты.

В начале года при помощи диагностической методики «Народная игрушка » были обследованы дети старшей группы нашего детского сада. Высокий уровень развития умения изображения игрушки был выявлен у 18 детей из 25 обследованных, что составляет 41 % от общего количества детей. У остальных 7 детей был выявлен средний уровень. При этом я выявила, что особую трудность у детей вызывала передача пропорций частей тела, а у некоторых проявилось отсутствие детализации изображения. Проявлялась небрежность в цветовом оформлении изображения.

Анализ проделанной работы

Считаю, что необходимо продолжать работу по ознакомлению детей с народным декоративно-прикладным искусством. Следует уделить большее внимание этому вопросу, способствовать желанию ребенка рассматривать понравившиеся народные промыслы, высказывать свое отношение к ним, давать оценку, устанавливать взаимосвязь между содержанием, изобразительными и выразительными средствами (цвет, форма, композиция, движения, мимика, поза)

Для более успешного выполнения задач по ознакомлению дошкольников с произведениями изобразительного искусства и скульптурой необходимо пополнить развивающую среду новым дидактическим материалом, использовать в работе мультимедийные технические средства.

Литература

1. Галян Т.В. « Я рисую человека и героев сказок (из серии «Веселые

уроки Карандаша»)» - М.,БАО – Пресс, 2006

2. Научись рисовать. Волшебные истории, - М., Шаг, 1995

3.Методические рекомендации Т. Комаровой и Н.Пантелеевой «Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета», - «Дошкольное воспитание» ,№ 3 -5, 2005 г

4. Комарова Т.С. «Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота, радость, творчество» Москва, Педагогическое общество России, 2005г

4. Комарова Т.С. «Программа эстетического воспитания дошкольников «Красота, радость, творчество» Москва, Педагогическое общество России, 2005г

5. Комарова Т.С «Изобразительное искусство детей в детском саду и в школе» Москва, Педагогическое общество России, 2000г

6. Соломенникова «Радость творчества»,(для занятий с детьми 5-7 лет), Москва 2006, Мозаика – Синтез




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!